30
31
OPOHTOВы слышали что-нибудь о торонтском международном автомобильном шоу в Канаде? Скорее всего, нет. Между тем это более тысячи выставочных машин от 35 ведущих мировых фирм - производителей авто, это громаднейшие кондиционированные выставочные залы общей площадью в 50 000 квадратных метров. Сегодня у нас есть возможность заглянуть туда. Когда в Штатах или Канаде устраивают автомобильное шоу - оно непременно должно поражать масштабами, атрибутикой, ибо цель его одна: привлечь внимание, поразить, увлечь и, в конечном счете, - заставить крупно раскошелиться. Какихнибудь пять лет назад на такой же выставке вас точно так же увлекли, вскружили вам голову и вовлекли в этот опьяняющий транс обладателя новой, роскошно сверкающей игрушки. А пять лет для североамериканского автомобилиста - очень солидный срок. Правда, машина его сможет без особых проблем прослужить еще столько же, но стремительный ритм капиталистического самообновления будет тормошить и будоражить ее владельца потоком рекламы автомобильных салонов, иллюзией вечной платежеспособности за счет многолетнего кредитования, игры на ваших чувствах, что, дескать, только неудачнику это недоступно, а удачливый - может все, потому что у него есть чем платить!!! В итоге посетитель шоу в который раз оказывается в ловушке и тем самым, между прочим, 30 ЗРЛМ 69 А УЕ /7 все время побуждает автомобилестроение неустанно быть в поиске нового, более нового, самого новейшего, а значит... двигать вперед экономику. Канадец и сейчас спешит на ежегодное автомобильное представление, ибо чаще всего принадлежит к той трети потенциальных покупателей 1997 года, которые, согласно статистике, приобрели свой прежний автомобиль либо в 92-м, либо в 93-м годах. Не случайно и проводится эта торонтская автомобильная выставка с регулярностью хронометра. А как же! Вам надо вскружить голову новизной, роскошью и совершенством с тем, чтобы, придя на этот яркий праздник искушения, вы в который раз приняли решение и снова обратились к своей чековой книжке, проставив пятизначную цифру примерно от 20 до 50 тысяч долларов. Автомобильное шоу продолжалось десять дней. Триста тысяч посетителей прошли через его турникеты. Заплатив 12 долларов за вход, посетитель немедленно поглощался громадным пространством, где со всех сторон его окружали флаги фирм, лазерная реклама, яркие краски, отражающиеся сверкающими переливами на боках автомобилей, почти каждый из которых притягивал к себе как магнит. А тут еще зазывающие голоса агентов, приглашающих на их "самые выдающиеся" стенды. Слово "роскошь" сразу всплывает в голове, когда идешь мимо машин, способных поразить удобством, продуманностью в деталях, в наборе электроники, способной за вас "придвинуть, закрыть, включить, отрегулировать" и вообще утолить любую вашу прихоть, не говоря уже о том. что сама поездка на автомобиле-97, согласно рекламным роликам, должна стать для вас нескончаемым наслаждением. Сегодняшний североамериканский автомобилист требователен не только к надежности и удобству, но еще ик стилю машины. ее непохожести на остальные. Чем больше того и другого - тем лучше. Современные автомобили стали намного изящнее в подборе красок и контуров, а приборы управления продуманы с просто-таки удивительной заботой о водителе. Не сразу даже замечаешь, что о необходимости многих деталей каких-нибудь восемь лет назад никто и не подозревал. Управление, двигатель, трансмиссия - все сконструировано так. чтобы сделать вождение автомобиля максимально легким, бесшумным и мягким, и это при очень заметном увеличении мощности моторов. Если в 80-х годах внешне трудно было отличить "Хонду" от "Тойоты" или "Олдсмобил" от "Шевроле", то теперь акцент сделан на индивидуальность и отличительные внешние характеристики каждой отдельной марки. Автомобилестроители стали употреблять выражение "концептуальный автомобиль", подразумевая под ним, что каждая марка - это не только ежегодные изменения в линиях багажника или в форме фар, это целая новая концепция, которая заставит вас, раз взглянув на машину, надолго запечатлеть в памяти очень своеобразные. присущие только этой