105
СОВЕТЫ ВРАЧАНо в Россию автомобили попадают всетаки не отсюда. А с комиссионных автостоянок, которые торгуют подержанными машинами - "тюкоса". Они новее тех, что попадают на свалки, и состояние их намного лучше. Самые привлекательные для российских моряков и туристов - портовые стоянки, где цены ниже, чем в городе, в четырепять раз. Объясняется такая дешевизна просто: машины здесь продаются без ежегодно оплачиваемой страховки, обычно с просроченным "сякэн" и не прошедшие штатного техобслуживания, то есть с деталями и узлами, ресурс которых, по местным понятиям, исчерпан. Такие автостоянки изначально ориентированы на россиян - на то, что автомобиль будут эксплуатировать за пределами Японии. Цену в основном определяет год выпуска. На стоянках (и на крошечных, где продают с десяток машин, и на гигантских, реализующих тысячи) автомобили расставлены рядами. В этих рядах самые разные модели - от "Ниссана-Микры" до "Тойоты-Кроун". Объединяет их одно - год выпуска. Ряд 1990 года - $800 за любой автомобиль, 91го - $1000. Есть ряды за $500 и даже за $400 - это совсем старые, десятилетнего возраста. Здесь можно торговаться - продавец подчас готов снизить цену. Есть тут автомобили, у которых аккумулятор давно "умер", но это не беда - крошечный грузовичок с передвижным пусковым устройством оживит понравившееся вам авто и доставит к кораблю (благо, до причала 500 метров). Основные автостоянки расположены в крупных городах - Осака, Иокогама, небольших - Тояма и Нанао (час езды от Канадзавы), где корабли из России - частые гости. Здесь же делают свой бизнес и "короли автосвалок", которые подгоняют прямо к судам грузовики с шинами, колесными дисками, различными деталями разобранных автомобилей. Все это продается по бросовым ценам. ... Если бы не жесткие таможенные барьеры, не только каждый российский моряк, пользующийся правом покупки автомобиля, но и каждый, кто приезжает в Японию, мог бы позволить себе купить подержанную машину. Конечно, можно спорить, хорошо это или плохо для нашей экономики, и по-прежнему заявлять, что у "советских - собственная гордость", но факт остается фактом: Япония готова завалить нас своим "бэу" по дешевке. Фото автораВряд ли нужно говорить, что значат глаза, зрение для автомобилиста. Сегодня доктор медицинских наук Юрий Борисович СЛОНИМСКИЙ известный специалист в области офтальмологии, хирург, занимающийся лечением болезней роговицы, - дает советы автолюбителям. Каждый автомобилист обязательно должен следить за своим зрением, руководствуясь некоторыми правилами. Именно каждый, а не только те, у кого что-то не в порядке с глазами. Ведь проблемы могут возникнуть иу водителя с нормальным зрением, например, из-за яркого солнца днем, света фар встречных машин ночью, усталости и напряжения в любое время суток. Многие относятся к этому как к неизбежной неприятности: ну что, действительно, поделать с солнцем или темнотой? Оказывается, можно. Темные очки - но не любые, а только с защитой от ультрафиолетового излучения! - помогут в ясный день. Специальные светофильтры - для езды ночью, а очки, улучшающие контрастность, - на случай утомления глаз. Только обязательное условие: все ваши очки (кстати, с диоптриями - тоже) должны быть травмобезопасными, чтобы не разбились и не поранили глаза. Есть такие и импортные, и наши - из очень прочной, легкой пластмассы CR-39. Кстати, травмы глаз подстерегают водителей не только в пути, но и во время ремонта автомобиля, и даже тогда, когда, казалось бы, они вообще не могут случаться. В последнее время в продаже появились комплекты импортных резиновых жгутов для крепления груза к багажнику на крыше. Удобно, надежно... Но если при натягивании жгута он сорвется и его металлический крючок, не дай Бог, попадет в глаз (а такое уже бывало), не исключено кровоизлияние в стекловидное тело или, что еще хуже, в сетчатку. Снаружи это можно и не заметить, а последствия очень тяжелые. В таких случаях - немедленно к врачу. Так же как ив других - когда чтото попадает в глаз. Даже если после этого вы ничего в нем не обнаружите, не спешите радоваться инородный предмет может проникнуть внутрь. Время от времени наши автомобилисты проходят медкомиссию. Проверяют остроту зрения и, получив положительное заключение, успокаиваются. А напрасно: есть заболевания, которые поверхностное обследование обнаружить не может. Например, глаукома. Она особенно коварна для водителя: при 100-процентном центральном зрении резко сужается поле зрения. То есть прямо перед собой человек видит хорошо, а сбоку - ничего не различает. Представляете, к какой беде это может привести? Поэтому контролируйте себя сами: хорошее ли у вас боковое зрение. Если чувствуете что-то неладное, обязательно проверьте у врача глазное давление при глаукоме оно повышено. И знайте, после сорока лет риск заболевания глаукомой возрастает.Очень распространена (особенно в пожилом возрасте) и катаракта - помутнение хрусталика. Для многих из тех, кому врачи поставили такой диагноз, она кажется катастрофой. Ждать, пока катаракта созреет, все больше и больше терять зрение, лишаясь возможности управлять автомобилем, - перспектива, действительно, безрадостная. Хотя ее нельзя назвать неотвратимой. Потому что вовсе не обязательно ждать полного созревания катаракты можно сделать операцию раньше, тем более что ее методика у нас тщательно отработана. Но, конечно, показания к хирургическому вмешательству определяет окулист. Неплохо знать и свои возможности различать контрастность: это позволит определить, насколько быстро утомляются глаза, как быстро в них начинает рябить от однообразной картины. При отклонениях потребуется скорректировать зрение и таким образом не только избежать неприятных ощущений, но и, возможно, предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Отдельный разговор о гипертониках. При гипертоническом кризе, когда резко подскакивает давление, может произойти кровоизлияние в глаз. Особенно опасно, если оно затрагивает сетчатку человек внезапно слепнет. И хотя перестает видеть один глаз, это все равно чревато последствиями. Поэтому те, у кого нестабильное давление, должны по возможности избегать стрессовых ситуаций, всегда иметь при себе необходимые лекарства. Иногда спрашивают: есть ли какие-нибудь специальные упражнения для тренировки зрения? А нужны ли они? Ведь жизнь сама по себе и есть лучшая тренировка. Мы смотрим вдаль, потом - по сторонам, потом разглядываем что-то под самым носом... Конечно, если часами смотреть в какую-то точку - это не полезно для глаз, но автомобилистам такая опасность не грозит. Дорога разнообразна, да и на приборную панель приходится поглядывать, и в зеркало заднего вида, и в боковое. А вот что вызывает настоящее беспокойство, так это своеобразная мода на одну, все более распространяющуюся глазную операцию - насечки на • роговице при близорукости. Ради того, чтобы уменьшить выпуклость роговицы, на ней делают насечки, то есть надрезают в нескольких местах и не зашивают. Когда они зарубцовываются, ткань стягивается, роговица становится более плоской, броде бы очень эффективно: близорукость исчезает или заметно уменьшается. Но зато теперь достаточно любой случайности, чтобы произошло несчастье. Удар, попадание чего-нибудь в глаз, малейшая травма - и рубцы расходятся. Стоит ли рисковать? "Беречь как зеницу ока" - из этой пословицы ясно, что отношение к глазу испокон веков было эталоном бережного отношения. Не забывайте и вы, что ваше зрение - ценность, достойная самого заботливого сохранения. ЗА РУЛЕМ 6/97 105