122
123
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЖИЗНЬВесна - начало массовых заторов на улицах наших городов (сегодня - не только Москвы и Питера), на дорогах России. Автомобилей все прибавляется и прибавляется, а вот транспортных магистралей... О причинах заторов на наших дорогах ведет разговор Виктор СЛЕСАРЕВ.Если вы за 15 минут кое-как одолели пару-тройку километров пути, то есть, хотя и очень медленно, ехали - это еще не пробка. Кто-то метко назвал такое движение "желеобразным". Настоящий затор это когда вы стоите обычно без всякой уверенности в том, что в ближайшие час или два удастся продолжить путь! "Желе" характерно для мест с напряженным автомобильным движением, когда пропускная способность улиц становится недостаточной - например, при массовой "миграции" населения к родным дачам в выходные дни. Не избавлены от этой беды и цивилизованные страны - и. как показывает мировой опыт, проблема решается только строительством новых магистралей, транспортных развязок в разных уровнях, расширением старых и т. д. Пробки же больше свойственны нам, россиянам, любителям ставить своих собратьев в трудное положение: "Ах так? Ты меня не пропустил! Но и сам не проедешь!" Зная эту национальную черту противника, дружные, дисциплинированные монголы, руководимые Чингиз-ханом, крепко поколачивали русских князей. И поделом, заметьте! Именно так и получаются наши пробки. Да. дороги у нас плохие. Да. узкие.. Да, любят их ремонтировать именно в час пик, а не ночью, например... Можно долго пере122 ЗРЛМ 5/97 А УЕ1. В подобных "узкостях" следует ехать поочередно. А как бы поступили вы?числять объективные причины низкой пропускной способности улиц и переулков - но ездить по ним все же было бы можно (хотя и медленно), кабы не наша неискоренимая жажда воевать друг с другом. Ведь далеко не каждый европейский город может похвастать широченными улицами. А как-то ездят французы, бельгийцы, чехи... Как получается пробка (в отличие от "желе")? Вообразите сцену: по какой-то причине некий 25-метровый панелевоз (бензовоз, "фура"...) не успел повернуть на перекрестке на свой "зеленый". Водители с пересекаемой улицы обязаны его пропустить, а потом уж трогаться (пункт 13.2 ПДД), ан не тут-то было! Спешим... Кто-то особенно горячий рванулся наперерез. Большегруз, не желая никого давить, тормозит, перегородив перекресток, а в "угольное ушко" лезут все. кто как умеет. Стоит кому-то слегка зацепить соседа - и движение надолго парализовано. Даже если ГАИ приедет вовремя, что на деле маловероятно, "оформление" аварии требует времени - и затор растягивается на километры. Конечно, реально события могут развиваться как угодно. Но стоит двум-трем упрямцам стать на перекрестке "елочкой", заблокировав друг друга, - и конец! Довольно часто заторы возникают и по причинам чисто техническим - наш российский (и без того не шибко надежный) автомобиль, когда его еще и безграмотно эксплуатируют, закономерно отказывает. И случись это на улице с напряженным движением - пробка неизбежна. В цивилизованных странах для случаев, когда по какой-либо причине пересекаются два потока разных направлений, применяется простейшее правило: узкое место проезжают поочередно водители с одного и другого направления (фото 1). У нас же первым едет самый "крутой", то есть наглый. Чаще - владелец престижной иномарки. Или личный шофер владельца, что * даже хуже, если вспомнить формулу "из грязи - в князи!"