марке, черты. Появились такие модели, как "крайслеровский" "Себринг", "маздовский" "SU-V", "нис-сановский" "Инфинити", "тойотовский" "Лексус", "фордовский" "Индиго". Джи-Эмовский "Кадиллак-Катера", которые невозможно спутать ни с какими другими, как невозможно спутать германский "Мерседес" с французским "Пежо". Особо памятными остались встречи с концептуальными новинками "Крайслера". Этот американский автоконцерн стал непревзойденным авторитетом в выпуске такого рода автомобилей. Его "Плимут-Проулер" и "Крайслер LHX" просто поражают воображение, задевая в тебе самые интимные струны. Именно на это рассчитана мысль "крайслеровских" инженеров: образно говоря, как в "Одиссее", они привязывают возможного покупателя к мачте, оставив только свободными руки (дабы он мог залезть в карман за чековой книжкой), и способны защекотать до полусмерти. После таких пыток 50 тысяч долларов будут выглядеть пятаками и гривенниками. Вершиной всего, или гвоздем программы 24-го торонтского автомобильного шоу (во всяком случае для меня), стал "фордовский" "Линкольн-Навигатор". Этот "спортют" (примерно то же, что у нас называют "джипом") не оставит равнодушным, даже если перед встречей с ним вас в течение недели накачивали бы успокоительным. Будучи недавно в России, я обратил внимание на популярность "крайслеровского" "Гран Чероки" среди московской элиты. Нет слов, это достойная машина. Но рядом с "Линкольном", который должен сойти с конвейера в июне 1997 года, знаменитый "Гран Чероки" выглядит неуклюжим и угловатым недорослем. В рамках небольшой статьи невозможно даже перечислить достоинства всех представленных в Торонто машин - настолько велико было их разнообразие. Что касается моих личных предпочтений, так я отношусь к ценителям японских машин с их великолепными качественными показателями и продуманностью в эргономике. Однако нужно признать, что американцы после десятилетнего застоя за последние три года сделали настоящий рывок, чтобы стать вровень со все возрастающими требованиями современного рынка. Конкуренция японцев крепко потрясла устои и давнишнюю монополию американского автомобилестроения, и это пошло ему на пользу. Если "Джи-Эм", "Крайслер" и "Форд" будут и дальше акцентировать внимание на качестве и долговечности своей продукции - уже через пару лет японцы могут оказаться позади. Поэтому я подожду до следующего торонтского автомобильного шоу прежде чем буду менять свой "Рено-Альянс" 1992 года на что-нибудь поновее, помощнее и... "поконцептуальнее"! Кто знает, может, на потрясший и неодолимо влюбивший в себя "фордовский" "Линкольн-Навигатор". Трудно сказать... Это будет зависеть от показателей моего банковского счета к тому времени. Одно только можно утверждать с полной определенностью: в приближающийся XXI век человечество въедет на великолепном автомобиле. Торонтская выставка это не только подтверждает. но и подчеркивает. ф Моя надежда увидеть на выставке 2110-ю модель, чтобы хоть как-то смягчить опостылевшую невзрачность продукции российского автомобилестроения, не оправдалась. До североамериканских берегов "десятка" добраться вовремя не смогла. А жаль. У стендов известных уже полтора десятка лет "самар" и "нив" посетителей собиралось с кот наплакал. "СузукиСайдкик" вызывал куда более оживленный интерес, тем более что цена его едва отличалась от "нивской". Пятнадцать тысяч канадских долларов за "Сузуки" в сравнении с 13 тысячами за "Ниву" моментально подсказывают выбор, особенно когда на повестке дня - качество и внешняя отделка моделей. Именно над этим российским автостроителям предстоит еще много работать. Достаточно заглянуть в салон или под капот, как сразу же создается впечатление, что машина собрана не современным оборудованием, управляемым компьютерами, а в мастерской у жестянщика. Для взыскательного североамериканского покупателя, очень скрупулезного к деталям и безупречной упаковке. - это совершенно неприемлемо. В Латинской Америке и кое-где даже в Европе дешевизна может быть весьма солидным аргументом, но только не для прихотливого и крайне чуткого к престижу североамериканца. • Торонто Игорь МРАВИНСКИЙ