96
97
В СИТУАЦИЯХУже третий год мы живем по "новым" (почему-то их до сих пор так называют) Правилам дорожного движения. И все это время в редакцию приходят письма с вопросами о применении тех или иных пунктов этого важнейшего для водителей документа. Часть таких писем (увы, меньшая) радует: не перевелись еще у нас автомобилисты, которые вникают во все тонкости ПДД и хотят в них разобраться. Другая же часть писем (увы, большая) по меньшей мере удивляет. Судя по ним, большинство водителей руководствуются лишь несколькими основными положениями Правил и не более, а потому любая "нештатная" ситуация ставит их в тупик. С этого номера мы открываем новую рубрику "ПДД в ситуациях", чтобы вместе с читателями рассматривать часто встречающиеся, но почему-то неясные для многих (или просто игнорируемые) дорожные задачи. В этом нам помогут специалисты НИЦ ГАИ РФ. Обычный регулируемый светофором перекресток (фото 1). Две полосы для движения в каждом направлении. Из крайнего правого ряда "под стрелку" разрешен поворот. Однако водитель автомобиля, стоящего в этом ряду у стоп-линий, намерен ехать прямо, и начнет он движение, лишь когда загорится "зеленый" и погаснет стрелка. В этой ситуации желающим повернуть направо придется ждать до следующего включения дополнительной секции светофора. Как оценить ситуацию? препятствие для транспортных средств, движущихся на разрешающий сигнал светофора, но и нарушает ПДД. Остается стоять и ждать справедливого наказания по статье 115 (часть первая) КоАП (два балла и штраф до 0,2 МЗ). Ну а как же "провокаторы"? Для них, к сожалению, в Административном кодексе ответственность не предусмотрена. В то же время, если в результате их действий автомобиль, вытолкнутый из ряда, станет участником ДТП, суд имеет право привлечь нетерпеливых к нажение прямо, а те, кому он ехать на перекресток, примешает ехать "под стрелку", левее. Однако подобный няв обязаны-таки ждать следую-маневр не только создаетНИЦ ГАИ: Раздел 13 ПДД не содержит положения о действиях водителей, находящихся на крайней правой (или левой) полосе, с которой производится поворот шего разрешающего сигпри включении дополнительнала светофора. ной секции светофора с зеОбязаны.., но нередленой стрелкой. Поэтому прико приходится наблюдать отсутствии знаков 5.8.1 ("Насовсем другую картину. правление движения по поОчередь желающих полосам") или 5.8.2 ("Направлевернуть буквально "сгония движения по полосе") воняет" впереди стоящий дитель автомобиля вправе автомобиль, заставляя оставаться на крайней поло­его освободить ряд. се в ожидании сигнала свеОбычно в таких случаях тофора, разрешающего дви- водитель вынужден вы96 ЗА РУЛЕМ 4/97 *стичному возмещению ущерба за "преднамеренные действия, повлиявшие на создание аварийной обстановки".•территории) водители должны "обычные" дворовые территомежду водителями. Допуси пропускать пешеходов, чей рии. По ст. 115 (часть вторая) тим, пешеходы еще не законпуть они пересекают. Это треАдминистративного кодекса чили переход, а уже зажегся бование пункта 17.3 поддернарушителей ожидает наказа"красный". В таком случае воживает и пункт 8.3 (фото 3). В в три балла и штраф до дители, начавшие движение ние Каждый из нас знаком жилой зоне запрещаются дви­половины МЗ. на разрешающий сигнал свес понятием "свой двор". жение автомобилей со скоротофора, обязаны дать возможЗдесь мы гуляем с детьми, стью более 20 км/ч, учебная Еще одна ситуация. На ность закончить поворот тем отдыхаем на лавочках, дыезда и стоянка с работающим регулируемом перекрестке машинам, которые еще не усшим воздухом. Самое же двигателем. Это в теории. Но разрешающий сигнал пели это сделать, иными слона главное, по "улицам" накак часто водители использусветофора автомобили повами, пропустить их. Таким обших дворов мы привыкли ют жилые зоны для сквозного ворачивают направо и, как разом, сперва переходят доросвободно ходить. Но сегодпроезда на соседние улицы, это часто случается, одногу пешеходы, затем совершаня тут ездят и машины, да еще на высокой скорости, временно начинают перехоют поворот автомобили, а посмного машин. Кто имеет чем нарушают требования дить проезжую часть пешеледними проезжают машины с пункта 17.2 ПДД. Сколько напреимущество? ходы (фото 5и 6). Кто пересекаемого направления. реканий вызывают оставлен­здесь имеет преимущество? НИЦ ГАИ: В соответствии За нарушение такой посс разделом 17 ПДД в жилых ные "на ночевку" под окнами НИЦ ГАИ: В соответствии ледовательности инспектор зонах, обозначенных знаком грузовики, загромождающие с пунктом 13.1 ПДД водитель, имеет право наказать по ГАИ 5.38, пешеходы имеют преитерритории возле домов и отповорачивающий направо (илиупомянутой ранее статье 155 равляющие окружающую среналево), обязан уступить доКоАП. Поскольку в данной симущество перед транспортныду ми средствами. Иными словаотработавшими газами рогу пешеходам, переходящим туации выявить нарушителя (фото 4). Между тем ПДД запроезжую часть. В тех случами, водители обязаны пропусочень легко, кое-кто из водитепрещают в жилых зонах сто­ях, когда они не успевают пелей уже имеет во временном кать пешеходов, которые пеянку автомобилей с разрешенремещаются по проезжей часресечь улицу на зеленый сигразрешении три штрафных ной ти, расположенной вблизи домассой более 3,5 т. Отмесветофора, пункт 13.8 тренал балла, но это пока что мало мов (фото 2). Более того: итим еще, что все требования бует от водителей предостасказывается на воспитании при заезде в жилую зону и выПравил, ограничивающие дви­вить им возможность закончувства уважения к пешеходам езде из нее (напомним, она жение автомобилей в жилых чить переход. Этот же пункт основополагающего в дорожимеет статус прилегающей зонах, распространяются и на регулирует взаимоотношения ном движении на Западе. ПОСЛЕСЛОВИЕ. Из трех рассмотренных ситуаций две (вторая и третья) во всем мире наиболее наказуемы и приравниваются к выезду на встречную полосу и проезд на красный сигнал светофора. Соответственно и наказание. Печально, но у нас подобные нарушения (если они не привели к аварии) считаются пустяковыми, не заслуживающими внимания, что подтвердилось во время съемок на улицах Москвы. Посмотрите на фото. Автомобиль буквально давит пешеходов. В двадцати метрах от места съемки стояли сотрудники ГАИ и безучастно взирали на все это. Не потому ли наши дороги напоминают поле битвы? Отдел автомобильной жизниЗА РУЛЕМ 4/97 97И Гл ^»Т-*";v'^lU'TfVRm^ ^ ^\•^^чЖшШЩ ШшШшш ТтТ'Ч'гЯ НЙ ' 1 ' ~ V т*чР•••'-."'ЯШБ^.-'Ш ЬШЙШШЯЁШЯ^^Г^£ .*jf-Pjft,J;x".*/^e