СЮРПРИЗЫ ЗНАКОМОГО МАРШРУТАПоездка на исправной машине да по знакомой дороге - сплошное удовольствие. Отправляясь прошлым летом в Латвию, где бывал неоднократно, я не ожидал неприятностей..Дорога Москва - Рига меняется к лучшему год от года. Девяносто держать легко, многие едут и быстрее, но я ведь не Шумахер, да и "старая" "Волга" - не новая "Вольво". Есть, сами понимаете, некоторая разница. Город Зубцов давно стал притчей во языцех среди постоянно ездящих по трассе. Длящийся чуть ли не десятилетие ремонт моста, неудобный объезд по городу - все это радости не прибавляет. Во время путешествия сразу за поворотом на спуске нас ждало еще и сужение дороги из-за ремонта. Что-то нам готовит лето нынешнее? С бензином на трассе нет проблем. "Общепит" также постепенно развивается - привычный придорожный шашлык дополняют киоски с традиционным московским набором питья, сладких рулетов и сигарет. Сюрпризом стали пельмени на АЗС недалеко от границы. Маленькое кафе весьма уютно. Жаль, что оно не работало круглосуточно, но раньше и этого не было. Бросается в глаза, что на дороге меньше машин, особенно "дальнобойщиков". "Конвоев" по пять-семь автопоездов мы уже не встречали. Не исключено, впрочем, что снижение активности на трассе было связано с политикой - в дорогу мы отправились дней за десять до выборов Президента России... Очередь на границе перед российским КПП была небольшой, но простояли мы довольно долго. Один из моих спутников, зная, что фотографировать погранично-таможенный терминал запрещено, решил заснять небольшой вагончик с надписью"Гостиница для водителей" и несколько необычных грузовиков в соседней очереди. "Аукнулась" нам эта инициатива уже при прохождении досмотра, когда два майораРига: узкие улицы, старые дома, неновые иномарки.пограничника попросили предъявить всю фотоаппаратуру. Далее они вежливо объяснили, что, конечно, любое лицо, пересекающее границу, может увидеть терминал, но действие "режимной зоны" еще не отменено, фотосъемка запрещена - а нам придется задержаться, пока пленку не проявят, дабы убедиться, что мы не запечатлели лишнего. Договорились на том, что злополучную пленку засветили на месте - инцидент был исчерпан. Теперь предстоял второй контрольно-пропускной пункт. Погранслужба Латвии обычно работает четко и проблем не возникает, однако возрадовались мы рано. Благополучно преодолев паспортный и таможенный контроль, собрались было уезжать, как вдруг пограничники заявили, что выпустить нас не могут - на машине отсутствует наклейка "RUS". Это, мол, требование дорожной полиции Латвийской Республики. Ссылаться на то, что в консульстве при оформлении документов нас о нем не предупредили, бессмысленно - надо добывать наклейку на месте. Увы, ни на латвийской таможне, ни в придорожном кафе, ни "у солдатиков", к которым нам посоветовали обратиться, - нигде наклеек не было. Наконец, обойдя всех, я возвратился к родному российскому КПП. Девушка в пограничной форме сняла трубку телефона и выдала следующую фразу: "Гена, тут подошел тот мужчина, про которого ты говорил, ну, насчет наклейки..." Гена прибыл минут через пятнадцать и, заняв место в будке, плотоядно на меня посмотрел. "Насчет наклейки...", - осторожно сказал я. "Нет проблем!" - весело откликнулся Гена и вынул из кармана формы-"афганки" вожделенный овал со знакомыми буквами. Я молча отдал 50 тысяч рублей (не поторгуешься!) и двинулся обратно. Вслед мне донеслось: "И тому вон мужчине, чья машина у шлагбаума,•%^• Наша "Волга « Рижской брусчаткескажите - пусть тоже ко мне подойдет!" И вот мы в Латвии. Разрешенные здесь скорости - не выше 90 км/ч на трассе и 50 км/ч в населенных пунктах. Все машины, в том числе обгонявшие нас. резко тормозили перед въездом в поселки. Предупрежденные заранее, мы соблюдали установленные нормы, поэтому властный жест полицейского, потребовавший остановиться. меня озадачил. Оказалось, нарушение в том, что номера машины одеты в прозрачные чехлы. Наказание за это весьма суровое - лишение "прав" на