96
97
ЧЧ»»».,.,„,Вот три вопроса: какие автомобильные гонки сочетают в себе элементы "кольца" и кросса? В каких из них участвуют самые мощные легковые автомобили в мире? И какие внедорожные состязания наиболее популярны в Европе?ХОДЫНКА. ГОДНе ломайте голову над каждым вопросом в отдельности. У всех трех один, общий ответ: ралли-кросс. В самом деле, ралли-кросс - одна из самых необычных гоночных дисциплин в мире. Ну где вы еще увидите в одном заезде сразу несколько 700-800-сильных турбонаддувных машин (для сравнения - в ралли и кольцевых гонках легковые автомобили развивают "всего" 300 "лошадей"), набирающих "сотню" меньше чем за пять секунд! Причем на одном круге по короткой трассе эти суперавтомобили успевают поучаствовать ив кольцевой гонке, и в автокроссе, поскольку грунтовое и асфальтовое покрытия чередуются. Естественно, управляют этими "монстрами" далеко не новички - многие из пилотов до того, как прийти в ралли-кросс, познали успех в других состязаниях. Например, в ралли, как убеленный сединами швед Пер Эклунд. или в кроссе, как неоднократный чемпион Европы немец Рольф Фолланд. Лучшие пилоты за рулем лучших машин! Разве такое не привлекает зрителей? Но и этого ралли-кроссу мало. Еще одна и, возможно, главная "изюминка" соревнований - в системе, по которой они проводятся. Здесь нет навевающих скуку контрольных заездов, когда гонщики по отдельности сражаются только с трассой и секундомером. "Квалификации" в ралли-кроссе это одновременный старт сразу нескольких машин. Отличаются они от привычных полуфиналов тем, что здесь главное - не место, занятое в заезде, а показанное время. Сумма двух лучших результатов из трех распределяет гонщиков по финалам: быстрейшие попадают в основной финал "А", те, кто был помедленнее - в "В", а те, кто уступил и им - в финал "С". Дальше начинается захватыва-Шрческ*Как и следовало ожидать, основу автопарка российского ралликросса составили спортивные "восьмерки". Аркадий Кузнецов доволен победой в одной из весенних гонок.ющая игра в "счастливый билетик": победитель финала "С" получает "путевку" в "В", в котором, в свою очередь, приехавший на финиш первым допускается к старту в финале "А". Естественно, борьба при таком жестком отборе обостряется до предела, особенно если учесть, что ралли-кросс - одно из самых быстротечных и "контактных" гоночных состязаний в мире. Теперь можно понять, почему публика валом валит на этапы чемпионата Европы, да и национальные первенства не обделяет вниманием. Довольно, - заметит иной читатель, зачем так много о каком-то "ихнем" ралликроссе, о котором в России и слыхом не слыхивали, и видом не видывали. И будет неправ - все это "импортное" великолепие отныне можно лицезреть иу нас в стране, причем не где-нибудь, а почти в центре столицы, в двух шагах от станции метро "Полежаевская", на вошедшей в российскую историю Ходынке. С сентября прошлого года некоммерческий фонд "Автоспорт" и генеральный представитель ГАЗа в Москве фирма "ДАНИАН" решили поставить ралли-кросс на российские рельсы. И хотя отечественному до лучших зарубежных образцов еще далеко, главный, первый шаг сделан. Есть замкнутая километровая трасса, сочетающая в себе грунтовой участок с бетонной взлетно-посадочной полосой бывшего аэродрома. Есть правила, почти в точности повторяющие принятые во всем мире. Естьдаже то, чего лишены европейские гонки доступность для всех желающих. Причем не только для публики (за рубежом гонки проводятся в основном в небольших городках или вообще в сельской местности, куда добраться не так-то просто), но и для большинства спортсменов. Ведь для того, чтобы принять участие в нашем ралли-кроссе и рассчитывать на призы, пока не нужно суперавтомобиля. Достаточно обычной спортивной "восьмерки", оснащенной обычными в нашем спорте сдвоенными карбюраторами или впрыском. Наличие и грунтового, и твердого покрытия еще более уравнивает шансы спортсменов: подобной комбинации не встречается ни в "кольце", ни в ралли, ни в кроссе. Кроме того, в противовес Европе у нас не делают скидок на время года - лето так лето, зима так зима. Может быть, именно поэтому среди десятков участников гонок на Ходынке пока доминируют те, кто поднаторел сразу в нескольких видах автомобильного спорта москвичи Аркадий Кузнецов, Сергей Понник, Андрей Рыжов, орловец Владимир Черевань. Добавим, что, только-только дебютировав, девятиэтапный "Кубок ДАНИАН" по рапли-кроссу с ходу заслужил признание у множества столичных спортсменов. Некоторые даже забросили свои "родные" дисциплины, отдав "голос" в пользу ралликросса. Не за горами, уверен, и всероссийское признание нового для нашей страны гоночного действа. Во всяком случае, успех первых ралли-кроссов и энтузиазм организаторов, уже этим летом планирующих проведение трехэтапного Кубка России, позволяют надеяться на это. Андрей КЛЕЩЕВ, "АМС-Автомотоспорт" Фото автораТрасса на Ходынке ровная, однако встречаются и небольшие трамплины. 