104
105
АВТОЗАРУБЕЖЬЕПОСМОТРИТЕ СНАЧАЛАНедавно нашему редактору Юрию НЕЧЕТОВУ довелось побывать в Англии. Причем не в столице, а а патриархальной провинции... Пять часов лету с пересадкой в Мюнхене - и мы в Манчестере. У выхода из аэропорта, напротив первой же "зебры", встречает надпись: "Посмотрите направо" и затем на середине - "Посмотрите налево". Привыкайте, господа, - вы в "левосторонней" Англии. Усаживаемся в "ФордТранзит" прокатного бюро "Херц" и в путь. Разметка на дорогах идеальная. На разделительных линиях с интервалом в несколько метров установлены стальные нашлепки с разноцветными светоотражателями. О пересечениях и ответвлениях предупреждают три-четыре подробных щита-указателя. Развязки выполнены или в двух уровнях, или круговые - привычные нам перекрестки встречаются только в городах. Отличных дорог действительно сеть - к одному и тому же пункту можно проложить десяток маршрутов. Освещенные, как новогодние елки, огромные грузовики мчат в левых рядах со скоростью около 60 миль в час (миля 1,6 км) - максимальной, разрешенной в Англии. Основной поток движется еще быстрее - 70-80 миль в час, и полиция закрывает на это глаза. Ловит она тех, кто обгоняет и его. Но это, пожалуй, единственное нарушение - к законам вообще и ПДД в частности отношение блаДевять веков истории, пожары и войны заставили потемнеть камни Честерского кафедрального собора. ф гоговейное. Нельзя обгонять слева - никто и не обгоняет, все чинно перестраиваются на правые полосы, хотя левая может быть и пуста. Нельзя спорить с полицейским или, упаси Бог, давать ему взятку - никто и не пытается это делать. Хотя конфликтовать с полицией не хочется - настолько она внимательна и доброжелательна. Основа автопарка - малолитражки и автомобили среднего класса: английские "роверы" и "воксхоллы", французские "пежо" и "рено", европейский "Форд", японские "тойоты" и "ниссаны" (среди которых, впрочем, немало сделанных в Англии). БМВ и "мерседесы" сравнительно редки, "американцев" нет вообще. Изредка встречаются наши "самары", "четверки", "нивы". С владельцем одной "восьмерки" со здоровенным "караваном" на фаркопе удалось поговорить. За девять лет машина прошла 64 тысячи миль и не разочаровала хозяина. Стоит она в Англии около 6 тысяч фунтов (по нынешнему курсу 9600 долларов). Очень много дизельных машин - каждая третья-четвертая легковушка и все грузовики. Среди последних - две ярко выраженные крайности: огромные магистральные "траки" и небольшие развозные грузовички. Универсальные машины типа ЗИЛ-130 - редкость. На придорожных столбах иногда увидишь таблички с символическим изображением фотокамеры: скрытый контроль скорости. Нарушитель вскоре найдет в почтовом ящике штрафнуюВ распоряжении ремонтников самая разнообразная техника - например, этот экскаватор размером с письменный стол.Трехколесный сорокасильный "Рилайент-Робин" за 4 тысячи фунтов - одна из самых дешевых машин в Англии.ли легковые машины разъезжаются здесь с более-менее терпимыми зазорами, то перед "дальнобойщиками" можно снять шляпу - встречные автопоезда проносятся едва ли в полуметре друг от друга на скоростях около 50 миль в час! Если собираетесь повернуть направо или просто выехать из переулка на загруженную основную дорогу, вас обязательно пропустят, мигнув фарами. Оказывается, фары - это не только дополнительный аргумент в войне за лишние метры асфальта, как мы привыкли считать.Мквитанцию с фотографией своего авто в момент нарушения, на которой указаны дата, время и скорость. Кроме зеркальной "перевернутости" движения, непривычнее всего теснота: в городках руль часто приходится выкручивать до упора, причем не объезжая кого-то, а просто поворачивая на перекрестке. Как уж там пробираются автобусы и грузовики, непонятно. Дорога местного значения - обычно полоса отличного асфальта, с великолепной разметкой, но шириной всего метров шесть, вплотную к которой, без какого-либо намека на обочину, растет живая изгородь. И ес-Гаражом здесь называют небольшую мастерскую, иногда с прокатом и продажей машин. Хранятся же автомобили на открытых площадках почти перед каждым домом. Причем ворота или отсутствуют вовсе, или чисто символические и открыты настежь. Перед одним из десятка-полутора коттеджей обязательно стоит жилой прицеп-караван. Да и на дорогах они встречаются - англичане путешествуют круглый год. На заправочных станциях висят огромные щиты с ценами на горючее 58-64 пенса за литр бензина любого сорта или дизельного топлива. Служащих-заправщиков или подрабатывающих мальчишек нет - не положено. Извольте получить из автомата пару одноразовых полиэтиленовых перчаток и заправиться самостоятельно. Далее заходите в расположенный тут же магазинчик запчастей и платите в кассу. На магистралях через каждые десять-пятнадцать миль - большие площадки отдыха, где, кроме заправки и мойки, есть универмаг, кафе, ресторан, телефоны, игровые автоматы, туалет и т. д. Заправился, перекусил, побродил по магазину и двигай дальше, "открывай" страну. Фото автораЗА РУЛЕМ 597Английские констебли предупредительны и доброжелательны.105