86
87
88
АНКЕТАЖ Со) Ж ЖЖ1Ж) & ,Весеннее шоссе свободно. Лишь изредка проносящиеся встречные добавляют в кровь толику адреналина. Впереди замаячила другая машина - и вот педаль газа нажата до упора, из-под капота раздается басовитый гул потревоженного мотора... Догоним ли? Или двигатель, вяло чихнув, откажется набирать обороты? Или, чего доброго, вообще заглохнет? Возможно, такая картина возникала перед глазами директора любого автозавода. Политэкономические правила движения давно изменились, но автомобильная отрасль по инерции продолжает свой путь. В ту ли сторону? Кто-то уже в тупике. Другие все еще мчатся куда-то, оставляя "на потом" замену изношенного оборудования. Кто оценит эти усилия? Должен бы - потребитель. И он, отгороженный от заморских соблазнов заботливой рукой государства, действительно покупает отечественные машины. Только счастлив ли он? Или хотя бы удовлетворен?АЗЛКВАЗГАЗЗАЗИЖУАЗИномаркидиаграмма 1. Сравнительный объем рынка новых и диаграмма £ о держанных машин.АЗЛК ВАЗ ГАЗ ЗАЗ ИЖ УАЗд иагра мются услугами « К КГ ""°" м а2 . » » СТО." Редакцию "За рулем" также интересуют эти вопросы, и она несколько лет назад начала анкетирование читателей. Как вы знаете, на последнюю анкету было получено 36 тысяч ответов. В прошлом номере (1997. № 4) мы дали их краткий обзор прямо скажем, малоутешительный для на-ства? Пожалуйста: только половина из опрошенных смогла купить новые автомобили, остальные довольствовались подержанными (см. диаграмму 1)! И те, и другие обзавелись машинами, естественно, чтобы ездить. Анкета содержала четыре "ездовых" вопроса, с которыхШасси этих машин родом из шестидесятых, и оно плохо приспособлено к современным скоростям. А вот наиболее маневренным читатели считают... ЗАЗ (3,67). Заметим, что у занявшего последнее место УАЗа (3,18) радиус поворота почти такой же. Интересно, что же отодвинуло "козлика" на4,00 3,33диаграмма 3. Общая оценка автомобилей.шего автопрома. Здесь продолжим знакомить вас с мнением "коллективного разума" немалого отряда коллег-автомобилистов. Сосредоточим внимание на шести самых распространенных марках: АЗЛК (ныне АО "Москвич"), ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, ИЖ и УАЗ, а "вне зачета", для сравнения, приведем и данные иномарок. Для удобства мы привели показатели в общую форму - как в соревнованиях, где, сложив все оценки и разделив их на число судей, получают некий "средний балл". Надо сказать, балл и впрямь оказался весьма "средним" - точнее, как говорили когда-то в школах, "посредственным": ни один завод ни по одной позиции не получил даже "четверки"! Выходит, как в поговорке: "Посредственность - то, что по средствам". По, в общем-то, ограниченным средствам большинства автомобилистов. ДоказательТаблица 2и начнем (см. таблицу 1). Определение наиболее комфортабельных автомобилей никаких трудностей не вызвало - это, конечно же, "волги" с баллом 3,37. АутсайдерТаблица 1последнее место - "негабаритная" ширина, неважный обзор (назад - вообще нулевой) или, что более вероятно, тяжеленный руль, мечтающий об усилителе? С эластичностью УАЗу тоже не повезло - предпоследнее место (3,13, последнее, и заслуженно, у АЗЛК, ИЖа и ЗАЗа - 3,0). Видимо, само понятие эластичности двигателя еще не прижилось в лексиконе водителей, поэтому "допотопные", как любит