74
75
С чего начать выбор? Как и при покупке автомобиля - с проверки документов, удостоверяющих, что торговое предприятие реализует фирменное изделие, у него есть сертификаты зарубежных (ISO, TUV) и отечественных организаций - Госстандарта (НАМИ) и автомобильных заводов. Только так нынче можно уберечься от подделок и изделий крайне низкого качества. Все в порядке у французских компаний "Автомакси" (Automaxi), "Клэйавто" (Clairauto), немецкой "Вебасто" (Webasto) и английской "Бритакс" (Britax). Продукция этих предприятий, хорошо известных в Европе, наиболее широко представлена у нас. Заметим, люки - лишь небольшая часть из того, что выпускают эти фирмы. Кстати, некоторые модели ставят на конвейерах крупнейших автозаводов во Франции, Англии и Германии. К примеру, "Вебасто" - поставщик люков для БМВ и "Мерседеса". Отмечу. что и наши автомобильные предприятия подтвердили возможность установки отдельных моделей на свои машины.Наступают жаркие дни - спастись от липкого зноя можно лишь под кондиционером или холодным душем. А что делать в машине? Открытое окно не помогает, вентилятор гонит через дефлекторы раскаленный воздух. Самый простой, пожалуй, выход - сделать люк в крыше. Вот только какой купить? Нынче на рынке их множество. Поможет это сделать Вячеслав СУББОТИН.подъемные, с тремя фиксируемыми положениями. У них самая большая из представленных величина подъема - 110 мм. Отличаются люки размерами и, соответственно, ценой. Самый маленький - "Мистраль-2" (372 на 742 мм. примерная цена 165 долларов). "Панорамик" - 425x804 мм, $210; "Бельэйр" - 390x748 мм, $165. Эти люки пользуются, пожалуй, наибольшим спросом - умеренная цена, хорошее качество, продуманная конструкция. Последнее поясним. Отверстие в крыше автомобиля не прибавляет жесткости кузову: ведь вместе с куском крыши и обивки потолка, как правило, вырезают силовой элемент усилитель. Поэтому рамка люка должна компенсировать утраченную жесткость. Рама люков "Автомакси" с этой задачей справляется. Она состоит из двух частей и выполнена из прочного легкого сплава, который хорошо противостоит коррозии. Широкие захваты рамки надежно цепляются за крышу и усилители. Они даже повышают ее жесткость, к примеру, на "жигулях" и "самарах". Такая конструкция имеет еще два плюса. Первый - под "Автомакси" можно смело резать крышу любой машины, независимо от того, какой тип обивки на потолке - жесткий (как на "Самаре") или мягкий (как в "Жигулях"). Захват шириной 40 мм прочно удержит и тряпицу, и пластик. Второй - такая рамка прощает неточности (до 20 мм) при разметке контура проема и последующей обработке крыши - широкие захваты закроют грехи. Немаловажно, чтобы профили люка (кривизна) и крыши совпадали. Все "Автомакси" по этому параметру отлично подходят к отечественным машинам. Они не выпирают и не проваливаются, а плавно замыкают вырезанный участок крыши. Разумеется, для большой машины - "Волги" и ей подобных - лучше подходит "Панорамик", для "сорок первого" "Москвича" и "жигулей" "Бельэйр", а "Мистраль-2" как нельзя лучше впишется в крышу небольшой "Самары" Конечно, нас волнует герметичность люков. Вдруг потечет - резиновое уплотнение растрескается или вскоре потеряет упругость? Французы над этим потрудились. Резина специальная - не боится ни жары, ни мороза. Если за ней следить Немецкий "Вебасто Топ слайдер" обеспечивает и вытяжку, и продувку салона - стекло поднимается и отъезжает назад, открывая небо над головой."Мистраль - 2" - люк французской фирмы "Автомакси" - самая распространенная модель на рынке. Относительно низкая цена и хорошее качество - причина популярности. "Автомакси" узнаваемы по красному кружочку замка и высокому подъему стекла, которое к тому же легко снимается. Итак, "Автомакси". Эта фирма представлена тремя основными моделями: "Мистраль-2", "Панорамик", "Бельэйр". Все три люка с ручным приводом, не сдвижные, а 74 ЗРЛМ 5/97 А УЕ ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫвместо рукоятки - мотор и кнопка, им управляющая. Конечно, электрический привод удобнее ручного, хотя к последнему привыкаешь быстро. Чтобы полностью открыть стекло, моторчику необходимо 20 секунд, а водителю на пять секунд больше. Особенность "Вебасто" - возможность установки пластмассовой непрозрачной шторки. Ее крепят к стеклу, которое вместе с ней перемещается на любую величину. Один недостаток у этой шторки - уж очень дорогая - 80 долларов! Полагаем, что наши умельцы быстро найдут ей дешевую замену. Рамки "Вебасто" отличаются от "Автомакси". У них захваты не так широки, но не менее прочны (они тоже сделаны из металла хорошего качества). Установка требует тщательной подготовки - допуск на