52
53
54
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕтЭти небольшие динамичные машинки - нынешняя примета многих крупных городов даже самых, что ни на есть автомобильных стран. Проворные и юркие, немилосердно жужжащие, они стали такой же неотъемлемой частью городского пейзажа, как потоки легковых машин, солидные автобусы и развозные грузовички. Более того, для современного молодого человека они столь же необходимы, как джинсы, плеер и компьютер. Старшему поколению это средство передвижения знакомо как мотороллер. Но нынешняя волна фанов предпочитает другой термин, столь же броский, как и сама машинка, - скутер!Высокотехнологичная утилитарная машина - итальянская "Априлия-Гулливер". Сама фирма характеризует ее как "стэйшн-вэгон на двух колесах" - столь обильно она оснащена запираемыми багажными отделениями. 50-кубовый двухтактный двигатель имеет жидкостное охлаждение. На приборном щитке "Априлии-Гулливер" - спидометр, контрольные лампы, указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, а также часы.За свою долгую жизнь (насчитывающую, между прочим, почти полную сотню лет) мотороллер переживал времена взрывной популярности и периоды почти полного забвения. Еще в самом начале века создателям первых мотоциклов пришла в голову гениальная идея - сдвинуть двигатель к заднему колесу, а на освободившемся пространстве сделать большой проем, облегчающий посадку. Так роди-/Новейший вариант мотороллера "ПьяджоВеспа": одноцилиндровый 125-кубовый четырехтактный двигатель мощностью 12 л.с, снаряженная масса 104 кг. максимальная скорость 100 км ч; согласно пресс-релизу компании "машина, незаменимая для того. кто живет в пригороде ". ОБОЗРЕНИЕ ЗРЕще один "перевертыш" - изготовлен на Тайване, продается в Европе под маркой итальянской компании "Каджива-Сити 50". "Ямаха-Бриз" изготовлена не в Японии, а во Франции: двухтактный двигатель - 50-кубовый, максимальная скорость ограничена 45 км/ч. Мотороллер на больших 16-дюймовых колесах - 50-кубовая "Хонда Скай" выпускается итальянским филиалом концерна. ву при виде неисчислимых стай мотороллеров на городских улицах, делали тогда скороспелые прогнозы: дескать, в скором времени они вытеснят все прочие двухколесные машины. Междк тни популярность мотороллеров потихоньку пошла на спад и "виной" тому стал рост благосостояния в Европе: кому хотелось комфорта - меняли свои "веспы" на "фиатики". навсегда прощаясь с непогодой и... молодостью. Скутер вновь выскочил на сцену, как чертик из коробочки, в середине 70-х годов. На этот раз его возродителями" стали инженеры японской фирмы "Ямаха". возмечтавшие открыть новую, экзотическую категорию потребителей - домохозяек. Что нужно для женщин, отправляющихся за покупками? Недорогая машинка, простая и максимально нетребовательная. чтобы было куда груз положить и при этом не испачкаться. Рисуем: два небольших колеса, мотор под сиденьем, щиточек спереди, трансмиссию поставим автоматическую... Что-то знакомое вырисовывается! Современный скутер давно уже привлекает не одних только домохозяек, но кое-какие принципы, роднящие его с "прародительницей" "Ямахой-Пассат" 1976 года, дожили до наших дней. И прежде всего исключительная простота управления. выгодно отличающая его и от "обычных" мотоциклов, и от мотороллеров прошлых времен. Никакой возни с передачами, краниками и прочим хламом1 Большой палец правой руки удобно ложится на красную кнопку электрозапуска. при первых оборотах начинает работать бензонасос, срабатывает автоматическое стартовое устройство карбюратора, и мотор оживает! Столь же проста и процедура троганья с места: надо всего-навсего повернуть рукоятку газа. Автоматическое центробежное сцепление само соединит двигатель и трансмиссию при наборе оборотов, а автоматический же клиноременный вариатор подберет наивыгоднейшее передаточное отношение. Обратите внимание еще на то, что правый рычаг на руле приводит в действие передний тормоз, левый - задний, кнопочка слева - это сигнал, а рычажок над ним переключает указатели поворота. На этом можете считать начальный курс молодого скутериста