ЛвтолюбителейОСИ) V Б шить с помощью декоративных колпаков. Нельзя не упомянуть литые алюминиевые колеса "Бугатти" 20-30-х годов - красивые и дорогие. Колесо, конечно же, немыслимо без подшипников. Первые автомобили унаследовали доавтомобильные конструкции, в том числе важное изобретение англичанина Коллинза, который еще в 1850 году создал подшипник скольжения с длительной смазкой и приспособлением для регулировки осевого зазора. Конструкция включала бронзовую конусную втулку, гайку и шплинт. Такие колесные подшипники доминировали на автомобилях примерно до 1900 года. Но уже около 1895 года в Германии появились оси с шариковыми подшипниками - перво-УДОБНЫЕ ВОРОТАЕсли у вас, читатель, есть гараж, то почти наверняка - с простейшими распашными воротами, а стало быть, вам известны их главные недостатки. В этой статье Игорь МИХЕЕВ акцентирует на них внимание лишь для того, чтобы предложить более рациональную конструкцию.Распространенные в начале века типы устройства обода. начально небольших размеров, для велосипедов и малых машин. Примерно с 1906 го да шарикоподшипники стали широко использовать в автомобилестроении. На рубеже веков американская фирма "Тимкен" предложила конические роликовые подшипники. Колесные подшипники скольжения дольше всего прожили на грузовиках, для которых тогдашние подшипники качения были слишком слабы. Бронзовая втулка скольжения имела отверстия для лучшего распределения смазки. Облегчение колес и совершенствование подшипников качения позволили в 20-х годах перейти к применению последних и на грузовиках. 1 66 ЗА РУЛЕМ 5/97В самом деле: кто-то, устав в дороге, теряет бдительность и, открыв ворота, забывает зафиксировать их створки в открытом состоянии. А погода, вообразите, ветреная - дунуло, дверь резко закрывается и ударяет по кузову машины. Другой пример. Выезжая задним ходом, мы порой не замечаем, что ворота не вполне открыты или их прикрыло ветром. Результат тот же. Бывают и более печальные последствия: дав задний ход, вы забыли закрыть какую-либо дверь в автомобиле - в итоге она исковеркана, а то и погнута стойка, требуется дорогой ремонт. Владельцу традиционных ворот нелегко зимой: за ночь намело снегу, чтобы открыть ворота, нужно его отгрести, а лопата - конечно, в гараже. Хорошо, если в одной из "воротин" есть высоко расположенная дверь. А если нет? Распашные ворота часто неудобны в гаражах, встроенных в коттеджи. Ворота нередко открываются на тротуар или дорогу, если же они внутри, во дворе, то порой затрудняют въезд в гараж и выезд из него. Наконец, пандус на подъезде к гаражу может иметь уклон. Значит, чтобы ворота открывались, нужно делать перед ними горизонтальный участок, что тоже не всегда просто. От перечисленных трудностей легко избавиться, устроив подъемно-откидные ворота, подобные тем, что применяются внекоторых конструкциях гаражей-"ракушек" (фото). Существует несколько кинематических схем подобных ворот; у каждой свои преимущества и недостатки,Подъемно-откидные ворота - общий вид. знать которые потенциальному владельцу нелишне. Известные ныне конструкции подъемно-откидных ворот представлены на рисунках. Одна из самых простых - на рис. 1, а. Полотно ворот 1 имеет ролики по углам. Ролики 2 движутся по вертикальным направляющим 3, а ролики 4 - по горизонтальным направляющим 5. Открывая ворота, полотно тянут вверх, одновременно другой рукой подавая верхнюю часть ворот внутрь. Устройство простое, но с серьезным недостатком. Как видно из рисунка, внутри гаража довольно большая мертвая • зона - ее ничем нельзя занимать. Зато в(%Рис. 1. Конструкции ворот с двумя направляющими: 1 - створка ворот; 2 - ролик вертикального перемещения; 3 - вертикальная направляющая: 4 - ролик горизонтального перемещения; 5 - горизонтальная направляющая. втолюбителейлотна откатываются по направляющим внутрь гаража. Преимущества данного варианта - почти полное отсутствие мертвой зоны как внутри, так и перед гаражом. Однако данные ворота наиболее сложны. Для уравновешивания ворот, показанных на рис. 1, 2 и 3, можно использовать Рис. 2. Конструкции ворот с противовесы - устройства, чрезвычайно дополнительным рычагом: 1 - створка простые в изготовлении и надежные в эксворот; 2 - ролик вертикального плуатации. В варианте 4 для этого обычно перемещения; 3 - вертикальная направляющая; 4 - рычаг; 5 - опора применяют торсионные витые пружины, рычага; 6 - упор створки. которые устанавливают на горизонтальном валу над воротами внутри гаража. На концах вала должны быть предусмотрены барабаны, на каждый из которых наматываэтом варианте ворота при открывании-засоединены пружины 6, нижние концы котоется трос, закрепленный за нижнюю