44
45
-J•лИ ВЕРНОСТЬЧТО ЛУЧШЕ СТАРОЙ ИНОМАРКИ ?Скептики утверждали, что интерес читателей к нашей анкете, опубликованной в свое время в журнале (1996, № 10), вызван, прежде всего, желанием выиграть один из призовых автомобилей. Не отрицая этого мотива, тем не менее добавим, что и теперь, когда редакция предложила еще одну анкету (1997, № 4), письма по предыдущей продолжают приходить. Письма уже не с ответами, а скорее с вопросами и размышлениями по поводу анализа данных, которые мы обнародовали. Такая заинтересованность читателей побудила нас продолжить исследование. средний балл. Как и следовало ожидать, у новых он несколько выше - разрыв с подержанными автомобилями у АЗЛК, ВАЗа, ЗАЗа и ИЖа составляет 0.15 балла. Не таковы "волги" - владельцы, вне зависимости от возраста машин, оценивают их практически одинаково: новые "лучше" всего на 0,004 балла. Феномен же еще одного автомобиля - УАЗа - объяснить будет не просто. Дело в том, что "бэушные козлики" заслужили даже более высокий балл, чем только недавно покинувшие конвейер. Разница, правда, невелика, но заметна - 0,05 балла. В отношении "волгарей" и "уазовцев" к своим автомобилям немало общего. При этом, судя по всему, и на заводах к ним относятся примерно одинаково (доказательством может служить уточненная диаграмма 1, показывающая число дефектов новых автомобилей). В общем, картина безрадостная, но она наводит на любопытные размышления. Подержанный УАЗ - это. скорее, автомобиль с частично изжитыми дефектами. Или другое: "в добрые старые времена" армейские вездеходы собирали лучше. Тут требуется небольшое разъяснение. Большинство владельцев оценивают свои автомобили, сравнивая их не с другими машинами, а скорее со своими ожиданиями и надеждами. Стало быть, настроения владельцев УАЗов можно интерпретировать и так: на что же еще рассчитывать, чай. машина-то не новая.АЗЛКВАЗГАЗЗАЗИЖУАЗлегковьа автомобилей, имеющих дефектВ предыдущем номере мы рассматривали, как оценили читатели качество сборки отечественных легковых автомобилей. Попробуем на сей раз проследить связь между отношением владельцев к машинам, купленным новыми, и к подержанным. Начнем с общей оценки. Напомним: закаждую из оценок в ответах на данный вопрос анкеты мы начисляем соответствующие баллы ("очень хорошо"' - 5, "хорошо' 4 и так далее до "очень плохо' - 1 ) . а затем делим сумму баллов на число ответивших. Итак, выделим группу покупателей новых машин и по принятой нами схеме вычислимОсновные причины, побуждающиеАЗЛК Большие расходы на обслуживание Часто ломается Недостаточный комфорт Автомобиль полностью не устраивает Не поменяю, полностью устраивает 17,21 24.93 34.26 14.44 9.16ВАЗ18.53 14.94 44.72 11,15 10.67ГАЗ22.08 17.32 35.36 10.32 -4 93ЗАЗ10.86 22.07 43.29 20.09 3.70ИЖ12,90 15.82 49.32 17.72 4.24УАЗ19,26 17 42 45,91 6.57 10.84"Ауди" 30.05 7.25 22.80 8.81 31.09БМВ35.83 3.33 23.33 8,33291?