говорить"ЕЗДОВЫЕ" КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ Параметр АЗЛК 3,14 3,48 3,61 3,00ВАЗ3,10 3,59 3,62 3,40ГАЗ3,37 3,30 3,60 3,23ЗАЗ2,61 3,67 3,45 3,00ИЖ2,71 3,29 3,32 3,00УАЗ2.45 3,18 3,55 3,13ИномаркиКомфортабельность Маневренность Поведение на дороге Эластичность двигателя4,04 4,28 4,20 4,07тоже очевиден - УАЗ (2,45). Поведение на дороге у всех примерно одинаково (3,6) кроме ИЖей (3,32), которые, и об этом не раз писал наш журнал, в некоторых режимах движения недостаточно устойчивы.ОЦЕНКА РАБОТЫ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ Агрегат Двигатель Подвеска задняя Подвеска передняя Рулевое управление Тормоза Трансмиссия АЗЛК 3,44 3,88 2,87 3,47 3,44 3,24ВАЗ3,68 3,54 3.35ГАЗ3.36 3,57 3,39 3,28 3,58 3.45ЗАЗ3,21 3.23 2,86 3,29 3.30 3,24ИЖ3,56 3,32 2.98 3.20 3.46 3,25УАЗ3.36 3.35 3,18 3.07 3,41 3,22Инома 4,07 3,83 3,75один постоянный автор ЗР (более точно было бы "времен хрущевской оттепели"), моторы "Волги" (3,23) и УАЗа проиграли "жигулевскому" (3,4). Работает двигатель ВАЗа (см. таблицу 2) тоже в среднем лучше, чем у остальных "соискателей", - оценка 3.68. Удивительно, но на втором месте ИЖ (3,56). Как известно, хорошо собранный уфимский мотор ДО3353,70 3,594554.25 3,99ЗА РУЛЕМ 5/9787 живает без проблем до 200 тысяч километров пробега. Если рукастый владелец, купив машину, тут же разберет и соберет (хорошо!) двигатель - тот сможет работать и работать на радость автомобилисту. Странно только, что на машинах АЗЛК такой мотор служит заметно хуже (3,44). ВАЗы - как выяснилось, довольно неплохие машины. У них нормальное рулевое управление (3,55), тормоза (3.70), а уж о трансмиссии с "вечной" (в недавние годы) коробкой передач и беспроблемным (тогда же, но память об этом еще жива) задним мостом можно даже не упоминать (3.59). Ближайший преследователь - ГАЗ, лишь вТаблица 3Похожая картина с качеством окраски кузовов: ВАЗ - 3,30, УАЗ - 2,78. Как красят вездеходы для армии, объяснять, видимо. не нужно. Кстати, второе место по качеству окраски делят ГАЗ и ЗАЗ - 3,18. Гораздо хуже - просто отвратительно - обстоят дела с коррозионной стойкостью кузовов. ГАЗ, единственный из всех, с натяжкой получил "троечку" (3,01), остальные еще меньше, и последний - все тот же УАЗ - 2,51. Это вполне соответствует повседневному опыту - вседорожники отечественного производства ржавеют поразительно быстро, даже быстрее, чем "москвичи" с АЗЛК (2,71). Таким положениемОЦЕНКА КАЧЕСТВА И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ Качество АЗЛК ВАЗ ГАЗ ЗАЗ ИЖ УАЗ ИномаркиСборка Окраска кузова Коррозионная стойкость Снабжение запчастями Удобство обслуживания3,08 3,07 2.71 3.33 3.343,49 3,30 2.95 3.95 3.343,18 3.16 3,013.04 3.18 2.94 2.61 3.063,29 3.02 2.75 3.61 3.263.01 2.78 2,51 3,47 3.254,39 4,15 3,95 2,85 3,793403,51рулевом зачете он пропустил вперед АЗЛК (3,47). Зато у последнего - самая лучшая задняя подвеска (3,88. кстати, очень высокий балл), ГАЗ и здесь на втором месте, правда, с большим отрывом - 3,57. Передняя подвеска у всех машин, судя по ответам. хуже, чем задняя - это нетрудно понять: ведь в ней намного больше деталей, требующих внимания водителя. И цифры подтверждают неизбывное стремление к простоте: на первом месте... шкворневая подвеска "Волги" (3,39). Вероятно, цельная балка на рессорах была бы еще более