отклонение от чертежа ± 1 мм. Нижняя металлическая рамка закрывается пластиковой накладкой. Ее задача - сделать вид проема изнутри по-немецки строгим и опрятным. Широкие края накладки повторяют профиль обивки потолка, переходят к стеклу, скрывая утяжки и складки материала возле металлической рамки. "Вебасто" предлагает покупателям стекла двух типов - тонированные ис растром. Покупатели спрашивают последние чаще - солнечный свет рассеивается больки весьма похожи по конструкции и действию на "Автомакси". Правда, они чуть проще, в них нет замка, максимальный подъем всего 80 мм, но зато в 031 есть две небольшие шторки для пассажира и водителя. В этом их изюминка. Первый люк для больших машин, второй -для маленьких. Еще одна французская компания "Клэйавто" представляет три одинаковых по размеру люка, но с различными приводами. Все они сдвижные, работают исключительно на "продувку" салона. "Клэйавто" сдвигают рукой ($260), "Дуо" - ручным механизмом ($290), "Плюс" - электромотором ($525). Происходит это так: стекло приподнимают на 3 мм и перемещают назад по специальным полозьям, установленным на крыше, полностью открывая проем. Эти три модели лучше всего подходят для универсалов и незаменимы там, где крыша имеет специальный профиль (то есть негладкая). Для вазовской "четверки" лучшего не найдешь. В заключение еще раз обращаем внимание. что люк в крыше - устройство весьма удобное, хотя до кондиционера ему далеко. Прорезать отверстие в крыше своего любимого аппарата отважится не всякий, ("запломбировать" ее очень сложно), поэтому советуем перечитать публикации на эту тему (последняя - в ЗР, 1996, № 10), посоветоваться с коллегами, возможно, проехать в машине, оборудованной люком, и уж потом принять решение. Установка люка по московским ценам стоит недорого - 80 долларов и занимает не больше часа. Эту операцию можно сделать и самому, если аккуратно снять обивку, а затем воспользоваться электродрелью и ножницами по металлу. Купить или смонтировать представленные люки можно у официального дилера в Москве - фирмы "Луис", возможно, эта услуга получила развитие ив вашем городе, поинтересуйтесь.К расположенному впереди механизму управления (электрический и ручной) люков "Вебасто" не нужно тянуться и отрываться от спинки сиденья. (иногда очищать от грязи и пыли, а в холода обрабатывать силиконовой смазкой), уплотнение будет служить долгие годы. Недаром "Автомакси" установило гарантийный срок на свои люки - три года. Хорошему прилеганию стекла к уплотнителю немало способствует специальный замок в подъемном устройстве. Закрытый, он слегка поджимает стекло. Есть у замка и еще одно преимущество: такой люк не открыть снаружи. И последнее. "Мистраль-2", "Бельэйр" комплектуют стеклами с растром (сеткой), а "Панорамик" - еще тонированными и зеркальными. Все стекла защищают салон от ультрафиолетовых лучей. "Вебасто" (самая именитая на европейском рынке) представляет наиболее широкую гамму люков: "Мондьяль" (394x772 мм, $130), "Топ слайдер-3" (482x820 мм, $390), "Топ слайдер-2"(483х825 мм, $390), "Топ слайдер-медиум" (394x764 мм, $300). Причем у последних двух есть варианты с электрическим приводом. Такие, конечно, дороже долларов на 150. Все люки "Вебасто" - сдвижные, за исключением модели "Мондьяль" - она похожа на "Мистраль-2" и открывается только вверх. Впрочем, сдвижные люки тоже поднимаются, правда, на небольшую величину - 60 мм. потом их можно сдвинуть назад расстояние внушительное. "Вебасто" открывает окошко в три четверти длины проема. Управляются люки спереди, на уровне солнцезащитных козырьков, а не сзади, как у "Автомакси". Положение "Вебасто" не имеет фиксированных точек. Оно может быть любым и задается только количеством оборотов ручки, приводящей в движение зубчатый механизм и через него - стекло."Клэйавто" (Франция) только сдвижной. Полозья крепят на крыше, а не в проеме, как у "Вебасто". Единственный вариант для автомобилей с крышей, имеющей профиль жесткости как на ВАЗ-2104.ше, а потому он "мягче". Полагаем, что в местностях, где радуются каждому солнечному деньку, они предпочтительнее. Как и люки "Автомакси", "Вебасто" по профилю пригодны для всех отечественных автомобилей. "Медиум" - самая популярная модель у владельцев "самар", "жигулей", "москвичей". "Топ слайдер-2" и 3 больше подходят к "волгам", хотя их можно ставить и на вышеперечисленные модели машин. Английская фирма 'Бритакс" представлена пока двумя моделями: 031 - 438x832 мм, $190 и 006 - 375x781 мм, $130. Эти люАнглийский "Бритакс-031" имеет встроенные шторки для тех, кому надоело солнце.•Здесь, кстати, кроется основное отличие люка с электроприводом от ручного:ЗА РУЛЕМ 5/97 75