52
53
54
ЭКСПЕРИМЕНТ ЗРВ Москве бензина - хоть залейся. Времена многочасовых очередей на бензоколонках забылись, как страшный сон. Но вот качество топлива у многих вызывает сомнение. Кому из нас не приходилось слышать, что, мол, залил "и ни фига не тянет", или "на этой колонке бензин всегда хороший: машина летает, как ласточка", или... Впрочем, каждый автомобилист сам знает множество вариаций на заданную тему. Действительно ли с бензином "химичат", как уверены почти все автомобилисты, предпочитающие, как ив случае с другой жидкостью, недолив фальсификации? Это мы и решили проверить, а заодно поинтересоваться, насколько реальны слухи о непрекращающихся с былых времен "недоливах" на автозаправках. Помочь попросили Московскую транспортную инспекцию, стоящую на страже чистоты бензина и порядка на АЗС города. Ведь сотрудники МТИ регулярно проводят такие проверки и знают все тонкости дела. Первой на нашем пути стала АЗС "Данако" на Ленинском проспекте, владение 109а. Место оживленное, колонка никогда не пустует. И сразу - недолив. Бензин даже не показался в прозрачном, со шкалой, горлышке десятилитровой фляги-мерника. 240 миллилитров (допускается максимум 50 мл на 10 л) почти в пять раз больше допустимого! - недодала 52 ЗРЛМ 69 А УЕ 77 колонка с "95-м" бензином. Контрольные замеры подтвердили результат. Когда мы суетились вокруг мерников, к проверке вдруг подключилась дама из темно-синего "Фольксвагена". "Здесь бензин всегда отвратительный и всегда недоливают. Обязательно запишите это как мнениепокупателя", - сказала она, заправилась (!) дорогим АИ-98 и укатила, подтвердив сложившееся мнение о женской логике. Следующей оказалась КАЗС № 3 (контейнерная) "Капитал" на улице Обручева. Крошечное помещение станции и две топливораздаточные колонки (ТРК) под навесом. Скромненько, но прилично. А главное, дешево: АИ-93 всего за 1850 рублей. Первая проверка на недолив - и бензин едва показался в горлышке мерника. Молоденький директор станции разволновался. Контрольный замер на той же колонке - и бензин хлынул потоком, перелившись из фляги и на треть заполнив подставленное ведро. Перелив, и очень большой! Откроем секрет: на "Капитал" мы приехали не случайно. Один из нас, заправив-Мерная емкость с абсолютной точностью показывает, сколько налили бензина. Все гипнотизируют взглядом октанометр: что-то он покажет? In1ШШШИЖ]А пока - еще к одной АЗС, с громким для двух обшарпанных ТРК названием "Глеско индастриз Лтд". Увы, она с утра не работала - свет отключили. Рядом с сонной "Лтд" чумазый до крайности шофер ковырялся во внутренностях бензовоза. До ЗАО "Глеско" он добирался двое суток сломалось все, что могло. Пришлось брать пробы прямо из цистерны. У АИ-80 (так было в накладной) октановое число оказалось даже чуть выше нормы. Естественно, недолив проверить не могли. - Вообще, недолив, пожалуй, самое частое нарушение на московских АЗС, сказал заместитель начальника отдела ГСМ транспортной инспекции Александр Завражин. - Но винить в этом исключительно автозаправки я бы не стал. Часто это начинается еще на нефтеперерабатывающем заводе. Даже школьники знают, как температура бензина влияет на его объем. А на НПЗ не школьники работают, а большие специалисты. Отпускают бензин прямо горячим, он остывает уже на АЗС и оказывается, что его заметно меньше, чем в накладной. Есть еще распространенный прием: при заливке топлива наклон цистерны автозаправщика в 1-2 градуса дает базе "экономию" в 100-200 литров, которые, опять же, оборачиваются недостачей на АЗС и она вынуждена восполнять ее своими "хитростями". Неточные счетчики колонок с "допуском" в пользу заправки, "технические неисправности" пистолета, шлангов - придумывают много всего... ...