151
(воимиАлами• ЭЛЕКТРОМАГНИТ °* ВМЕСТО ИГЛЫЕще на старенькой "трешке" мне досаждал износ иглы поплавковой камеры. В те времена игольчатый клапан можно было приобрести только на станции техобслуживания, и непременно "с установкой" (то есть оплатив работу мастера). Поэтому сначала я научился обрабатывать конус иглы шкуркой-"нулевкой", а затем заново притирать к седлу. Но эта операция была сложной, а эффект - непродолжительным. "Трешка" опять начинала "есть" лишний бензин и снижать обороты холостого хода. А если глохла, то завести ее было непросто. Намучившись с клапаном, я решил сделать его ... электромагнитным. Штатный клапан из крышки карбюратора удалил, на картонную прокладку под крышку наклеил геркон 11 (см. рис.), провода от него вывел наружу. Затем разрезал бензопровод 1 между бензонасосом и входным штуцером карбюратора и вставил электромагнитный клапан-секретку 2: он открывает проход бензина при подаче на него 12 Ви перекрывает его при отключении напряжения. К поплавку 9в карбюраторе прикрепил маленький магнит 10 для управления герконом. Здесь пришлось повозиться, чтобы выставить уровень срабатывания геркона при приближении к нему магнитика: бензин очень легкая жидкость и поплавок ощутимо притапливается при навешивании магнитика хотя бы в2 грамма весом. Рядом с карбюратором укрепил реле. Дело в том, что геркон может включать и выключать лишь слаботочные цепи, а электромагнитный клапан требует тока в 0,3 А. Реле служит усилителем - оно включает и выключает клапансекретку, открывая и закрывая подачу бензина в поплавковую камеру. Система успешно работала на "трешке", ф поэтому закономерно "пересела" и на сменившую ее "Ниву". Однако здесь я дополнил ее своеобразным противоугонным устройством. Провода от геркона и клапана-секретки вывел на маленький разъем 4, который укрепил рядом с замком зажигания. В ответной части разъема разместил электронный усилитель 5. Получился брелок размером чуть меньше ключа зажигания. Перед тем, как включить зажигание, я вставляю брелок в разъем (брелок - на цепочке ключей зажигания). На самом брелоке есть лампочка 6, которая загорается при открытии клапана-секретки и гаснет при закрытии клапана. Таким образом я вывел информацию об уровне бензина в карбюраторе на * щиток приборов. Оказалось, она нередко бывает очень ценной, например, жарким Кому из владельцев "жигулей" не знакома вечная беда карбюраторов "Озон" - быстрый износ иглы запорного клапана поплавковой камеры и, как следствие, перелив карбюратора, перерасход топлива, немыслимый процент СО в выхлопе? Автомобилисты по-разному относились к этому "врожденному" дефекту "Озона" - кто менял иглы одну за другой, а кто пытался решить проблему радикально. Например, москвич Олег РУПЧЕВ додумался... вообще удалить запорный клапан.9летом в дорожной пробке. По моему опыту, остановка сильно нагретого двигателя тут же оборачивается перегревом карбюратора. И завести двигатель можно только по про-•Схема включения электромагнитного запорного клапана: 1 -бензопровод; 2-запорный клапан; 3 - " + " питания; 4 - разъем; 5 - брелок; 6 - сигнальная лампа; 7 - провода; 8 - уровень бензина; 9 - поплавок; 10-магнит; 11-геркон.шествии длительного времени, ценой нервотрепки - в том числе водителей, чьи машины ждут сзади. Алгоритм работы лампы таков: при нормальных условиях движения лампа горит секунду-две, причем при холостом ходе прогретого двигателя гаснет на 20-25 секунд, затем снова загорается на одну-две секунды и так далее. При нормальной езде периоды выключения лампы сокращаются до 4-5 секунд. При неисправности системы питания, например засорении бензопровода, время горения лампы увеличивается. Я настолько привык за три года к этой лампочке, что не реагирую на ее мигания, но сразу настораживаюсь, если она горит дольше положенного. Застряв в жаркую погоду в пробке, я стараюсь по возможности (при горящей лампе) просто не нагружать двигатель. Когда он работает, то даже на холостых оборотах все-таки охлаждается, хотя и потребляет мало бензина. Если в этот момент резко открыть дроссельную заслонку, то горячий, задыхающийся от паров бензина бензонасос может и не справиться с заполнением карбюратора. Зато при погасшей лампе я, как и все, двигаюсь вперед. По моим наблюдениям, этот подход достаточно эффективен, и в пробках я пока ни разу капота не открывал. Для проверки противоугонной системы я отдал автомобиль с ключами специалисту-автослесарю с просьбой "угнать" его. Он первым делом открыл капот, увидел клапан-секретку, снял его и заменил медной трубочкой, соединив таким образом разрезанный мною шланг. Потом включил стартер. Двигатель даже не чихнул, создав впечатление, что отключено зажигание. А секунд через 10-20, когда за ­ пахло бензином,специалист сказал: "У тебя игла запала". Узнав устройство системы, он взял кнопку с двумя проводами, аккуратно отсоединил мои провода от клапана-секретки и через кнопку присоединил клапан к аккумулятору. После этого он смог завести двигатель, но не более чем на 20 секунд, а о езде и речи быть не могло. Потом он подумал и сказал: "Да никто с твоей машиной колупаться не будет. Машину или заводят сразу, или уходят". Мне понравились слово "колупаться" и вывод, сделанный специалистом. В заключение хочу сказать, что за три года эксплуатации было две неисправности. Однажды из-за ненадежного крепления отпал магнитик от поплавка. В другой раз я оторвал ногой провода от секретного разъема (они были проброшены временно по полу кузова). Это, конечно, мелочи - в целом же система работает нормально. Недавно я разобрал клапан-секретку и удивился тому, что он практически не износился, Желающим оснастить свой автомобиль подобной системой могу сказать, что сделать это не так просто, а при несоблюдении некоторых нюансов даже опасно. Кажущаяся простота идеи обманчива. Технологическое исполнение ее должно отвечать определенным нормам. ЗА РУЛЕМ 5/97 151