... Очень часто пропускная способность улиц снижается из-за допускаемых нами "вольностей" (о соблюдении правил движения как-то и говорить уже неловко, тем более что многие водители даже не знают о том, что еще 1 июля 1994 года вступили в силу "новые"). С тех пор пункт 12.2 предписывает парковку автомобилей только вдоль тротуара, а не под углом к нему (немногочисленные исключения - не в счет). Но взгляните на фото 2. Интересно, а знают ли о Правилах в ГАИ? • Другой пример. Если по середине улицы проходят трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью для автомобилей, поворот налево должен выполняться с путей - пункт 8.5 Правил (фото 3). Но об этом многие даже не подозревают, занимая полосы, предназначенные для движения прямо, и мешая соседям по потоку. Так куда же смотрит автоинспектор? Известно: "разгребать" заторы - дело хлопотное, да и деньгами тут, как говорят, не пахнет. Как избежать попадания в "желе" и заторы? Изучайте город и запоминайте запасные маршруты. В водительской среде # мыслителей уровня Льва Толстого не так iуж много, большинство едет просто и прямолинейно, используя известные улицы, проспекты. В часы пик здесь что-то вроде Батыева нашествия... Вы же, избегая этих улиц, сделаете два-три лишних километра, но сэкономите и время, и бензин. Да и нервы сбережете. Очень полезно знать и об-ятном ис максимальной доброжелательностью к соседям. Двинулся поток - двинулись и вы, руки и ноги сами все делают. Если вас крепко заблокировали в пробке, постарайтесь найти себе занятие, а не переживать впустую. Можете слушать музыку, решать кроссворды, читать2. Правила парковки многим нипочем. А пункт 12.2 ПДД парковку под углом к тротуару в таких местах запрещает.ходные пути за городом - к месту отдыха, даче, деревне. Найдя маршрут, мало известный "дачной" публике, порой можно сэкономить часы! Как себя вести в условиях "желе"? Труднее всего здесь эмоциональному человеку, которому постоянно кажется, что на него вот-вот наедут. От этого действительно никто не застрахован. Некоторые психологи советуют отводить душу руганью, конечно, при закрытых окнах! Но на мой взгляд, этот совет весьма опасен - мы же не на пешей прогулке! Так и до аварии один шаг. Поэтому следует сдерживать себя, учиться дисциплине, не ссылаясь на сердобольных медиков и всякие "стрессы". Опытные водители, нередко попадавшие в такие ситуации, зачастую становятся способны ездить "на автопилоте", как бы полуотключась от происходящего. "Желе" движется медленно - несколько метров в минуту, поэтому здесь можно немного расслабиться, думая о чем-нибудь при-3. Снимок через ветровое стекло нашего автомобиля: водитель "Газели" должен был повернуть налево с трамвайных путей. Результат наI рушения - едущим сзади в прямом направлении придется ждать...газету, книгу, жевать бутерброд. Ругаться бесполезно. Но лучше всего - если чувствуете в себе этот дар! - взять на себя роль регулировщика и попробовать развести "заблудившиеся" автомобили, не дожидаясь ГАИ. Иногда это удается, главное убедить в целесообразности таких действий еще хотя бы трех-четырех человек, чтобы подвинуть одного на метр, другого на два. И дело пойдет... Если "желе" не позволяет вам переместиться в нужный ряд для поворота, внимательно следите за характером движения и работой светофоров. Имея достаточно мощный двигатель, очень выгодно быть у линии "стоп" первым, пока горит красный сигнал. Получив таким образом перед собой 15-20 метров "чистого пространства", вы можете энергично стартовать на зеленый сигнал и уйти вправо или влево, насколько нужно для последующего маневра. Конечно, дорожные трудности отличаются великим разнообразием. Если говорить о риске попасть в аварию, то прежде всего избегайте улиц, проходящих возле многочисленных базаров. Здесь царит полная неразбериха, публика озабочена коммерцией, ей дела нет до безопасности - собственной или чьейто еще. Как правило, только коммерция волнует и гаишника, который здесь якобы наводит порядок, так что на него не рассчитывайте. Чуть зевнете - и машина помята или разбита. С учетом такой возможности самое разумное - объезжать места толчеи за версту, не забывая возносить хвалу мэру за заботу о нас, рядовых горожанах. З РЛМ 59 123 АУЕ /7I