96 ЗА РУЛЕМ №7 ЧИТАЙТЕ В ШЕСТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛАВ третье воскресенье августа 1991 года, как раз накануне путча в Москве, на киевской трассе "Чайка" произошла небольшая сенсация. Чемпионом СССР по кольцевым автогонкам в формуле "Восток" стал 20-летний эстонец Райн Пильве. Никому еще не удавалось добыть союзное "золото" в столь молодом возрасте. К тому же Райн объехал самого Эдгара Линдгрена, признанного лидера формулы "Восток". Могло показаться, что перед юным гонщиком открываются неплохие перспективы. Но колесо истории уже повернулось, Пильве суждено было стать последним чемпионом Советского Союза. По иронии судьбы он навсегда остался на Западе. Однако путь молодого эстонца к вершинам автоспорта не стал от этого легче."АМС-АВТОМОТОСПОРГРайн стартовал на отдельных этапах Евросерии формулы "Опель-Лотос" за команду "Апекс Рейсинг-Эстония", сражаясь с такими будущими звездами, как Ян Магнуссен, к примеру. Выступал за сборную своей страны и на традиционном Кубке наций "Опель-Лотос" в 1993-1996 годах. Но, отъездив два этапа Евросерии-96, проходивших в Хельсинки (на большее не хватило денег), решил сменить "формулу" на гоночный автомобиль с закрытыми колесами. А Европу - на Америку.А ТАКЖЕ:' Оливье Пани - будущий король формулы 1? Конкурс знатоков. "Райли и Скотт", победивший "Феррари". Африканский успех Михаила Нарышкина.Чудеса начались задолго до старта испанского чемпионата мира ралли "Каталунья". Кто бы мог предположить в январе нынешнего года, когда на старт "Монте-Карло" вышло всего пять автомобилей формулы 2, что спустя каких-то три месяца в Испании начнется настоящее паломничество машин с приводом на одну ось и безнаддувными двухлитровыми моторами? Из 99 стартовавших на 33-м ралли "Каталунья" экипажей не меньше 80 выступали в зачете Ф2. Конечно же, главным фаворитом считали "Мицубиси". Вернее, чемпиона мира Томми Мякинена на новейшем "Лансеpe-Evo IV" группы А. Но уже на первом спецучастке произошло то, чего не ожидал самый завзятый оптимист - лучшее время показали автомобили формулыАВТОМОТО2. Возмутителями спокойствия стали "Пежо-306-Макси" Жиля Паницци и Франсуа Делькура, разделившие победу на допе. Случайность? Но на втором СУ Паницци выиграл еще пять секунд, на третьем Жиль упрочил свое лидерство. То-то страху натерпелись в стане фаворитов - двухлитровые машины бросили вызов заводским "Субару", "Форду" и "Мицубиси"! Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что "Каталунья-97" вообще была для Паницци первым серьезным ралли за пределами Франции. Допы, другим знакомые не понаслышке, Жиль со своим штурманом - братом Эрве проходили впервые. И на незнакомых дорогах французы показывали рекордное время, примерно на шесть десятых секунды на километре быстрее, чем кто бы то ни был до этого.ВЛАДИМИР ЛОКТИОНОВВ 1958 году он стал первым чемпионом страны по авторалли. Тогда эти соревнования только вступили в свои права в Советском Союзе и мало чем напоминали скоротечные сегодняшние. Трое суток без сна и отдыха в жесточайшем режиме по дорогам Белоруссии и Украины, горная гонка в Карпатах, шоссейнокольцевая под Минском - все эти испытания блестяще преодолел молодой водитель-испытатель НАМИ. Владимир Локтионов к этому времени имел уже большой опыт участия в различных существовавших тогда видах автомобильных (а ранее - мотоциклетных) состязаний. На первом Всесоюзном зимнем командном ралли в 1959 году он был основным водителем на лидирующей "Победе", и во многом благодаря ему команда Москвы смогла тогда победить. Так начинался его путь в большой спорт. А затем шесть лет в составе сборной СССР в самый сложный период, когда только начиналось освоение неизвестных для нас зарубежных трасс. В пятидневном международном марасроне "За мир и дружбу" в 1961 году он - серебряный призер в классе "Москвич", а в следующем - занимает второе место в абсолютном зачете, проиграв всего 4 секунды Сергею Тенишеву. Владимир Локтионов был одним из тех. кто в составе сборной страны первым вышел на трассы чемпионатов Европы: невероятно трудных финских ралли "1000 озер", знаменитейшем зимнем ралли "Монте-Карло" (четверо суток непрерывной езды по девяти странам Европы). а еще ив Греции по разбитым горным дорогам и сложном шведском ралли, с левосторонним тогда движением. И при всем при этом Владимир не был профессиональным спортсменом. Почти полвека проработал он в НАМИ водителем-испытателем. В 1966 году во время доводки новых РАФов он попал в тяжелейшую аварию. Два члена экипажа погибли сразу, а Владимиру с открытыми переломами ног и сломанной рукой удалось выползти из горящей машины. Долгие месяцы шла борьба за спасение ноги от ампутации. Несгибаемая воля спортсмена, железное здоровье, закалка позволили вернуться к любимой работе. В апреле на 66-м году жизни после тяжелой болезни Владимира Сергеевича Локтионова не стало. Ушел из жизни не только один из первопроходцев отечественного ралли, один из тех. кому наш автоспорт обязан своими первыми успехами на международной арене, соз-Прага. Ралли "За мир и дружбу". Владимир Локтионов рядом со своим "Москвичом".данием отечественной школы раллистов, но и прекрасный специалист, знаток автомобильного дела, а еще замечательный человек и друг, помнить которого всегда будут все. с кем свела его судьба.Редакция "За рулем" ЗА РУЛЕМ 6'97 97