78
79
(ТОРЫЕРУКИК сожалению, подавляющее большинство жителей России не столь богато, чтобы иметь автомобиль своей мечты, и покупка машины неизбежно превращается для них в решение непростой задачи: как найти компромисс между желаниями и возможностями. В такой ситуации лучше всего избегать лишней суеты и метаний из крайности в крайность. Как наметить цель, осуществить задуманное и что из этого может получиться - об этом рассказывает, опираясь на личный опыт, Кирилл ЗАЦЕПИН. ЗАМЫСЕЛ ИДЕАЛИСТА Стартовый капитал был довольно скудным - всего 4 тысячи долларов наличными. Еще две могли появиться в течение полугода за проданную в рассрочку "Таврию". Дело осложнялось тем, что по семейным обстоятельствам необходимо было сначала купить что-то, устраивавшее нас, и лишь потом расстаться с ЗАЗ-1102. Какую модель выбрать? От подержанных иномарок пришлось отказаться сразу - за такие деньги ничего толкового не найти. Да и содержать "иностранца" впоследствии будет не на что. Оставалось выбирать из автомобилей отечественного производства, причем тоже не из новых ("Ока" и Таврия" не в счет - хотелось чтонибудь посолиднев). Поскольку семейство наше малочисленное и дачным участком мы не владеем, такие факторы, как четыре двери или кузов универсал, существенного влияния на выбор не оказывали. Требовалась относительно современная, надежная, экономичная, к тому же достаточно маневренная, комфортабельная, скоростная и не слишком привлекающая внимание криминальных лиц машина для разъездов по городу и длительных путешествий во время отпуска. Идеал, конечно, недостижим. Но ближе всех к нему приближаются переднеприводные модели ВАЗа с короткими крыльями и капотом, пятиступенчатой коробкой передач и двигателем рабочим объемом 1300 см3 . "Волга" чересчур громоздка и прожорлива, "Москвич" ненадежен, ИЖ слишком устарел конструктивно. Классические "Жигули"? "Самары" превосходят их в устойчивости, управляемости, динамике, топливной экономичности, удобстве рабочего места водителя, да ив прочности кузова: вспомните, как провисают багажники пожилых 78 ЗРЛМ 4/97 А УЕ "жигулей классической компоновки. Как ни крути, а сегодня ВАЗ-2108 и его модификации лучшие автомобили России. Теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Любая новая отечественная машина по сути своей - конструктор "сделай сам". Только что сошедший с конвейера экземпляр, как правило, собран отвратительно. Его нужно доводить "до ума" и дооборудовать. Протяжка ходовой, антикоррозионная обработка, сигнализация, магнитола, а еще надежные амортизаторы и сцепление зарубежного производства (чтобы потом не тратиться на ремонт и замену "родных") - все это обернется дополнительными расходами. Если же подыскать реэкспортный автомобиль, который эксплуатировали в парниковых западных условиях, да еще с хорошо сохранившимся кузовом - то хотя бы исходный "конструктор" обойдется дешевле. Правда, теперь с введением новых таможенных "поправок" найти такую машину гораздо сложнее. Как бы то ни было, предпочтение следует отдать "восьмерке". Ее кузов обладает хорошей коррозионной стойкостью, жестче, чем у "девятки", и сохраняется лучше. Что касается механики, то именно к "самарам" продается больше всего заведомо качественных импортных запасных частей. При ремонтах это будет нелишним. Итак, задача сформулирована. В рамках отведенной суммы ищем реэкспортный ВАЗ2108 1987-1989 годов выпуска с пробегом до ста тысяч километров в хорошем состоянии, не битый, не перекрашенный. (Кстати, у старых "восьмерок" короткий капот и короткие крылья, что меньше привлекает угонщиков.) Желательны двигатель 1300 см 3 , как более надежный и экономичный, пятиступенчатая коробка передач и набор дополнительного оборудования. Затем продаем "Таврию" и на вырученное устраиваем "восьмерке" капитальный ремонт по полной программе, чтобы собрать автомобиль "почти как новый" с максимальным использованием импортных комплектующих, к тому же не прерывая надолго его эксплуатацию. "НЕВЕСТА" ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА Благодаря счастливому стечению обстоятельств поиски длились недолго. Знакомые сосватали машину, которая, судя по рассказам, почти соответствовала идеалу. ВАЗ-2108 1987 года выпуска прожил в России всего несколько месяцев, на ходу. В крупные аварии он не попадал, кузов не гнилой, общее состояние узлов и агрегатов хорошее. Двигатель - 1300 см 3 , суммарный пробег - 91 тысяча километров, цена - 3900 долларов США с оформлением за счет покупателя. Недостатки: четырехступенчатая коробка передач и отсутствие сигнализации. Короче говоря, неплохой исходный материал для технического творчества. Вскоре состоялось очное знакомство с "невестой". Надо сказать, и здесь повезло - редкий продавец "сватает" столь честно. Тщательно отмытый автомобиль стоял на смотровой канаве в теплом боксе (дело было зимой), к тому же на просьбу о пробной поездке тут же последовало: "Пожалуйста".Первым делом оценил состояние кузова. Днище ровное, без единой царапины (за девять лет эксплуатации!) и даже литые кронштейны растяжек "родные". Видно, что в скрытые полости был распылен консервант - там чисто, сухо, ржавчиной и не пахнет. В колесных нишах, на порогах и нижней части кузова - слой антикоррозионной мастики. Сохранилась она неплохо в ближайшее время повторная обработка не потребуется. Лакокрасочное покрытие обветренное, кое-где есть сколы, но в целом лежит прочно - ржавых пятен нигде нет. При внимательном осмотре на правой двери и переднем крыле видны следы работы жестянщика. Две небольшие царапины аккуратно выправлены и довольно профессионально окрашены. Пускаю двигатель, заглядываю под капот. Мотор хорошо держит холостые обороты, не дрожит. Сильных потеков масла не видно. Снимаю крышку воздухофильтра, добавляю "газ" - обильного дымления из системы вентиляции картера не наблюдается. Вакуумный усилитель тормозов новый. Судя по всему, совсем недавно поменяли и расширительный бачок системы охлаждения. Соответственно 'Тосол" и тормозная жидкость совсем свежие. Кое-что выясняется в ходе поездки. Несмотря на преклонный возраст, "восьмерка" еще довольно резвая. В ходовой посторонних шумов не слышно, но вот передние амортизаторы#% -менить внезапно скисший аккумулятор. Старую батарею сменила "Варта" емкостью 44Ач. После этого, пока договаривался о ремонте и покупал запчасти, автомобиль пробежал 3 тысячи километров без единой поломки. Сколько средств затрачено на доведение ветерана до нужной кондиции, видно из таблицы. Однако на ряде позиций, вероятно, стоит остановиться подробнее. Суровая действительность быстро вернула с небес на землю - за 2 тысячи долларов тюнинговую версию вам не сделают, но просто добротную машину собрать можно. Часть работ я делал сам, часть доверил специалистам. С двигателем поколдовал опытный моторист. Силосильно изношены - нос машины вой агрегат полностью разобрараскачивает. Сцепление в полли, почистили, промерили и... соном порядке, рулевое управлебрали. Износ был невелик, новоние и электрика тоже. Разве го "железа" не потребовалось. что фары светят тускловато - По мнению знатока своего дела, рефлекторы со временем сильмотор послужит еще достаточно долго. Заменили лишь некотоно помутнели. В заключение смотрин хорые навесные узлы, все прозяин автомобиля делает широкладки, "резинки"и сальники. Из кий жест - если возьму машину импортных комплектующих в депрямо сейчас, то в виде приза ло пошли маслосъемные колпачмагнитола "Пионер" с четырьмя ки "Гётце", хомуты "Норма", продинамиками не будет демонтикладка головки блока цилиндров рована. После недолгих рази помпа "Граф". С трансмиссией возились мышлений решил - покупаю. Всего за три часа и четыреста дольше. Четырехступенчатую тысяч рублей оформлена генекоробку передач сменила пятиральная доверенность. Сверступенчатая ручной сборки с шилось, "восьмерка" обрела ноглавной парой 4,1. Приводы колес крупного ремонта не потревого владельца. бовали - заменены смазка и наружные чехлы. А вот сцеплеВТОРАЯ молодость В первые же дни в спешние теперь полностью новое ном порядке потребовалось заоно было припасено заранее.