пройденным. Может быть, вам интересна и внутренняя начинка современного мотороллера? Не проблема пластиковые панели легко отстегиваются, обнажая его "механику". Перед задним колесом установлен двигатель - обычно одноцилиндровый двухтактный. Почти 80% всех ныне выпускаемых в мире мотороллеров имеют мотор с рабочим объемом 50 смз - в этом случае не требуется водительских прав не надо и регистрировать машину. Впрочем, немало делают и 125-кубовых скутеров (часто с четырехтактным двигателем), и даже 250-кубовых "дорожных крейсеров". Главная изюминка конструкции мото-"птШНПИЩ« JСкутер-спортбаик - итальянский "ИталджетФормула Вильяме". Переднее колесо подвешено на поворотном кулаке, дисковыми тормозами украшены оба колеса, 50-кубовыи двухтакт- ныи двигатель форсирован до 6,8 л.с. лась машина не для верховой езды . как все мотоциклы со времен Готтлиба Даймлера, а скорее, типа движущегося кресла на колесах. Несмотря на очевидные выгоды, идея не вызвала энтузиазма - любой моторный экипаж рассматривался в ту пору более всего как спортивный снаряд и не без причины укрощение тогдашней машины, с жесткой подвеской требовало почти полного слияния с ней. Понятия "комфорт" и "моторный экипаж" были настолько далеки друг от друга, что казались взаимоисключающими. Но технический прогресс вноспил свои коррективы и поправки на время. Пытливые и не обремененные излишними финансами умы задались целью создать машину, по уровню комфорта приближающуюся к автомобилю, а по стоимости сравнимую с мотоциклом. Так старое "кресло на колесах" обзавелось внушительными облицовками. защищающими седоков как от дорожной грязи, так и от брызгающего с двигателя масла. Колеса уменьшились в размере, машина стала компактнее. Признание скутера состоялось где-то в 10х-20-х годах нашего века - то был первый мотороллерный бум. Первый, но не последний. Второй - в 50-е годы. Некоторые западные журналисты, хватаясь за голо| | т ЩИталджет-Велоциферо' выполнен в стиле 50- Щ х годов. Лишь двойная фара напоминает о том, что спроектирован он в годах 90-х. А под облицовкой - современный 50-кубовый 5-сильный двигатель. роллера - солидный коробчатый рычаг задней подвески, в котором прячется автоматический клиноременный вариатор. Рычаг жестко соединен с двигателем, и вся эта комбинация качается, опираясь на одну амортизаторную стойку. Передняя подвеска - либо короткорычажная, либо - с телескопической вилкой. Передний тормоз дисковый (барабанный лишь на самых дешевых моделях), а задний. как правило, барабанный. Самый популярный в мире мотороллер - это. безусловно, "Веспа". Более 15 миллионов этих машин, изготовленных по лицензиям и без оных (помните "Вятку"?). было выпущено за полвека. И сейчас "Веспа" выпускается не только ЗА РУЛЕМ 5/97 53$М•*&.&,•> в родной Италии, но ив Индии, Индонезии, Испании. Конструкция "Веспы" несколько отличается от описанной выше - она снабжена четырехступенчатой коробкой передач (передачи переключают вращением левой рукоятки руля), несущая облицовка - стальная. В сентябре 1996 года дебютировала совершенно новая "Веспа", уже с вариатором, но попрежнему с несущей стальной облицовкой. Всего несколько лет назад достаточно было сказать 'мотороллер" - и сразу было понятно, что это за машина и для чего предназначена. Но в наши дни и мотороллеры начали подразделять в зависимости от назначения. Самая распространенная группа это. конечно, утилитарные городские машины. Диапазон их исполнения достаточно широк - от крайне простых, изготовляемых в"Пежо-Скваб" - внедорожный скутер. 50-кубовый двухтактный двигатель обеспечивает достаточную динамику для машины массой 82 кг. Под запираемым седлом мотороллера "Пежо-Скваб" разместилась багажная емкость, достаточная для того, чтобы уложить шлем.шоссейным рисунком. На таких мотороллерах проводят самые настоящие гонки, весьма популярные в Японии и Западной Европе. Естественно, спрос родил предложение специальные тюнинговые фирмы предлагают комплекты для доводки двигателей и ходовой части до спортивных стандартов. Может быть, словосочетание "внедорожный мотороллер" покажется несколько странным, но эта группа в последнее время пользуется огромной популярностью. Как правило, технически эти машины Новинка крейсерского класса - "Ямаха-Маджести". 