96
97
лЗАКРЫТЫЙ ИНСТРУКТОР•БОРИС ШАПОШНИКВозможно, он так и остался бы жить в родном Пинске и занимался бы тем делом, которое нашло отражение в его фамилии. Но что мог дать захолустный провинциальный городок энергичному молодому человеку - тихое сонное существование? И он отправился в Москву, где бурлила жизнь и шло строительство, которому нужны были рабочие руки. Позже строитель Борис Шапошник поступил в МВТУ, где в 1929 году в числе 752 своих коллег защитил диплом инженера и отправился строить социализм. Тогда, да и сегодня тоже, МВТУ (ведь недаром - высшее) готовило специалистов широкого профиля и даже выпускник-середнячок обладал обширными и глубокими знаниями по сравнению со свежеиспеченными инженерами других вузов. На заводе АМО в это время шла реконструкция, и 28-летний Шапошник был принят на работу планировщиком одного из цехов. А когда состоялся пуск нового завода, появился спрос на конструкторов. Борис Львович - так его уже называли стал конструктором, начальником отдела, а в 1939-м - главным конструктором. Время было сложное. Многих видных специалистов завода ЗИС арестовали по ложным обвинениям. Но после них осталось много незавершенных разработок, в том числе и по машинам повышенно'" проходимости ЗИС-23, ЗИС-24, автооусу ЗИС-16, газогенераторному грузовику ЗИС-21, лимузину ЗИС-101А. Вот здесь и дал себя знать широкий инженерный профиль выпускника МВТУ. Надо признать, в те годы наша автомобильная промышленность еще не имела четко выработанной концепции автомобиля повышенной проходимости: то ли полугусеничный, то ли трехосный колесной формулы 6x4, то ли полноприводный. Иностранных аналогов было немного, почти все армейского назначения, а отсюда - скудость информации о них. Отечественной научной базы в этой области - по сути, никакой. Любые инженерные решения давались только методом проб и ошибок. Тем не менее на ЗИСе смогли создать полноприводную модификацию грузовика ЗИС-5. Она называлась ЗИС-32, и до начала войны I удалось изготовить промышленную партию этих автомобилей. Словно шахматист, разучивший партии соперников, Шапошник накапливал в памяти все, что касалось полноприводников. Так провинциал, попавший в столицу, старается схватить все в незнакомом ему окружении. Но такой провинциал, в отличие от Шапошника, не имел, как правило, за плечами школы МВТУ. И в этом заключалась разница. Война не дала шанса развить накопленный опыт. Часть ЗИСа, эвакуированная в Ульяновск, дала начало новому заводу - УльЗИСу, впоследствии УАЗу. Его главным конструктором назначили Шапошника, которому приходилось заниматься весьма проБорис Львович Шапошник (1902-1985 гг.) - Герой Социализаическим делом - текущей мостического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, доктор технических наук. дернизацией ЗИС-5В. В 1944 году на поверхность всплыло заключенное еще до войны соглавозглавил проектирование карьерных сашение с "Дженерал моторе". В соответстмосвалов МАЗ-525 и МАЗ-530. вии с ним наша страна приобретала оборуОсвоив их серийное производство, о дование, технологию и техническую докуБорисе Львовиче как бы забыли. Он стал ментацию на производство трех-, четырех- инкогнито, тем "закрытым" конструктором, и шестицилиндровых дизелей. Эти двухтысячи которых ковали военную мощь тактные двигатели должен был выпускать страны. Мы видели на парадах их безымянЯАЗ, а на УАЗе под руководством Шапошные изделия, гордость нашей техники, но и ника под трехцилиндровый дизель был раззаводы-изготовители, и создатели этих маработан автомобиль ЗИС-253 грузоподъемшин для большинства граждан Советского ностью 3,5 тонны. Его производство планиСоюза тоже были инкогнито. Только немноровали развернуть в Новосибирске на гие посвященные знали, что в 1954 году строившемся там автомобильном заводе. В всесильный тогда маршал Жуков настоял 1946 году Шапошник стал на нем главным на организации специальных конструкторконструктором, но завод передали в другую ских бюро (СКБ) на МАЗе и ЗИСе. Перед отрасль промышленности. И тогда, в 1949 ними поставили задачу создать колесные году Шапошника назначили начальником тягачи для буксировки артсистем, а также конструкторского бюро на МАЗе, где он самоходные шасси для ракетной техники. С этого времени Шапошник возглавил на МАЗе СКБ. Некогда Грабин, известный конструктор пушек, заметил, что "танк - это просто телега для пушки". Времена изменились ракетное оружие выдвинулось на первый план и Шапошник начал конструировать "телеги для ракет". Тут вспомнился трофейШапошник демонстрирует удостоверение ударника труда, полученное им в предвоенные годы, А. Вольскому (в центре) и министру автомобильной промышленности СССР А. Тарасову (крайний слева). 