Пересечение МКАД и Библиотечного проезда. Контейнерная станция, принадлежащая ЗАО "Компания "Лема". Берем про•.-JJJЖУРНАЛ "ЗА РУЛЕМ" ПРОВЕРИЛ КАЧЕСТВО БЕНЗИНА В МОСКВЕшись здесь пару дней назад, почувствовал неладное: бензин в баке как-то очень быстро кончился. Захотелось выяснить, в чем дело. Оказалось, старенькая колонка просто разрегулирована: кому-то недоливает, а кому-то переливает. Как повезет. На каждой АЗС мы брали пробы бензина, чтобы исследовать их во ВНИИ по переработке нефти. А у сотрудников МТИ при себе были приборы, позволяющие мгновенно провести экспресс-анализ октанового числа и обнаружить примеси. На показания этих приборов ссылаться официально нельзя, они - лишь сиюминутная прикидка качества бензина. На первых двух станциях поверхностный результат - норма. Третьей была АЗС "Роснефтесервис" на пересечении улицы Обручева и Научного проезда. Шикарный, недавно отстроенный комплекс, принимающий одновременно 12 машин, автосервис, диагностический центр, мойка, бар, магазин... Все документы - в порядке, директор - сама любезность. Новенькие колонки выдают бензин тютелька в тютельку, без недоливов. Проверить решили самый дорогой, АИ-98. Финский, от фирмы "Несте" (Neste), поступил через Санкт-Петербург (НПЗ "Порво"). Цвет "супера" оказался ядовито-зеленым. Экспресс-анализ показал октановое число, не "дотягивающее" до ГОСТа "95-го" бензина: 93 - по исследовательскому и 84,3 по моторному методу (норма - 98 и 88). Стеклянная трубочка с индикатором, реагирующим на примеси, позеленела, сигнализируя о том, что дело неладно. Взяли пробу, почти не сомневаясь, что результаты экспертизы во ВНИИНП будут неутешительными. бы АИ-92 и. так сказать, не отходя от кассы, задействуем октанометр. Норма. Свинца стеклянная трубочка тоже не обнаруживает. И недолива нет. Такая допотопная станция с обшарпанными колонками - и вот, на тебе, порядок. Недаром говорят, внешность обманчива, АЗС "ЛУКОЙЛ-Москва" на Дмитровском шоссе, 116, видна издалека. Современный комплекс, новейшее оборудование, бар, магазин, под стеклом возле окошечка кассира - лицензия и сертификат на бензин. Правда, "пермского разлива" АИ95 показал октановое число чуть меньше нормы, но последнее слово за экспертизой. Все остальное - без замечаний. Недалеко от метро "Бибирево", на Костромской улице, небольшая АЗС с названием почему-то "Сретенка-Петролеум". Рядом со старенькими топливораздаточными колонками - вечнозеленые пластмассовые фикусы и пальмы. Красота - великая сила! Берем пробу, начинаем делать экспрессанализ - рядом останавливается видавший виды "Москвич". Человек, вышедший из него, приближается к нам и молча наблюдает. "Вы что-то хотите?" - спрашиваем. "Нее-т, я просто", - отвечает. Спустя минут десять после его отъезда к нам подкатила блестящая "Волга" образца "МОС" периода застоя. Вальяжный господин строго спросил нас, кто мы такие и по какому праву... Право транспортной инспекции он оспаривать не стал, а вот журналистов хотел, было, весьма неприветливо попросить. Особенно ему не понравился почему-то фотокорреспондент... Пока господин в длинном пальто, оказавшийся генеральным директором ЗАО, наседал на нас, сотрудники МТИ делали свое дело. АИ-92 достойно прошел испытание, показав 93,0 и 84,3, цвет индикатора в трубочке не изменился. Занялись недоливом. Первый замер - меньше положенного миллилитров на 200. Второй и третий - больше на пару литров! Та же история, что и на "Капитале". Ну что ж, контейнерного типа АЗС (а "Сретенка" именно такая) доживают в Москве последние дни. По распоряжению мэра они должны быть либо переоборудованы в стационарные, либо закрыты. Помня о сомнительности финского бензина на "Роснефтесервисе", ищем заправку, торгующую таким же топливом. АЗС-3 "ВАО Р.