НЕМНОГО СТАТИСТИКИ- Скажите, почему на новый троллейбус устанавливают двигатель прежней конструкции - постоянного тока? Ведь в Европе на электротранспорте используют более совершенные моторы переменного тока. - Действительно, в Европе сейчас чаще всего применяют двигатели переменного тока. Однако в России таких, причем подходящих для троллейбусов, никто не выпускает. Если поставлять моторы из других стран цена троллейбуса возрастет вдвое. Поэтому пока мы ограничились новой импульсной системой управления. Кстати, чтобы не повышать цену, мы не стали сильно изменять и кузов троллейбуса. - Однако новшества в кузове все же есть - скажем, решетка за водительским стеклом. - Да, здесь забирается воздух для охлаждения двигателя и силовых элементов уп• равления. Знаете ли вы, что прежний троллейбус, по сути, огромный городской пылесос! В нем воздух для охлаждения поступает прямо из салона, из-под передних сидений. Поэтому, в отличие от автобусов, в троллейбусах редко бывает тепло - "печки" не справляются с потоком холодного воздуха, а теплый... идет на охлаждение мотора. Для новой системы пришлось, правда, пожертвовать окном: если сделать воздухозабор ниже, в него будет попадать слишком много грязи с дороги. - Как известно, за последние годы в Москве погибло несколько человек из-за неисt правности электрооборудования троллейбусов. Есть ли изменения в системах, обеспечивающих безопасность? - Начнем с того, что у вас зимой улицы посыпают просто варварским количеством соли. Я не вижу никаких других видов уборочной техники: когда выпадает снег, его посыпают так, чтобы он растаял прямо на месте. Но это к слову. Вообще же, если изоляция электрических цепей троллейбуса исправна - она должна выдерживать натиск солевого раствора (по сути, электролита) с дороги. Время от времени сопротивление изоляции (а точнее, ток утечки) следует проверять - раз в месяц, а то и чаще. В ваф ших троллейбусах это слишком сложно: чтобы проверить одну машину, бригада электриков должна потратить почти целый день - снимать облицовки, панели пола, прокладывать специальные кабели. Понимаете? В новом троллейбусе все гораздо проще еще на заводе проложены проверочные кабели, они выведены в специальную коробку. Ничего разбирать не требуется, достаточно присоединить тестер - минутное дело - и выполнить полную проверку сопротивления изоляции. Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Дмитрий ПОСТНИКОВ Фото Дмитрия ПостниковаСОХРАНИМ ЛИ РЫНОК ПЕРЕВОЗОК?Международные автомобильные перевозки выгодная область внешнеэкономической деятельности. Страна получает валюту, не продавая за рубеж полезные ископаемые, запасы которых невосполнимы. Капиталовложения в отрасль - небольшие, не сравнить со строительством заводов, продукция которых может и не окупить затрат. Срок окупаемости подвижного состава обычно не более трех лет, а один автомобиль обеспечивает работой пять человек (если считать, что у каждого семья из четырех человек, то одна машина "кормит" 20 граждан нашей страны). За годы рыночных реформ объемы международных перевозок возросли более чем в шесть раз, а значит, увеличилось число занятых в отрасли и доходы в бюджет. В нынешнем году они должны составить 1009 млрд. рублей - внушительная сумма! Дела в отрасли могли бы идти еще лучше, но, к сожалению, российские перевозчики постепенно уступают позиции зарубежным. По оценке АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), российским транспортом в 1996 году перевезено 3,69 млн. т грузов, а зарубежным - 9,3. Общий объем автотранспортных услуг на российском рынке - 4-5 млрд. долларов США. из которых на долю отечественных компаний приходится лишь 800 млн. долларов. В чем причины такой ситуации? По мнению специалистов АСМАП, российские перевозчики работают в худших условиях по сравнению с западными конкурентами. Так, средний уровень налогов на один автомобиль в странах Европейского Союза 700 ЭКЮ (от 5134 в Германии до 312 - в Греции), а в России - 8000. Поскольку надежный и при этом удовлетворяющий международным требованиям автотранспортный состав (автомобили, прицепы) в России не делают, приходится покупать его за границей. При этом за счет НДС. таможенных и регистрационного сборов стоимость автопоезда возрастает более чем на 60%, в то время как западным фирмам машина обходится гораздо дешевле. Непоследовательная налоговая политика проводится ив отношении импортных грузов, а кроме того, некоторые регионы России вводят сборы за проезд по своМежправительственные соглашения запрещают иностранным компаниям возить грузы из России в третьи страны и обратно (то есть по маршруту Россия-Турция, например, должны ездить только российские и турецкие перевозчики, но не болгарские или югославские). Однако контроль отсутствует и это правило иностранные фирмы постоянно нарушают. Уже сегодня дороги России переполнены грузовиками иностранных перевозчиков - в этом может убедиться каждый. По данным АСМАП, из 10 машин только две принадлежат российским фирмам. Если так будет продолжаться и дальше, то наша страна уступит весь свой рынок международных перевозок иностранцам. АСМАП совместно с Министерством транспорта подготовила предложения, которые должны нормализовать ситуацию. Проанализировать, насколько они хороши, и принять меры - дело, как говоритРОСТ ОБЪЕМОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОПЕРЕВОЗОКI14 V*10 10,5.13.olаЛ6.37./73'4 2,6^ 2,0 i 1,51990 ^»>— ™о^^ятт 1,9S^^ 73JJ*ЪвЪ"19921994199519Общий объем перевозок Объем, приходящийся на российских перевозчиков Объем приходящийся на иностранных леоевоэчиковся, компетентных государственных органов. Однако очевидно, что отечественных производителей товаров и услуг нужно защищать, как это делают во всех цивилизованных странах. Российские перевозчики, в свою очередь, не должны уповать только на защиту государства. Что греха таить, некоторые фирмы срывают сроки, теряют груз, а у многих иностранных компаний производственная дисциплина куда выше и сроки доставки короче. Российские фирмы должны научиться конкуРоссийские перевозчики Иностранные перевозчикиДОЛЯ РОССИЙСКИХ АВТОПЕРЕВОЗЧИКОВ НА РЫНКЕТРАНСПОРТНЫХУСЛУГ1990 19962000 (прогноз АСМАП)При сохранении существующей системыПри благоприятны! условиях.ей территории. Если же в России введут и обещанные сборы за пограничное оформление, то перевозки по нынешним тарифам станут убыточными - придется поднимать цены, а следовательно, импортные товары в магазинах снова подорожают.рировать в условиях рыночной экономики. В общем, проблема непроста, и чем скорее она будет решена, тем лучше для государства и для нас с вами. Дмитрий ПОСТНИКОВЗА РУЛЕМ5/9759