144
145
^оимийлами" фОЛЬКСВАГЕН-ПАССАТ": 4 f МЕНЯЕМ ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬВ нашем автомобиле 1989 года выпуска установлен бензиновый восьмиклапанный двигатель рабочим объемом 1,8 л. Его обозначение "RP" нанесено на блоке цилиндров. Порядок замены зубчатого ремня привода газораспределительного механизма аналогичен для всех восьмиклапанных бензиновых двигателей "Фольксваген" объемом 1,8 и 1,6 л. Эту операцию выполняют при очередном обслуживании (через 100 тыс. км пробега) либо при обнаружении дефектов ремня - трещин, расслоений - еще до указанного срока. Промедление с заменой чревато обрывом и разрушением деталей мотора. Поршни непременно ударят по замершим (открытым) клапанам. В лучшем случае погнутся их стержни, в худшем - разрушатся поршни и даже блок цилиндров. Из специнструмента понадобится 12гранная торцевая головка "на 19" - для отворачивания болта, крепящего шкив на переднем носке коленчатого вала (фото 1, указан желтой стрелкой). Все операции лучше выполнять на подъемнике или на яме. Сначала отвернем тот самый болт со специфической головкой. Как правило, он затянут большим моментом и отвернуть его непросто. Для этого поворачиваем колеса вправо до упора и надеваем упомянутую головку "на 19" на болт коленвала (с правой стороны двигателя). Удлинители торцевого ключа опираем на подставку (подойдет гидравлический домкрат) так, чтобы ось вращения ключа была параллельна полу и ориентирована как продолжение оси коленвала (фото 2). Чтобы стронуть болт, необходимо зафиксировать от вращения коленчатый вал. Лучше всего удерживать его за маховик. Застопорить двигатель через коробку передач и тормоза не удастся - рычаг торцевого ключа будет пружинить, а болт все равно не поддастся. Поэтому в картере сцепления (с левой по ходу автомобиля стороны) вынимаем резиновую пробку, закрывающую лючок, через который виден маховик и регулировочные метки (фото 3). Вставляем узкий конец монтажной лопатки между зубьями маховика и опираем ее на картер сцепления (фото 4). Помощник удерживает маховик монтажкои, а механик, удлинив рычаг торцевого ключа подходящей по диаметру трубой, отворачивает злополучный болт. Но ненамного - всего на 1/3 оборота. Несколько операций выполняем свер144 ЗА РУЛЕМ 5/97 йоимийламиху. Отверткой ослабляем хомуты на трубе подачи воздуха к корпусу дроссельной заслонки (впускному коллектору) и снимаем ее (фото 5). Ключом "на 13" немного отворачиваем болт на планке для регулировки натяжения ремня в месте крепления ее к мотору (фото 6). Тем же ключом ослабляем затяжку болта (фото 6, указан зеленой стрелкой), фиксирующего генератор на этой планке. Ключом "на 22" вращаем болт-шестерню, перемещая ее в удаленную от мотора часть прорези (фото 6, в направлении желтой стрелки). Сверху или снизу, как показано на фото 7, ослабляем ключом "на 13" гайку кронштейна для регулировки натяжения ремня гидроусилителя руля. Отворачиваем на два-три оборота гайку натяжного устройства ремня гидроусилителя (фото 8). Очистив металлической щеткой регулировочный болт от грязи (на фото 1 указан красной стрелкой), отворачиваем его ключом "на 13" почти до конца (на фото 8 его головка указана желтой стрелкой). Отворачиваем накидным ключом "на 13" болт крепления усилителя (фото 8, указан голубой стрелкой) с другой стороны (снизу). Головкой "на 13" с коротким удлинителем отворачиваем немного еще один болт, фиксирующий корпус насоса гидроусилителя и, соответственно. натяжение ремня (фото 9). Болт скрыт от глаз, но его несложно обнаружить и накинуть торцевой ключ. С помощью молотка и деревянного бруска сдвигаем корпус насоса гидроусилителя до упора к мотору (фото 10) и, поддев клиновой ремень, снимаем его со шкивов. За ним снимаем и ослабший клиновой ремень привода генератора. Отстегиваем две пружинные защелки и снимаем верхнюю часть кожуха зубчатого ремня (фото 11). Торцевым ключом "на 10" отворачиваем две гайки, притягивающие заднюю верхнюю часть кожуха ремня (фото 12), и снимаем ее. Далее ориентируем положение вращающихся деталей двигателя по соответствующим меткам или, как говорят, "выставляем метки". Включаем пятую передачу и, зафиксировав от вращения одно из колес, вращаем другое и вместе с ним - коленчатый и распределительный валы. С обратной стороны зубчатого шкива распредвала есть две метки - черточка и небольшое круглое углубление - это метки шкива. Ставим углубление (фото 13, указано красной стрелкой) на высоте верхней части заднего металлического кожуха ремня привода распредвала (фото 13, указана зеленой стрелкой). В лючке маховика совмещаем черту с цифрой "0", выбитые на маховике, с приливом на картере сцепления (фото 14, указано стрелкой). Черта, выбитая на зубчатом шкиве распредвала, должна быть на уровне плоскости разъема крышки и головки цилиндров. Отворачиваем ключом "на 10" гайку крепления нижней части кожуха ремня (фото 15) внутри и болт (фото 16) снаружи. Ключом "на 15" ослабляем крепление натяжителя зубчатого ремня (фото 17) и поворачиваем ролик вниз. Снизу отворачиваем до конца болт из коленчатого вала, удерживая его от вращения за шкивы. Поддеваем монтажной лопаткой блок шкивов и аккуратно сдвигаем его с переднего носка коленвала (фото 18). Ключом "на 10" и шестигранником "на 5" отворачиваем еще два болта крепления нижней части кожуха зубчатого ремня (фото 19). Снимаем кожух и ремень. Окончание - на стр. 148ЗА РУЛЕМ 597 145