1974 год.96ЗА РУЛЕМ 5 97t /ный немецкий бронеавтомобиль "БюссингНАГ" колесной формулы 8x8. с независимой подвеской всех колес, межосевыми блокируемыми дифференциалами, бесчисленными карданными шарнирами. Тогда уже в нашей стране сформировалось несколько школ по созданию колесных машин повышенной проходимости: В. Грачева, Н. Коротоношко, В. Дедкова. Шапошник на основе анализа известных ему конструкций (недаром в МВТУ наряду с практическими навыками развивали аналитический инженерный подход) выработал собственную концепцию подобной машины. В какой-то мере она развивала идеи, заложенные в "Бюссинг-НАГ". Но сформировалась не сразу, а на опыте конструирования одноосного тягача МАЗ-529, лесовоза МАЗ-532, тягача МАЗ-528 и инженерного тягача МАЗ-538. Все они служили как бы модулями, одноосными или двухосными, на основе которых можно было разрабатывать многоосные шасси. Эти шасси (МАЗ-535. МАЗ-537 и другие) выпускались серийно, получили у заказчика (такое неприметное слово было тогда в ходу) высокую оценку. Высокую оценку получил и их главный конструктор в 1968 году Б. Л. Шапошнику за создание семейства автомобилей-тягачей присвоена Государственная премия. Хотелось бы подчеркнуть, что в 60-70-е годы госпремии за новые конструкции автомобилей давали, прямо скажем, редко. И уж если их присуждали, то за машины незаурядные. Испытывал ли Борис Львович на своей "закрытой" работе какие-либо проблемы,Седельный тягач МАЗ-535В начала 60-х годов с восемью ведущими колесами и независимой подвеской двух передних пар колес. Мощность двигателя - 375 л. с.•••-*•-'п.—"а-"руктор Лавочкин, создатель авиапушек Нудельман, разработчик оптических прицелов Фукс-Рабинович, конструктор авиабомб Гальперин. Решающую роль играли способности человека, инженерный уровень, умение организовать работу. Но кроме общего подхода, существовали и частности. Несмотря на то, что Шапошник 14 лет возглавлял весьма ответственное СКБ, в члены КПСС его приняли лишь в 1963-м... А тем временем калибр, длина и масса ракет - не станем уточнять каких именно - росли и для них потребовались машины увеличенной грузоподъемности, причем не тягачи, а носители. Так появилось на свет семейство четырехосных МАЗ-543 с двумя параллельными кабинами. Его можно считать одной из наибольших удач коллектива, которым руководил Шапошник. Ему в 1973 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.Дальнейшие конструкции, которые создавал Шапошник, строились на модульном принципе. Так появились машины семейства 547 - шести- и семиосные. как требовал заказчик. Они стали дальнейшим развитием концепции, заложенной в МАЗ-543. "За создание особо мощного шасси" Борису Львовичу в 1976 году присуждена Ленинская премия. Его заслуга не только в том, что такие колесные шасси выпускались серийно и на них монтировалось грозное оружие - например, известные по войне 1991 года в Персидском заливе оперативно-тактические ракеты СКАД или ракеты средней дальности СС-20. В КБ Шапошника родились и интереснейшие экспериментальные машины, как МАЗ-7907 с газотурбинным двигателем мощностью 1200 л. с. и электротрансмиссией с 24 мотор-колесами! В марте 1985 года Борис Львович вышел на пенсию, а в сентябре скончался. Его жена и дочь, как рассказывают, через несколько лет выехали в Израиль, жили в небольшом городке. Во время войны 1991 года неподалеку от их городка грохнула ракета СКАД, запущенная иракскими военными с шасси МАЗ-543. которое создал Шапошник. Ирония судьбы? Но тогда, в 1991-м Борис Львович с небес уже не мог помочь своим родным. "Мне всегда больно, - писал известный немецкий философ XVIII века Лихтенберг, - когда умирают талантливые люди, потому что мир нуждается в них больше, чем небо". Похоже, что он имел в виду и Шапошника. Лев ШУГУРОВ Ракетный комплекс "Тополь" на шасси МАЗ7917 колесной формулы 14x12. Эта машина 80-х годов оснащена дизелем мощностью 710 л. с.Шасси МАЗ-543 70-х годов с оперативно-тактической ракетой СКАД-Б Колесная формула - 8x8. Мощность двигателя - 525 л. с. связанные с "пятым пунктом"? В общем нет, ибо всемогущий ВПК жил по своим законам. Ему были нужны новые, все более совершенные "изделия", он за ценой ради будущей победы не стоял и предрассудков не испытывал. Примеры тому - авиаконст-