101
СПОРТХоть и немного иностранных гонщиков приехало в подмосковное Раменское, столицу популярного ралли "Мороз", но погоняли они хозяев по их же территории на этапе их же чемпионата страны - будь здоров! А ведь стартовали, считай, все сильнейшие раллисты России. манда "Газпрома" в полном составе. Правда, ее первый номер, тольяттинец Сергей Алясов. в самом начале сошел с дистанции. На "Форде", некогда принадлепобедный ход "Субару" свела на нет досадная поломка привода. Кстати, довольно распространенная неисправность в ралли "Мороз" 1997 года. Неплохо задуманную и подготовленную трассу безжалостно испортила погода. За четыре дня оттепели утрамбованный снег...Толпа собралась на фи нише последнего скоростного участка. Перед его стартом москвич Сергей Успенский проигрывал лидеру, финну Силво Виитанену, всего 16 секунд. По раллийным меркам вроде немного, но на коротком семикилометровом отрезке не отыграть. Однако в ралли всякое случается, особенно зимой. Сугробы-ловушки ждут малейшей ошибки пилота. И тогда "фифти-фифти" - либо быстро выберешься обратно на трассу, либо потеряешь минуты, а то и десятки минут! Кроме того, Успенский, наверняка, пойдет ва-банк. на пределе возможностей своих и машины. Где-то в глубине леса зародился легкий шум. "Наш идет! - говорит кто-то из болельщиков. - Или не наш?" Шум перерастает в рев мотора с характерным подголоском трансмиссии. За два дня гонки наловчишься узнавать экипажи не только по "изображению", но и по звуку - это "ФордЭскорт" Виитанена. Узнают и другие: "Точно. наш!" Не удивляйтесь, что у финна в России тоже есть болельщики. Чемпион Финляндии по ралли-спринту в нашем международном ралли "Мороз" выступал за команду организатора, Раменского транспортного предприятия. К тому же с российской лицензией гонщика. А вот и он - белый "Эскорт", точно снаряд, вылетает из-за поворота, проскакивает отметку финиша и энергично, если не сказать бешено, тормозит. Теперь слышно и "Субару-Легаси" Успенского: его отправили на трассу спустя ровно минуту после финна. Зная это, я по обыкновенным наручным часам определяю, что 16 секунд он точно не отыграл. Можно поздравлять Виитанена с победой, не дожидаясь, пока спортивные комиссары гонки утвердят итоговый протокол. Среди тех, с кем бок о бок стартовал финн, была и покорительница Европы ко-аА Вt *Лжавшем двукратному чемпиону мира Карлосу Сайнсу, Алясов вполне мог выиграть. А так одним претендентом на победу стало меньше. Второй, Аркадий Кузнецов из команды "Лада Инжиниринг", выпал из списка фаворитов на четвертом по счету спецучастке. Внезапный обрыв привода колеса - и автомобиль в глубоком снегу. Расторопные зрители тут как тут, всегда рады помочь, но пока вытолкали машину, прошло десять минут - столько наверстать невозможно. После этого стало ясно - только Успенский, заменивший Александра Потапова в составе команды "Александров-ралли", способен выдержать темп, заданный литовцем Аурелиусом Симашкой. Более того, на второй день гонки Сергей предложил лидеру свой собственный темп и начал отыгрывать секунду за секундой. Когда запаса времени у Симашки совсем не осталось, он совершил ошибку и вылетел в сугроб. К несчастью, в отдалении от доброжелательных болельщиков-спасателей - его "Эскорт" надолго остался "по пояс" в снегу. Виитанен к этому моменту проигрывал Успенскому около полутора минут. Как случилось, что россиянин, чья машина еще ни разу не проигрывала в России, принеся своему бывшему экипажу два чемпионских титула, оказался отстающим? Все очень просто - на предпоследнем скоростном участке Вот так улетали в сугроб Аркадий Кузнецов и его штурман Екатерина Герман.Силво Виитанен утолил жажду победы. стал рыхлым. В нем быстро накатывали глубокие колеи, местами появлялись откровенные рытвины. Вины организаторов, сами понимаете. в этом нет, но многие спортсмены покинули Раменское с неприятным осадком на душе. Так, петербуржец Дмитрий Крылов, рассчитывавший на победу в зачетной группе AN7 (двигатели до 1.3 л), после своего схода, не стесняясь в выражениях, обругал неповинную гонку на чем свет стоит. Впрочем. отчасти он прав - машину-то жалко! Вообще сильно сомневаюсь, что в ближайшие годы в нашей стране появится ралли, о котором все скажут в один голос: эта гонка идеальна! Причин тому немало, а главная - острый дефицит извилистых (прямые годятся разве что для рекордных заездов) асфальтовых дорог. С фунтовыми же в средней полосе России лучше не связываться... Однако плохое забывается быстрее, чем хорошее. Гонщики, как правило, не из обидчивых, а возможность помериться силами придает им блеск в глазах. И лично у меня нет никаких сомнений, что в следующем феврале очередное ралли "Мороз" вновь соберет звездный состав. Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото Владимира Князева, Сергея Иванова и Андрея КлещеваМеждународное ралли "Мороз-97" Итоговые результаты: 1. С. Виитанен. 0. Лехтонен (Финляндия, "Форд-Эскорт") - 2 ч4 мин 47 с: 2. С. Успенский, А. Щукин (Москва. "Субару-Легаси") - отставание 0.20:3. С. Потапков. В. Шулько (Череповец. "Мицубиси-Лансер") - 5.38:4. В. Новиков. Е. Новиков (Екатеринбург. "Мицубиси-Лансер") - 629:5. А. Жигунов. И. ТерОганесьянц (Москва, Опель-Астра") -11.37:6. А. Никоненко. С. Таланцев (Тольятти, ВАЗ-21107) - 15.25; 7. С. Барулин. А. Попов (Москва. Субару-Импреза") 1658,8 А. Рапопорт, Е. Живоглазов (Москва ВАЗ-21083) -18.58:9. А. Коростелев. А. Кувшинов (Электросталь. "Фольксваген-Гольф") - 21.16:10. Е. Мокринский. А. Денисов (Тольятти. ВАЗ-21083) - 23.18.