срок до 12 месяцев или денежный штраф - очень крупный, нам такие и не снились. Однако, учитывая отсутствие злого умысла и иностранное подданство, кару смягчили до вполне приемлемой. Вдобавок вежливо объяснили, что любое защитное покрытие сводит на нет светоотражающие свойства пленки, которой покрыты номера, а это, дескать, ведет к снижению пассивной безопасности машины. А я-то, грешный, два года ездил так по Москве и области... (Интересно, стали бы мне объяснять что-либо на нашем посту ГАИ?) Тем временем напарник полицейского взглянул на багажник - тут я мысленно поздравил себя с тем, что купил "овал" на границе: одной головной болью меньше. Самый дешевый бензин тем летом в Латвии стоил дороже нашего "95-го" - почти 2500 рублей. Бензоколонки в Риге растут как грибы последождя. Клиентам предлагают шесть видов топлива дизельное, бензин "76", "92". "95" (красный значок на колонке), "95Е" (зеленый значок очевидно, бензин неэтилированный). "98". Очередей практически нет, и при поездке на заправку обычно выбирают ту. где побогаче выбор сопутствующих товаров и бесплатных услуг: подкачать шины или вымыть стекла. Изобилие масел и смазок напоминает московское. да и цены отличаются незначительно. Кстати, хотя советских машин, особенно старых моделей, на дорогах очень мало, во многих местах продается моторное масло АС-8 и "красная" тормозная жидкость БСК. Самые распространенные машины "опель-кадеты" различных модификаций и европейские "форды" "Эскорт", "Сьерра". "Скорпио". Немало "фольксвагенов", "вольво", а также БМВ - "трешек" и "пятерок", а вот дорогие "мерседесы" очень редки. Почти не видел больших "американцев", очень мало джипов. Когда на "Волге" потребовалось заменить камеру колеса, эта операция обошлась мне в8 лат(примерно 16 долларов) - 5 за камеру и3 за работу, включая баланB Латвии на бензоколонках очередей нет, но желающих заправиться хватает.сировку колеса. Только вот камера. которую выдали за новую. "скончалась", не пройдя и 800 километров... ...В обратный путь мы тронулись вечером, рассчитывая к ночи достичь границы и остановиться в ближайшем от нее населенном пункте. Ничто не V~. предвещало осложнении. однако примерно ^g^ посредине пути, между Ригой и Екабпилсом, --._ случилась встреча. ~г доставившая нам несколько неприятных минут. Пристроив~\ шийся за нами "Опель" внезапно засигналил. когда я пошел на обгон впереди идущей машины. Думая, что помешал его водителю, я ушел вправо, освободив дорогу, но тот продолжал сигналить. Рядом с водителем я увидел человека в полицейской форме, который жестом показал - остановиться. Представьте себе наше состояние, когда выяснилось, что это вовсе не полицейские, а ...бандиты. Да-да. это был "наезд" на машину с российскими номерами - дорога, мол. контролируется до самой границы. и за проезд по ней надо платить. Нет. никто не угрожал ножами или пистолетами, просто вежливо объяснили.что, если заплатим 100 долларов, нам дают необходимые номера телефонов и все проблемы до границы "бригада" берет на себя. Нет - можем ехать дальше, "но с теми, которые впереди в лесу сидят, договориться гораздо сложнее". Откровенно говоря, после заверений о том, что в Латвии на дорогах спокойно, происшедшее стало для нас таким шоком, что поторговаться даже не пришло в голову Можете думать, что хотите, но я предпочел отдать требуемую сумму и не искать лишних приключений. Теперь, в отличие от многих, пишущих на эту тему, я прекрасно понимаю чувства отца семейства, которого останавливают посередь дороги и требуют денег. Из многих зол обычно выбирают меньшее... "Пасли" нас еще километров пятьдесят, и. лишь убедившись. что жаловаться мы не собираемся, "Опель" резко ушел вперед. Дальше путь был спокойным. Границу преодолели легко. и вот замелькали за окнами родные перелески. Мы еще не подозревали, что, не доезжая Ржева, усталый мотор категорически откажется работать ив Москву мы "торжественно" въедем на веревке в полтретьего ночи... Евгений ПЕВЗНЕР Фото автораЗА РУЛЕМ 5'97 107