30
31
mСледуя законам природы, автомобильный мир весной проявляет повышенную активность. На рынке в изобилии всевозможные новинки - от малозначащих декоративных аксессуаров до серьезных изделий. К последним, несомненно, относятся шины. Предлагаем вашему вниманию заметки корреспондента ЗР Антона ЧУЙКИНА, побывавшего на презентации гаммы шин "Мишлен". КТО ТАКОЙ БИБЕНДУМ? режде, чем рассказывать собственно о шинах, представлю их производителя. Французской фирме "Мишлен" уже больше 100 лет. и все это время она была одним из лидеров шинного дела. Сегодня по объему продаж "Мишлен" спорит за первое место в мире с японским "Бриджстоуном". занимая около 19% рынка. В производственной программе - шины легковые, грузовые, авиационные и даже... космические, для многоразовых кораблей. Для нашей шинной промышленности продукция "Мишлен" часто служила эталоном. с которым сравнивали последние разработки. Например, популярную шину БИ-391 для автомобилей ВАЗ испытывали вместе с "Мишленом MXV (ЗР. 1996, № 4). Да и многие автолюбители произносят название марки с придыханием, уважая ее авторитет. Жаль только, что до сегодняшнего дня фирма не очень-то стремилась поддержать его в России. Только сейчас открывая для себя наш рынок, французские шины покатятся по колее, проторенной более шустрыми конкурентами, и обогнать их будет ох как нелегко. Впрочем. правильнее будет сказать не "открывая", а "возвращаясь": ведь когда-то "Мишлен" обхаживал российских потребителей не в пример активнее, чем нынче. В доказательство привожу один из многих (!) рекламных плакатов фирмы,., датированный 1913 годом. Думаю, что участие российских журналистов в презентации новых шин - один из первых шагов к активному освоению незаслуженно забытого региона. Представление фирмы было бы неполным без рассказа о символе - забавном человечке по имени Бибендум. Он "родился" в 1898 году, в мастерской братьев Эдуарда и Андре Мишленов. Один из них, увидев в углу сложенные стопкой разнокалиберные покрышки, заметил: "Смотри-ка. если сюда приделать ручки и ножки, это будет похоже на человека". Фигурка из шин (а вовсе не "перебинтованная мумия". как утверждают злые языки) стала неотъе30 ЗА РЛМ 597 УЕ млемым спутником имени фирмы. Один из первых рекламных плакатов "Мишлена" изображал шинного человечка за столом среди конкурентов, с бесстрашно поднятым в руке бокалом, полным осколков стекла, гвоздей и камней. Сверху было написано по-латыни: "Nunc est bibendum!!..", аналогично русскому "выпьем!" Эта реклама возымела успех, а словечко "бибендум" намертво прилипло к символу фирмы. Бибендум. или, "для друзей", Биб - герой комиксов и плакатов, полномочный представитель "Мишлена", хозяин всех фирменных мероприятий. На последнее из них - представление новых всесезонных шин "Мишлен Энерджи" Биб пригласил пишущую братию на юг Франции, к подножию ПиренеевМальчикъМонтируеТЪ всякую ШИНУ МИШЛЕбезъ усилш!ПФФЩ благодаря ВЕНТИЛЮ БАРАШКУ МИШЛЕНЪ*~устраняющему Предохранительные БарашкииРЫЧАГАМЪ МШШШНЪ _фНЛЬМЪ"-форумъ^"Мишлен" в России отнюдь не новичок. вопросом: на что охотно "клюнет" потребитепь - на экономичность, всесезонность или ходимость колес? В результате масштабного исследования выяснилось: 72% автомобилистов выбрали бы шину с наибольшей "всепогодностью'. 25% ставят на первое место топливную экономичность. Претензии к уже существующим шинам у половины (!) потребителей - слишком большая разница в поведении на сухих и мокрых покрытиях. Таким образом, задача была определена: нужна универсальная шина, которую можно эксплуатировать круглый год. в том числе на снегу умеренной глубины. В то же время нельзя забывать о других требованиях - низком сопротивлении качению, малой массе, возможности утилизации и т. д. К сожалению, описывать решение всех этих увлекательных задач не хватит места, поэтому остановлюсь на самом любопытном. Новое поколение Мишлен Энерджи" включает в себя три базовые шины: ХТ1 для легких автомобилей вроде "Форда-Фиеста". ХТ2 - для машин побольше, например "Ситроен-Ксантия", и ХН1 - для среднегоВ"ЭНЕРГИЧНЫЙ МИШЛЕН" ыбор места был не случаен: именно в подобных климатических условиях всесезонные шины