250-кубовый четырехтактный двигатель мощностью 20 л.с. разгоняет машину до скорости 120 км/ч. Несравненная "Хонда-Фьюжн" с годами становится только популярнее. 20-сильный четырехтактный 250-кубовый двигатель имеет жидкостное охлаждение, и этот монстр массой 155 кг с легкостью набирает скорость 120 км/ч. очень сходны с мотороллерами спортивного профиля, но колеса их оснащены широкопрофильными шинами с развитыми грунтозацепами. Настоящий хит сезона - мотороллеры в ретростиле, напоминающие своими обводами машины славных пятидесятых годов. А под старомодными облицовками - такая же "начинки", как иу прочих современных скутеров. Мотороллеры крейсерского класса - немногочисленная, но весьма заметная группа. Собственно, к ней можно отнести лишь три модели - итальянский "Пьяджо-Хексагон" с двухтактными двигателями рабочим объемом 125 или 150 смз и японские 'ХондаФьюжн" и "Ямаха-Маджести" - обе с четырехтактными 250-кубовыми моторами. "Крейсеры" отличаются растянутой базой, комоЬортабельной посадкой водителя и пассажира (с мотоциклами-чопперами их роднит двухуровневое седло и высокие рога руля). Такие машины хороши не только в городе, но и на автостраде (максимальная скорость -до 120 км/ч). Кто и где делает мотороллеры? Традиционно две Индии и Китае (порой не имеющих вообще ни вариатора. ни коробки передач), до вполне высокотехнологичных из Европы. Японии и Тайваня. Несколько особняком в этой группе стоят мотороллеры на "больших"' (по мотороллерным меркам) 16-дюймовых колесах, более удобных, когда в пути встречаются выбоины, бордюры и прочие городские сюрпризы. Впрочем, с технической точки зрения все их отличие колесами и заканчивается. Другая группа - мотороллеры спортивного характера - очень привлекает молодежь. Они имеют форсированные двигатели (нередко с жидкостным охлаждением), более жесткое шасси, непременную переднюю телескопическую вилку модного перевернутого типа, низкопрофильные бескамерные шины с 54 ЗА РУЛЕМ 5/97 "великие мотороллерные державы" занимаются этим делом уже полвека - Италия (наиболее известные компании - "Пьяджо". крупнейший производитель двухколесной мототехники в Европе, а также "Априлия". "Бетамотор", "Италджет", "Малагути") и Япония ("Хонда", "Ямаха" и "Сузуки"), в мотороллерной истории которой был, правда, почти десятилетний перерыв в конце 60-х первой половине 70-х годов. Изюминка конструкции современного скутера - блок "двигатель трансмиссия", работающий одновременно в качестве рычага задней подвески. Издавна чрезвычайно популярен мотороллер в Индии: "Баджадж" делает копии "Веспы" и "Бенелли". а недавно показал машины собственной разработки. Копию "Веспы" выпускает также ЛМЛ. В свое время Индия купила оборудование для производства популярной тогда "Ламбретты". Сейчас появляются и более современные конструкции как японского происхождения, так и собственной разработки. В число "великих скутерных держав" активно пробиваются также Тайвань (наиболее известны марки "Кимко", ПГО, "Сим") и Китайская Народная Республика, выпускающая в основном по японским лицензиям, широчайшую гамму скутеров - от довольно примитивных до весьма современных. В Европе наряду с Италией большое количество мотороллеров делают во Франции (компания "Пежо" и филиал "Ямахи" МБК), Испании ("Дерби" и несколько филиалов японских компаний) и Германии ("Симеон"). На улицах российских городов легковой мотороллер совсем уж было вымер после того, как два наших завода - в Вятских Полянах и Туле - прекратили их производство. Но сейчас скутер можно встретить у нас все чаще и чаще благодаря дешевому "секонд-хэнду" из Японии. Проявляют интерес к нашему рынку и зарубежные компании. Возникают даже проекты сборки мотороллеров в России из импортируемых комплектов. Так что этот "самый немотоциклетный мотоцикл" может завоевать популярность у тех. кому нужна городская лошадка - маленькая, послушная и стильная. Александр ВОРОНЦОВ, обозреватель журнала "Мото"