148
(воимийламипредельно осторожны: графитовое кольцо легко расколоть и сальник придет в негодность. Теперь запрессовывают подшипник с валиком (вернемся к рис. 8), используя уже упоминавшееся приспособление (рис. Рис. 11. Ступица 6, детали 1, 2 и 4) и большие слесарные шкива и тиски или пресс. Удары опасны не только вентилятора насоса для сальника, но и для подшипника - пояВАЗ-2101...2107. вление лунок (отпечатков шариков на дорожках качения) от ударов совершенно делительного механизма, если у вас есть недопустимо. Но обычно посадка подшипв запасе эти детали. Перед съемом ника больших усилий не требует. Важно не забыть о том, что в конце крыльчатки обязательно нужно отметить ее положение на валике для последующезапрессовки отверстия под стопорный винт в подшипнике и корпусе (крышке) го контроля при напрессовке. Извлечь целиком сальник при устанодолжны совместиться, для чего наружное вленном подшипнике практически невозкольцо с самого начала операции нужно можно, да и не нужно. Достаточно отоправильно сориентировать относительно гнуть усики (см. рис. 3) и вынуть внутренкорпуса (крышки). Затянув стопорный винт, гнездо вокние детали. Возможно, когда-нибудь вам пригодится графитовое кольцо 4, реже - руг него зачеканивают, чтобы исключить пружина 3и ее чашки. Манжету 2 обычно его ослабление и самоотворачивание при выбрасывают. Оставшийся в гнезде корработе. (В случае пополнения смазки в пус 1 можно извлечь плоскогубцами. Он подшипнике, о чем мы говорили, это тоже деформируется и для последующей сборнужно не забыть.) Ступицу 8 (см. рис. 1) или шкив 7 (см. ки негоден. Главное же - не деформировать или как-нибудь еще не повредить рис. 2) напрессовываем на валик (натяг посадочное гнездо сальника в корпусе 0,06-0,1 мм), используя те же тиски (пресс) и следя за соблюдением посадоч(или крышке). Новый сальник осторожно запрессоных размеров, иначе плоскости вращения вывают простейшей деревянной оправкой шкивов на двигателе могут не совпасть. диаметром 40 мм с отверстием в центре При напрессовке ступицы 8 (см. рис. 1) диаметром 16 мм - под валик насоса. для этого служит опора 1 (рис. 10). Можно изготовить также приспособление, Чтобы напрессовать на валик крыльпоказанное на рис. 6 (владельцам нечатку 4, достаточно использовать опору 1 большой мастерской, например). Его дена переднем конце валика и фанерку со тали 2, 3 и4 используют при запрессовке стороны крыльчатки. Весь "пакет" сжимасальника, а при запрессовке подшипника ется тисками. Некоторые умельцы обхо(см. ниже) - 1, 2 и 4. Запрессовку лучше дятся даже без опоры, но важно в самом делать, используя пресс или тиски. Удары начале не перекосить детали и не повремогут быть губительными для графитового дить передний торец валика. Сложное кольца. приспособление, которое рекомендовали в некоторых книгах, при единичных случаях ремонта не требуется. ЗАМЕНА ПОДШИПНИКА При напрессовке крыльчатки не заВ этом случае нужно демонтировать ступицу 8 (см. рис. 1) или шкив 7 (см. рис. бывайте контролировать размер А, от ко2). Это делается универсальным съемниторого зависит зазор между лопатками ком, как и некоторые дальнейшие операкрыльчатки и стенками подводящего жидции (рис. 7). Но для ВАЗ-2101.„2107 можкость канала, а также сила, прижимающая но изготовить и несложный съемник, поманжету к графитовому кольцу. Зазор казанный на рис. 7, б. больше предусмотренного (например, на Выворачивают стопорный винт на"Жигулях" это 0,9-1,3 мм) ухудшает раборужного кольца подшипника и выпрессо- ту насоса, а его уменьшение приводит к вывают подшипник в сборе с валиком и риску контакта лопаток со стенкой. Знасальником по направлению к сальнику - чит, лучшее - это величина, заданная внутрь (рис. 8). Естественно, перед этим чертежом, при которой обеспечено и опдолжна быть снята крыльчатка. Бывает, тимальное сжатие сальника. подшипник извлекается довольно легко И последнее. Если оказалось, что в даже без применения оправки. соединении ступицы с валиком нет необСборку насоса начинают с запрессовходимого натяга, можно изготовить новую ки сальника (рис. 9), контролируя при этом ступицу (рис. 11), так как купить фирменразмер Б (см. рис. 3). Следовательно, вам ную довольно сложно. понадобится штангенциркуль или хотя бы подходящая линейка. Этот размер легко определить по старому сальнику - на нем видна "граница". При запрессовке будьте Окончание. Начало - на стр. 144 Сборку проводим в обратной последовательности. К этому несколько замечаний. Перед установкой ремня и его кожуха верните на место набор шкивов. Метка на краю шкива генератора должна совпасть с меткой на зубчатом шкиве вала привода масляного насоса и распределителя зажигания (шкив на снимках не виден, он закрыт кожухом). Постарайтесь не вращать валы (коленчатый, распределительный, масляного насоса), когда будете надевать на них зубчатый ремень. Если взаимное положение коленчатого и распределительного валов можно скорректировать даже после полного монтажа элементов, то вал привода масляного насоса сориентировать вновь без разборки нельзя. Впрочем, ошибку на один-два зуба в положении этого вала можно компенсировать поворотом распределителя зажигания (до совмещения меток угла опережения по стробоскопу). Клиновые ремни гидроусилителя и генератора должны быть натянуты так, чтобы их можно было прогнуть большим пальцем (при умеренном усилии) не более чем на 5 мм. Если ставите новые, то прогиб уменьшается до 2-3 мм - позже ремни немного ослабнут. Через 100 км стоит еще раз проверить натяжение. Чтобы натянуть зубчатый ремень, необходимо специальное приспособление. Его с успехом заменяют скоба, изготовленная из гвоздя и вставленная в отверстия эксцентриковой гайки, и отвертка (фото 20). Отпустив ключом "на 15" контрящую гайку, поднимайте ролик вверх (!), как показано на снимке, натягивая ремень до тех пор, пока сможете пальцами повернуть свободную ветвь на 90 градусов (как на "Самаре"). При работающем двигателе ремень не должен "выть" (что означает перетяжку), а ветвь между распредвалом и приводом масляного насоса - вибрировать (при слабом натяжении). После монтажа ремней и предварительной регулировки натяжения еще раз проверьте по меткам взаимное положение валов. Для справки приводим размеры ремней: привода гидроусилителя руля 9,5x730 мм, привода генератора - 9,5x870 мм. Ремень привода газораспределительного механизма насчитывает 121 зуб. Материалы на стр.142-145, 148 подготовлены Вячеславом СУББОТИНЫМ в Лабораторно-техническом центре "За рулем".а148 ЗРЛМ 59 А УЕ /7