привлекательна, и только сложный передний привод помешал УАЗу занять первое место в этой, как говорят, номинации. Расходные материалы для отечественных машин можно разделить на две группы. Первая - масла, фильтры и колодки, как и для зарубежных. Вторая - всевозможные детали и запчасти, поглощаемые любимым транспортным средством с завидным аппетитом. Этот аппетит во многом зависит от качества сборки машины (см. таблицу 3). Здесь на первом месте ВАЗ (3,49), а вот на втором - неожиданно - ИЖ (3,29). Замыкающим опять стал УАЗ (3,01).могут быть довольны разве что продавцы антикоррозионных составов. Но вот машине потребовался ремонт. Сначала, конечно, запчасти. Почти повсеместно и почти на "четверку" (3,95 балла) оценивают автомобилисты снабжение "жигулевскими" деталями. Это, кстати, наиболее высокий балл во всем нашем исследовании. С остальными марками тоже не слишком плохо, кроме "незалежного" ЗАЗа - 2,61. Лидер в удобстве обслуживания - ГАЗ, а "Запорожец" (речь в основном именно о нем. а не о "Таврии") и здесь отстающий - 3.06.АЗЛК ВАЗ ГАЗ ЗАЗ ИЖ УАЗНе все владельцы еще освоили навыки авторемонта. Что ж, обращаться на СТО? Был в нашей анкете и такой вопрос. Ответом послужило... молчание. От 25 (ВАЗ) до 41 (ГАЗ), и даже 60 (УАЗ) процентов наших респондентов не пользуются услугами станций (см. диаграмму 2)! Странно, но из тех, кто к "официальным" мастерам все же обращается, наилучшее впечатление о них именно у владельцев "волг" и УАЗов - средняя оценка примерно 3,2-3,3 балла. Если вы заглянули в колонку, где приведены оценки иномарок, поневоле загрустите: практически по всем показателям - "четверки", на балл выше, чем у отечественных машин. Разве что подвески подкачали - слабоваты они для наших дорог, поэтому АЗЛК может праздновать свою небольшую победу в зачете "задние подвески". А еще наши машины, конечно, лучше снабжают запчастями - только иномарка ЗАЗ в этом им уступает. Последнему парадоксу нелегко найти объяснение - разве что, детали к "запорожцам" приходится искать намного чаще. Остается вычислить общие оценки для шести наших "соискателей". Наилучшую. как и ожидалось, заслужил ВАЗ - 3,55 (диаграмма 3). Вплотную за ним следует ГАЗ 3,49. Третье место делят УАЗ и АЗЛК 3.33, далее - ИЖ (3,27) и ЗАЗ (3,12). Не удовлетворившись только этой констатацией, мы проверили, действительно ли эти машины столь "удовлетворительны". Для этого пересчитали в процентное отношение ответ на вопрос о замене автомобиля (см. диаграмму 4). Выясняется, что 60% приверженцев ВАЗа намерены ив дальнейшем иметь дело со "своей" маркой. Так же поступят 50% владельцев "волг" и УАЗов. "Москвич" и ИЖ сохранят не более трети поклонников. А ЗАЗу вскоре, вероятно, придется трудновато - всего 15% водителей "запорожцев" собираются купить "таврии". Рассчитывать этому заводу, по крайней мере в России, остается только на новичков в автомобильном мире. Вы можете удивиться: как же, ведь все машины заслужили в лучшем случае твердую "троечку" - покупать их опять? Логика проста: наши читатели - реалисты и не мечтают о несбыточном, рассчитывая в основном на продукцию родного автопрома. А насчет оценок... Что же, видимо, отечественные заводы работают под лозунгом: "Удовлетворись удовлетворительным". Редакциядиаграмма 4. Доля владельцевкоторые>вновь кУпили бы автомобиль той же марки.