33
34
35
ПРЕЗЕНТАЦИЯМАТИКАЧетырехглазый "Мерседес" Е-класса уже перестал быть в России экзотикой. Никто не оглядывается вслед, не показывает пальцем - привыкли. Недавний новичок, он прочно занял место под солнцем и одну за другой примеряет на себя разные технические новинки. Не следить за модой им. господам благородных кровей, никак нельзя. Чуть замешкался, конкуренты покажут неуместный в высшем обществе, но оттого не менее обидный кукиш. Дабы показать, что с ним подобное не случится, что он всегда в отличной форме, "Мерседес" собрал господ журналистов в Австрийских Альпах. Поводом послужили обновки, предназначенные для Е-класса: новый V-образный шестицилиндровый мотор. полный привод, умная система тормозов, ну и так. по мелочи. С одной из этих мелочей и началось знакомство с машиной. Ключ от "Мерседеса" теперь весь из себя электронный: нажал на одну кнопочку - открылась передняя дверь, нажал подольше - еще и задняя, потом люк, стекла, отдельная кнопка для багажника. Этот же ключ надо вставлять ив замок зажигания. Удобно, слов нет. Как говорят специалисты фирмы, еще и очень надежно в плане•».сохранности автомобиля. Ну. насчет этого есть авторитеты покруче их инженеров криминальные. Вот пообщаются ребятки поплотнее с умным немецким устройством. и милицейская статистика сразу покажет. насколько хорошо оно защищает машину. Следующая новинка показалась вначале куда более интересной: тормоза, которые тормозят вроде как сами по себе, стоит водителю только до педали дотронуться. На деле все оказалось сложнее и... проще. Тормозит система "Брейк-эссист" (BrakeAssist) не всегда и не сама по себе. Чтобы система сработала и могучий соленоид, установленный в усилителе тормозов, нажал Е-класс получает новую "начинку" внешность пока осталась без изменении. Этот внушительных размеров универсал по внутреннему объему даст фору многим конкурентам.V**I•У^'ккак следует , водитель должен тормозить очень резко, как это бывает, когда на пути неожиданно появляется препятствие. Обмануть систему сложно. Чтобы она признала торможение экстренным и пришла в действие, перекидывать ногу с газа на тормоз нужно максимально быстро и давить на педаль очень резко. Тут-то "Брейк-эссист" и поможет выиграть те. возможно, решающие метры до препятствия. Вдоволь потормозив на крыше паркинга в Зальцбургском аэропорту, научились тормозить, по мнению умной системы, "экстренно", о чем сигналил зуммер, специально для этого установленный на испытательных машинах - "тествагенах". Потом систему отключили (на серийных машинах отключение не предусмотрено), снова тормозили. но разницы, такой, чтобы была видна невооруженным глазом, не заметили. Сомнение разрешил "мерседесовский" спец. Суть его пояснений свелась к следующему: "Вы. уважаемые герры. своими огромными ботинками топчете тормоз с таким усердием и силой, что сами себе "Брейк-эссистами" становитесь. А кто послабее, тот систему быстрее почувствует". Усекли - вооруженные новыми знаниями, тормозили резко, но не так, чтобы сильно. Зуммер пищит, машина резко гасит скорость. Вроде работает!.. З РЛМ5 97 А УЕ 33 Система "Брейк-эссист" помогает водителю остановить машину в экстренной ситуации. Но даже электроника не всесильна. Понимая это, шлагбаум, изображающий препятствие, сделали мягким и на шарнире.Спедующая "обновка" для Е-класса два новых шестицилиндровых V-образных двигателя объемом 2,8 и 3,2 литра. Эти моторы недаром называют изделиями будущего - с такой техникой "Мерседесу" не стыдно войти в новое тысячелетие. Созданные с применением современных материалов и технологий, унифицированные двигатели отличаются прекрасными характеристиками: мощны, экономичны, отвечают строжайшим экологическим требованиям к токсичности выбросов. "Мерседес" отказался от популярной ныне четырехклапанной схемы газораспределения. У новых моторов по три клапана на цилиндр: два впускных и один выпускной, причем приводятся они одним распределительным валом. Другая особенность моторов - две свечи на цилиндр. Двигатели новые, кстати, авангардны для "Мерседеса" и по компоновке. Десятилетиями под капотом со звездой царствовали рядные "шестерки". И вот - традиция нарушена. Причины? Компактность, компоновочные соображения и, возможно, перспективы установки двигателя на другие модели. Хорош агрегат, но водитель "Мерседеса" ощущает его мощь и совершенство очень своеобразно. Остротой и резкостью Е-класс никогда не отличался. Просто чувствуешь, что под капотом всегда "хватает", а сколько там сил или ньютон-метров - не очень-то интересно. Главное, что "мерседесовский" мотор - это надежно, долговечно и нехлопотно. У нового двигателя, кстати. объем обслуживания заметно сокращен. Что вызывает ощущение излишней размеренности и некоторой неповоротли34 ЗРЛМ 5/97 А УЕвости мощного автомобиля, так это коробка-"автомат". Флегматичный агрегат, кажется, ничто в мире не может вывести из состояния задумчивости. Езда с "автоматом" проста, неутомительна и действует, словно хорошее снотворное, даже на извилистой горной дороге. Конечно, это только личное мнение одного человека. Многие, возможно, находят в таком способе передвижения особую прелесть. Хваленому "Брейк-эссисту" за весь перегон от Зальцбурга до курортного местечка Бад-Кляйнкирххайм (вспомнили немецкий!), намеченного конечной целью нашего путешествия, поработать так и не пришлось. Нештатных ситуаций не случалось, а давить на тормоза, когда скорость потока далеко за сотню, как-то не хочется. А вот другой