Прим" на Пришвина, 2-4, рекламирует себя, как торгующую финским бензином. Но именно в этот день нам не повезло: топливо было хотя тоже из БалЗА РУЛЕМ 6/97ф^53 дарт. Свинец же, другие примеси отсутствовали во всех пробах! Такой результат во ВНИИНП объяснили просто. Во-первых, октанометр не дает точной картины, именно поэтому он не рекомендован институтом для применения на АЗС - только на заводах. Во-вторых, цвет финского бензина, настороживший нас, может быть вызван абсолютно безвредной добавкой для улучшения товарного вида экологического топлива. А меняющая цвет трубочка - это реагент виноват. Значит (одно несоответствие на одиннадцать проб), можно радоваться: качесттии, но из другой страны. Латвийский АИ- лых количествах способны вывести из во бензина в Москве - на уровне. А разный его цвет и запах, разная оценка октано95 чуточку не дотянул до ГОСТа, но приместроя двигатель. Что ж. выходит, самый дорогой бензин метра и реагента на примеси - это все так, сей в нем не проявилось и доливали его до нормы. Взяли пробы на экспертизу и отпра- самый ненадежный? Отвезя пробы во субъективные ощущения. Не верь глазам вились на дальнейшие поиски. Они увенчаВНИИ по переработке нефти, с которым своим! Один явный недолив и две плохо лись успехом на ТОО "Нефто-Аджип", что в редакция заключила договор о проведении настроенные колонки - вот, собственно, и конце Ленинградского шоссе. Заправка их анализа, мы с нетерпением ждали ревсе, что показал эксперимент. Так что мознаменитая: одной из первых в городе она зультата. И вот он получен: октановое чиссквичам повезло: они ездят на топливе, начала предлагать широкий спектр услуг: ло у всех проб бензина соответствует можно сказать, приличном! автосервис, мойку и многое другое. ФинГОСТу! Исключение - лишь топливо, котоХотя десять проб на почти 600 АЗС... ский АИ-98 был той же компании "Несте", рое по экспресс-анализу показало норму. Конечно, это капля в бензиновом море сточто и на "Роснефтесервисе". Только цвет На АЗС "Лема" оно оказалось с октановым лицы. Кстати, за первый квартал нынешнеоказался не таким ядовито-зеленым и ре- числом, более низким, чем требует стан- го года МТИ взяла 321 пробу на 207 АЗС города. И оштрафовала 27 фирм на 93 миллиона 600 тысяч рублей. Может быть, эти меры и способствуют улучшению ситуации с качеством топлива?.. Так что, почувствовав "стук пальцев" после заправки автомобиля, не грешите на бензин: это просто ваше больное воображение. С психикой все в порядке? Тогда позвоните в транспортную инспекцию, отдел ГСМ, и поделитесь своими сомнениями. Проверка все расставит по своим местам. Елена ВАРШАВСКАЯ, Юрий БУГАЕВ Фото Владимира КнязеваДольет? Недольет?..акция на примеси была гораздо слабее. Хотя октановое число финского топлива прибор показал явно не соответствующим ГОСТу: 95,4 и 85,8 - как у АИ-95. - Выводы делать рано, сказал Александр Завражин. - Но по опыту мы можем сказать: чаще всего "химичат" с высокооктановым бензином он дороже. Его и разбавляют, и недоливают, и повышают октановое число разнообразными запрещенными присадками. Кстати, запрещены они и оттого, что даже в сверхмаПроверка, инспекторы, журналисты с фотоаппаратами - а народ заправляется, ни на что не обращая внимания. Света нет, бензовоз сломался - сиди, загорай. Современные комплексы с мойкой, автосервисом, магазином, баром уже не редкость в Москве.P. S. И все-таки после ознакомления с результатами исследования ВНИИНП закрадываются какие-то сомнения - не привыкли мы безоглядно верить в хорошее! Чтобы окончательно увериться в данных экспертизы, мы решили повторить ее в другом месте. О том, что из этого вышло - в одном из следующих номеров журнала.54ЗА РУЛЕМ 6/97