*44ЗА РУЛЕМ 6797 ЕТАЗРКак вы помните, в предыдущем материале (см. ЗР, 1997, № 5) мы получили "средние баллы" для шести отечественных легковых марок, а также суммарный показатель для зарубежных машин. Наилучший из "наших" - ВАЗ набрал 3,55 балла, иномарки - 4,0. Разрыв вроде бы велик, однако при ближайшем рассмотрении не выглядит непреодолимым. Чтобы уточнить этот вопрос, приведем раздельные данные для марок зарубежных машин, представленных в анкетах в достаточном для сравнения количестве (см. диаграмму 2). Выходит, что ближайший родственник ВАЗа - ФИАТ набрал всего 3,66 балла, немногим дальше ушли "Форд" (3,85) и "Опель" (3,86). Безусловные лидеры - "Тойота" (4,11), "Мерседес" (4,10) и "Вольво" (4,10). Напомним, что иномарки в России - это в большинстве своем весьма "пожилые" автомобили, к тому же по цене сравнимые с новыми отечественными. Что же склоняет чашу весов в их пользу, по крайней мере для 10% автовладельцев? Чтобы разобраться, рассмотрим ответы на последний вопрос анкеты, который звучал так: "Если бы вы поменяли свой автомобиль, то почему?", то есть по какой основной причине? Выявленные различия в мотивации почти принципиальны,хотя и объяснимы (см. таблицу 1). На первом месте среди причин замены для владельцев отечественных машин - недостаточный комфорт: от 34% (АЗЛК) до 49% (ИЖ). А вот на втором для АЗЛК, ИЖа и ЗАЗа частые поломки. Интересно, что эксплуатационные расходы для них не играют решающей роли - в отличие от владельцев "волг". Это и понятно: запчасти к последним чуть ли не вдвое дороже, чем к остальным отечественным машинам. Теперь взглянем на иномарки: здесь дороговизна обслуживания доминирует в среднем около 30% владельцев считают ее непомерной. Частота ремонтов, однако, гораздо меньше - от 2,7% ("Тойота") до 11,5% (ФИАТ); у наших машин этот показатель вдвое выше. И вот результат (см. диаграмму 3и таблицу): если для отечественных автомобилей наибольшее число ответов "не поменяю, полностью устраивает" у ГАЗа 14,9%, то ЗАЗ и ИЖ удовлетворяют всего 3,7% и 4,2% владельцев соответственно.5пдиаграмма 2. Общая оценка распространенных нн иномарок.4,02 4,06 4J0 4,104>014,113,96"Худший среди иностранцев" - "Опель" располагает 18,7% приверженцев, у японских марок этот показатель - до 30,8% ("Тойота"), а "чемпионами" являются "Ауди" (31,1%) и "Вольво" (32,1%). Итак, как говорится, сенсации в этих цифрах нет. Скорее, подтверждается хорошо известное: иномарки более надежны, но их обслуживание дорого. А, кстати, также и то, что водитель, хотя бы недолго поездивший на машине зарубежного производства, предпочтет ее любым "нашим". Показатели же привязанности владельцев к своим (отечественным) машинам говорят сами за себя. Видимо, для устойчивой работы наших заводов этого пока достаточно, хотя горячей любви к их продукции у водителей уже нет. Что же заставляет сохранять ей верность? Судя по всему, три обстоятельства: сложности с ремонтом иномарок, привычка и... таможня. РедакцияАЗЛКИ!• ••9,16%Ауди• е 10,67% БМВВАЗГАЗ14,93%ВольвоЗАЗt3,70%МерседесИЖ4£4%L • • • 10,84%НиссанУАЗОпельТойота Диаграмма 3. Д оля владельцев, которых полностью устраивают их автомобили*.Фордtttttttttt * fttMMtt tttittt • * ffffffff! HttttMtt Httttttt28,35% 26,87%Ifflfflffl• • • • • • • • •31,09%32,05%30,81%ФольксвагенМММФИАТ 24,59 11,48 32.79 9,84 21,3121,47%' Более полные данные no иномаркам - в последней строке таблицы.владельца заменить машину (в % от числа ответов)"Вольво" 33,33 10,26 23,08 1,28 ^,32.05 "Мазда" 28,57 4,40 24,18 14Д9 28,57 | "Иврсвдес-Бенц" 39,56 6,59 23,08 10,99 19,78 "Мицубиси" 27,59 3,45 27.59 15,52 25.86 "Ниссан" 2659 6,70 30,93 7,73 28,35 "Опель" 23,90 11,16 3456 11,95 18,73 "Рено" 3559 7,84 23,53 13,72 19,61 "Тойоте" 18,83 2,69 3453 1345 30,81 "Фольксваген" 23,31 7,98 38,04 9.20 21,47 "Форд" 28,63 9,69 27,31 7,49 26.87ЗА РУЛЕМ 6/9745