Итальянский ведомый диск ОТА, "корзину" и выжимной подшипник приобрел в Торговом доме "За рулем". Там же купил итальянские наконечники рулевых тяг, передние тормозные колодки, "бегунок", крышку распределителя, американские высоковольтные провода. Кстати, за автомобилем действительно хорошо ухаживали. Снятые с него почти новые тормозные колодки и сцепление вместе со старой коробкой передач отдал в качестве оплаты за часть работ. С подвеской поступил так: сзади поставил новые амортизаторы отечественного производства, спереди - газонаполненные ремонтные патроны "Монро". Сигнализацию перебросил с проданной "Таврии". Вместо изрядно потертых передних покрышек Бл85 смонтировал на диски две шины "Гудьир GT-70" размерностью 165/70R13. Но основной статьей расходов стали все же кузовные работы. Желание придать автомобилю нарядный внешний вид было очень велико. Специалисты, осмотрев машину, вынесли вердикт - идеальный случай для тщательной перекраски. Гарантировали результат не хуже заводского и, представьте, выполнили обещание. Автомобиль, за исключением крыши и рамки ветрового стекла, перекрасили эмалью "Сиккенс" с подбором цвета. Подготовка была добротной, и краска, как говорится, легла. Выглядит здорово - машина словно помолодела лет на шесть.После капитального ремонта "восьмерка" пробежала еще семь тысяч. Ни одной поломки, ни одного повода для беспокойства. Даже семейное путешествие на нижнюю Волгу прошло на удивление гладко. Зимой автомобиль стоял в гараже-ракушке, дожидаясь теплых дней. В нынешнем сезоне намечаю лишь две замены - ветрового стекла (однажды на дороге попал камень) и внезапно отказавшего датчика включения фонарей заднего хода. Остается подвести итоги. Несмотря на ремонтные хлопоты, по-прежнему считаю "восьмерку" лучшим отечественным автомобилем и выбранной моделью вполне доволен. Результатом проведенных работ - тоже. Правда, затраты немалые - больше шести тысяч долларов плюс дополнительные расходы на оплату труда профессионалов. Но давайте хотя бы приблизительно прикинем, во сколько обошлась бы совершенно новая машина и легкий тюнинг с дооборудованием. Автомобиль - 7300 долларов, сигнализация - 300, антикоррозионная обработка 200, не слишком дорогая магнитола с четырьмя динамиками - 450, передние газонаполненные амортизаторы - 200, импортное сцепление - 200. По самым скромным подсчетам - 8650 долларов. Добавьте сюда страховку, стоимость устранения дефектов сборки, боязнь угона - и вы поймете, почему я так доволен своей пожилой "восьмеркой".Расходы на приобретение и капитальный ремонтДетали, узлы, работы оформления Двигатель Маслосъемные колпачки Набор сальников Прокладка крышки головки блока цилиндров Ремень газораспределительного механизма Набор хомутов зарубежного производства Прокладка картера Прокладка головки блока цилиндров Прокладка коллекторов Насос охлаждающей жидкости Защита картера Бензонасос Подушки крепления глушителя Трансмиссия Коробка передач 5-ступенчатая "Корзина"сцепления Цена,долларь США 4000 Детали, узлы, работы Диск сцепления Выжимной подшипник Наружные чехлы приводов Детали подвески, рулевого управления тормозов Амортизаторы задние Амортизаторы импортные для передних стоек, включая стоимость работ Наконечники рулевых тяг Шаровые опоры Тормозные колодки передние Тормозные колодки задние Тормозные шланги передние Тормозные диски Электрооборудование Аккумулятор импортный Фары "Бегунок" Цена, доллары США Детали, узлы, работы Крышка распределителя Прочее Уплотнители дверей Болты крепления колес Покрышки 165/70R13 - 2 штуки Цена, доллары США Автомобиль ВАЗ-2108, включая стоимость24 85414 6 95 184 4 1,5 4 21 352 27 23 13 4425 3264Колесный диск - 1 штука Покраска кузова импортной эмалью, включая стоимость работ Расходные материалы Масляный фильтр Воздухофильтр Моторное масло импортное Трансмиссионное масло импортное Охлаждающая жидкость200 15 13 13 8 10 45 100 54 2900 4.5 4,5 25 30 10ЗА РУЛЕМ 4/9779