раскрывают свои преимущества перед дорожными и зимними. Читатепей, желающих освежить в памяти кпассификацию. отсылаю к ноябрьскому 1995 года номеру "За рулем", а пока кратко напомню принцип, по которому делают всесезонные шины: "как можно больше приблизить к зимним показатели дорожной шины, не ухудшая ее основных качеств". Представьте себе поездку в горы: внизу тепло, сухо, на подъеме возможен туман, а на перевалах и вовсе снег вот стихия "всесезонки". "Мишлен Энерджи" - это уже второе поколение всесезонных шин "среднего" класса, то есть не самых скоростных, до 190...210 км/ч. Подобные весьма популярны и приняты на комплектацию многими автомобильными фирмами, например "Ситроеном", "Фольксвагеном", "Опелем... Тем не менее, прежде чем разрабатывать новую шину, специалисты фирмы задались ПРЕЗЕНТАЦИЯкласса, типа "Ауди-А4". Все эти шины отличаются рисунком протектора, но принцип его построения общий. Он асимметричный. имеет четко выраженную внутреннюю и наружную зоны, которые надо ориентировать при монтаже шины на диск. Наружная, более гладкая часть рисунка - "дорожная". внутренняя - "всесезонная" и "зимняя". Наблюдательный читатель заметит, что протектор правых и левых шин будет взаимодействовать с дорогой по-разному. Пожалуй, лучше всего с точки зрения управляемости делать для автомобиля не четыре одинаковые шины, а две пары - на правую и левую стороны, но против этого насмерть стоят дилеры, справедливо опасаясь путаницы. Пусть уж правые катятся не совсем так, как левые, зато у автомобиля пять (с запаской) одинаковых колес. В самом рисунке "Мишлен" применил несколько интересных новаций, давших ему право ввести новую маркировку, подчеркивающую универсальность шин: пиктограмму со всеми атмосферными явлениями (снег, дождь, ясная погода) и обозначение "R+W". то есть "дорога + зима" (Road + Winter). сравните с зимними "M+S" ("грязь + снег"). На внешней стороне протектора шины ХТ2 выполнены узкие ножевые прорези (ламели), образующие квадрат. Получается. что в крупной шашке рисунка есть еще один. поменьше. С помощью этого решения удалось. не потеряв жесткости и износостойкости протектора, увеличить его сцепные свойства в продольном и поперечном направлениях. в первую очередь на сухой дороге. На внутренней стороне шины ХН1 есть Z-образные прорези: если шину разрезать в вертикальной плоскости, поперек ламели, в сечении увидим зигзаг. При работе шины, когда деформируется протектор. это решение позволяет сохранить его жесткость при большом количестве прорезей. Чем их больше, тем лучше, ведь именно они образуют ребра, которым шина обязана устойчивости на скользких покрытиях. НА МАРТОВСКОМ СНЕГУ ти и другие мишленовские хитрости позволили сделать новый "Мишлен Энерджи" действительно всесезонным. По заявлению фирмы, если шины первого поколения сохраняли свои дорожные характеристики до температуры +5°С. то новые колеса расширили этот диапазон до -5"С. Вот. собственно, и граница применения всесезонных шин - они хорошо ведут себя до слабого мороза. Насколько хорошо - говорить трудно. По собственным впечатлениям могу сказать, что на мартовском снегу эти шины ведут себя очень достойно, небольшая разница в их пользу по сравнению с первым поколением чувствуется даже на очень короткой дистанции. Что касается асфальта - судить не берусь, здесь для оценки нужен инструментальный контроль. Приведу поэтому результаты демонстрационных заездов на торможение: новый "Мишлен Энерджи" эффективнее предшественника на 5-7% на очень мокром асфальте. Думаю, и по остальным показателям разница не больше - неудивительно, что я ее не почувствовал. используя в качестве средства контроля только собственный организм. Так что пока поверим именитой фирме на слово. Мы, однако, надеемся ближе познакомиться с "Мишленом", теперь в России проведя полномасштабные испытания вместе с шинами других марок. Посмотрим, насколько универсальной окажется новинка - ведь у нас "всесезонка" подразумевает использование от + 40 до - 40°С. Ждите наших отчетов об испытаниях шин.ЗТакие дороги - родная стихия нового "Мишлена".**&ьНовая гамма "Мишлен Энерджи": модели XT1, XT2, XH1.\зиа_'^>ЗА РУЛЕМ 5'9731