кромкрывании не выходят за очертания гаража, рых закреплены на кронштейнах 7, устаноку ворот. Подобные устройства компактны, что позволяет, если необходимо, подъезвленных на полу гаража. Открывая ворота, но требуют высококачественных пружин и жать к нему вплотную. нужно подать нижнюю часть полотна нарунадежных узлов для их регулирования и Следующий вариант (рис. 1, б) похож жу, одновременно толкая верхнюю часть крепления, периодической смазки и т. д. на предыдущий - с той разницей, что ровнутрь. При этом рычаги 4 выходят из мерРазмеры представленных выше ворот лики 2 установлены не внизу ворот, а вытвого положения и начинают поворачисоответствуют действующим нормативам. ше, на расстоянии / от нижней кромки воваться усилием пружины. В открытом поДля большей безопасности от взлома вход рот. Такая компоновка уменьшает мертвую ложении полотно практически полностью в гараж (когда есть такая возможность) зону. Теперь при открывании ворот нижняя уходит внутрь гаража. В данной схеме отлучше делать изнутри дома. Ворота при половина полотна 1 выдвигается перед гасутствуют вертикальные направляющие. этом закрывают на внутренние засовы, то ражом, уходя вверх и образуя козырек, что Стремление избавить конструкцию воесть замки на них не нужны. Однако в слуудобно при открытых воротах в случае нерот от упоминавшихся выше недостатков чае необходимости в вариантах 1-3 можно погоды (дождь, снег). Однако вам придется закономерно подводит изобретателей к сделать в полотне ворот врезную дверь с останавливаться перед гаражом на расметаллической "шторке", давно известной замком. стоянии, которое позволит полотну ворот и применяемой в самых разных случаях. Подъемно-откидные ворота несколько выходить вперед-вверх. Кроме того, в заНа рис. 4 вы видите подобную конструкдороже распашных, однако их преимущекрытом положении эта конструкция нецию. Полотно состоит из шарнирно соедиства таковы, что широкое применение за сколько менее жесткая - низ ворот конненных секций 1. На каждой секции закрерубежом легко объяснимо. • сольный. плены ролики 2, движущиеся в направляюИз какого материала сделать ворота? Еще одна конструкция показана на щих 3. При открывании ворот секции по- Здесь тоже возможны варианты. Если исрис. 2, а. На полотне ворот 1в нижних угпользовать стальной прокат - уголок, лах установлены ролики 2, движущиеся по швеллер, лист, масса ворот составит около вертикальным направляющим 3. В средней 180 кг. В последние годы все более широчасти полотно шарнирно соединено с рыкое применение находит дюраль. Заметим: чагами 4. Последние противоположными если использовать те же номера дюралеконцами шарнирно закреплены на опорах вых профилей, что иу стальных, то масса 5, установленных на стене гаража. Ворота Рис. 3. Ворота с ворот составит всего 65 кг. По желанию пружинным механизмом открываются, как ив предыдущих варианзаказчика дюралевый профиль может быть подъема створки: тах. Для удержания полотна в горизонанодирован или окрашен, что значительно 1 - створка ворот; тальном положении и уменьшения нагруз2 - ролик горизонтального улучшает внешний вид ворот и повышает перемещения; ки на шарниры рычагов кромка полотна, их стойкость против коррозии. 3 - горизонтальная входящая внутрь, ложится на упоры 6. В А как со стоимостью? Сегодня тонна направляющая; 4 - рычаг; отличие от предыдущих вариантов, здесь 5 - ось: 6 - пружина: стального проката стоит около 2 млн. руб., 7 - кронштейн пружины. • н е нужны горизонтальные направляющие. дюралевого - 20 млн. руб. Разница, как Развитие предыдущего варианта вы видим, весьма существенная. Но подсчивидите на рис. 2, б. Но здесь ролики 2 устайте стоимость тех и других ворот исходя тановлены на расстоянии / о т нижней из вышеприведенных масс - материал кромки ворот. При этом уменьшается мерстальных ворот обойдется вам в 360 тыс. твая зона, а открытое полотно 1 образует руб., а дюралевых - 1300 тыс, руб. И окакозырек. жется, что дюралевые дороже в 3,7 раза, На рис. 3 - одна из наиболее сложных да и сама сумма не должна пугать влаконструкций, но пусть вас не пугает такое дельца. сочетание рычагов и пружин: зато с вороВ заключение замечу, что подъемнотами легко справится любая женщина. Как откидные ворота можно устанавливать не работает механизм? только во вновь строящихся гаражах, но и На полотне ворот 1в верхних углах в уже существующих. Рис. 4. Ворота со створкойесть ролики 2, они катятся по горизонталь"шторкой": 1 - секция 'шторки"; ным направляющим 3. На нижних углах 2 - ролик; 3 - направляющая. полотна закреплены рычаги 4, вращающиеся на осях стоек 5, установленных на стене гаража. К верхним концам рычагов при-аб==аЗА РУЛЕМ 5.97167