системе, противобуксовочной, потрудиться пришлось, и немало. На перевалах, через которые мы перебирались, шел густойснег. Но к этой системе вернемся чуть позже. Пока отметим маленькую особенность управления Е-"Мерседесом". На машине установлен ограничитель максимальной скорости. Очень, надо заметить, удобная штука: нажал на рычажок слева от руля, установил его покачиванием нужный предел и катись себе спокойно - быстрее, чем надо, машина не пойдет. Только вот рычажок этот занял место привычного переключателя света и указателей поворота. Последний, который на "Мерсе" управляет еще и стеклоочистителями, переместился куда-то вниз. Орудовать им не очень удобно. То, пытаясь включить "мигалку", жмешь в ожидании щелчка на ограничитель скорости, то, нащупав нижний рычажок, неуклюже врубаешь им ненужный дальний свет. Но все эти мелочи - чепуха по сравнению с тем. что приготовили нам на утро. "Фирматик" ("4-matic") - полноприводный "Мерседес"! Вещь редкая, а оттого еще более интересная. Не все читатели знают, что настоящая родина полноприводных немецких автомобилей - Австрия. Здесь делают трансмиссию для "Фольксвагена-Синкро", здесь строят вездеход "Мерседес" серии G. "4-матик" - не исключение. Может. поэтому представлять машину прессе тоже решили в Австрии? Дорогу для знакомства с полноприводной моделью прокладывали явно с умыслом. Полсотни с небольшим километров через национальный парк - бесконечный серпантин, подъемы и спуски. Чтобы дать прочувствовать все прелести полного привода, в избытке присутствует снег, а забрался чуть повыше - тут уже настоящая метель начинается. Чтобы господа журналисты сильных впечатлений понабрались, в наличии все атрибуты горной дороги -Новый V-образный шестицилиндровый "мерседесовский" двигатель. На нашем автомобиле - объемом 3,2 л. Есть у него и унифицированный 2,8-литровый младший брат./-=JS£J отвесные стенки, обрывы, огороженные редкими столбиками, и снег, снег, снег. А проехать здесь предстояло на автомобиле не совсем обычном. Видимо, решив, что обычная механическая трансмиссия, пусть даже самая сложная, - пройденный этап, инженеры "Мерседеса" доверили перераспределение момента по колесам опять-таки электронике. Несимметричныймежосевой дифференциал перераспределяет момент в соотношении: 65% на задние колеса и 35% на передние. А дальше. чтобы машина была послушной на любой дороге, в действие вступает ESP, попросту говоря, электронная система стабилизации. Вкратце ее действие можно пояснить так: ежели автомобиль идет не туда, куда повернуты передние колеса, специальные датчики, отслеживающие угол поворота колес, боковое ускорение автомобиля, его вращение вокруг вертикальной оси. сообщают свои данные электронным "мозгам". а те. в свою очередь, дают команду на подтормаживание какого-то колеса (или колес) (о подобной системе - см. ЗР, 1996. № 11). Похожим приемом пользуются автогонщики - чтобы изменить траекторию автомобиля. подтормаживают на ходу левой ногой или ручным тормозом. Здесь, в "Мерседесе" функцию "левой ноги" выполняет система ESP. Как же ведет себя машина, оборудованная системой ESP, на заснеженной горной дороге? Прежде всего, эффект от ее работы сразу заметен: автомобиль сам. по собственной инициативе, корректирует траекторию движения. Правда, делает это замедленно, как бы нехотя - опытный водитель осадил бы непокорную машину куда быстрее. Наверное, поэтому "поплывшему" в узком повороте "Мерседесу" тесновато, система стабилизирует траекторию в опасной близости от кювета (обрыва, обочины). Попробуем обмануть технику. Что будет. если войти в поворот, прижавшись к внутренней бровке? На выходе машину немного вынесет наружу, и она снова окажется на своей полосе. Так должно получиться без ESP. а на деле вместо того, чтобы сдрейфовать на больший радиус, машина стремилась еще больше ввинтиться в поворот. Все. хватит упражняться. ESP не любит, когда слишком горячий водитель пытается управлять машиной в критической, по ее мнению', ситуации на скопьзкой дороге. Поэтому лучше всего в такие ситуации не попадать, а уж копи попали, положитесь на систему стабилизации: пусть помогает, для этого ее и разрабатывали. Есть, правда, еще один способ - отключить ESP клавишей на центральной консоли. Неплохой ход - если бы можно было отключить еще и противобуксовочную систему. А то едва почувствовал, что машиной этой можно управлять, сразу лишился тяги на колесах в нужный момент. Электроника снова приняла решение за водителя: ей. видите ли, кажется, что слишком скользко, а пробуксовки колес допускать никак нель-В общем, всем хорош напичканный разнообразными системами "Мерседес" Е-класса. Более умную машину сыскать трудно. Правда, тот водитель. который любит и умеет контролировать любое движение автомобиля, в ответ на неуместное. по его мнению, вмешательство электроники только недоуменно пожмет плечами. Зачем, мол? Все те достижения науки и техники. которыми оборудован "Мерседес", напротив, призваны избавить человека за рулем от лишних проблем. Такие старания в полной мере оценят те. для кого машина прежде всего средство передвижения. Сел, поехал - быстро, удобно, надежно, без проблем. А коли речь зашла о большом "Мерседесе", так еще и престижно. Прагматиков, которым недосуг вникать во все тонкости управления автомобилем - в жизни других дел немало, предостаточно. Наверное, поэтому большой, солидный. широко автоматизированный Е-класс покупательским вниманием отнюдь не обижен. Игорь ТВЕРДУНОВ Фото автора и фирмы "Мерседес-Бенц"