128
129
GOHMHGA9MH"ДОЛГА": МЕНЯЕМ U ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИПередние колодки на автомобиле с дисковыми тормозами служат обычно 20-25 тысяч километров, задние - 50-60 тысяч. Критическая толщина их - 1 мм как для передних, так и задних. Работать лучше на подъемнике или яме. Специальный инструмент не нужен, кроме ключа "на 6" для поворота опорных пальцев, разводящих колодки. ПЕРЕДНИЕ ТОРМОЗА Ставим автомобиль на подставку, отворачиваем болты крепления колеса и снимаем его. Монтажной лопаткой утапливаем до упора поршень тормозного цилиндра (фото 2, указан стрелкой). Накидным ключом "на 13" отворачиваем нижний болт крепления тормозной скобы к пальцу супорта, удерживая палец рожковым ключом "на 17" (фото 1), чтобы он не провернулся и не повредил защитный чехол. Поднимаем скобу вместе с тормозным цилиндром и вынимаем колодки (см. фото 2). Снимаем с посадочного пояска защитный чехол и вынимаем палец (фото 3). Внимательно осматриваем его - следы коррозии, заклинивания, а также радиальный люфт недопустимы. Палец должен быть смазан и легко перемещаться в осевом направлении отверстия супорта. При необходимости зачищаем поверхность пальца мелкозернистой наждачной бумагой, промываем отверстие бензином, смазываем палец "Литолом" и собираем тормоз с новыми колодками в обратной последовательности. ЗАДНИЕТОРМОЗА Двумя ключами "на 13" расконтриваем две гайки винта натяжения тросов стояночного тормоза (фото 4) и свинчиваем их почти до конца. Снимаем с крючков уравнителя натяжения наконечники тросов (фото 4, указаны стрелками). Далее сводим колодки, чтобы проще было снять барабан, в особенности такой, где от износа на поверхности трения образовался буртик. Для этого торцовым ключом "на 19" отворачиваем на два-три оборота две гайки, фиксирующие опорные пальцы колодок на тормозном щите (фото 5). Ключом "на 6" поворачиваем пальцы (фото 6) в направлении стрелок - до совмещения меток или положения, показанного на фото 5. На нашем автомобиле меток (небольших круглых углублений) на торцах опорных пальцев не оказалось. Поэтому мы повернули их так, как это обычно делают с помеченными пальцами, проверяя положение колодок по вращению тормозного барабана (он не должен их касаться). При помощи монтажки и мощной отвертки вывинчиваем три винта крепления барабаЗА РУЛЕМ 6/97 GOHMHGABMHна к фланцу полуоси (фото 7). Бывает, они поддаются с трудом. Тогда выручит ударная отвертка или очень простой, но весьма эффективный инструмент: вороток и молоток. Наставляем заостренный конец воротка в край шлица и наносим удар по касательной к окружности головки винта. Он непременно сойдет с места. Молотком через деревянный брусок сбиваем барабан с посадочного места (фото 8). Снимаем прижимные пружины с колодок, для чего надавливаем на чашку и поворачиваем ее на 90° (фото 9). Отворачиваем до конца гайки опорных пальцев (см. фото 5) и вынимаем последние вместе с их планкой (фото 10). Извлекаем из колодок латунные эксцентрики. На нашем автомобиле эксцентрик правой колодки пришлось выбивать - его прихватила коррозия (фото 10, место указано стелкой). Опираем первую (по ходу машины) колодку на разжимной стержень и аккуратно, чтобы не повредить защитный чехол, выводим верхний конец колодки из тормозного цилиндра (фото 11). Вынимаем и вторую колодку. Опускаем их вниз и снимаем с рычага привода стояночного тормоза наконечник троса (фото 12). В ходе работы мы обнаружили, что один из тросов "ручника" немного заедает, и решили его заменить. Ключом "на 17' отворачиваем гайку крепления оболочки троса к кронштейну кузова (фото 13). Сдвигаем оболочку и вынимаем трос через прорезь в кронштейне. Ключом "на 10" отворачиваем два болта крепления оболочки к тормозному щиту (фото 14) и вынимаем трос, протягивая наконечник через образовавшееся отверстие (фото 15). На верстаке разбираем колодки: снимаем пружину, разжимной стержень, отворачиваем двумя ключами "на 17" крепеж рычага привода "ручника" (фото 16, указан желтой стрелкой) и маятника распорного стержня (указан красной стрелкой). Отворачиваем ключом "на 19" гайку регулировочного эксцентрика, удерживая его от поворота отверткой, вставленной враспор между колодкой и рабочей поверхностью эксцентрика (фото 17). Сборку проводим в обратной последовательности. К этому несколько замечаний. Латунные эксцентрики колодок необходимо слегка смазать "Литолом". Чтобы проще надеть барабаны на колодки, стоит после их монтажа вернуть (сдвинуть) поршни тормозных цилиндров на исходные позиции. Не забудьте проверить, насколько сведены нижние концы колодок. Перед окончательным монтажом барабана необходимо отрегулировать свободный ход рычага привода стояночного тормоза. Для этого надеваем барабан, крепим его винтами, но не затягиваем их. Нажимаем несколько раз на педаль тормоза (разводим поршни). Снимаем вновь барабан и, потянув за трос "ручника" возле кронштейна кузова, определяем расстояние свободного хода рычага (фото 18). Оно должно быть в пределах 4-6 мм. Удобно контролировать его через отверстие в задней колодке (фото 19, указано стрелкой). Если ход рычага (нижнего конца) или троса не соответствует норме, отворачиваем ключом "на 19" гайку эксцентрика и поворачиваем его на необходимый угол (фото 20). Ставим барабан и колесо на место. Поворачиваем ключом "на 6" опорные пальцы колодок в направлениях, обратных указанным на фото 6 стрелками, до касания колодок поверхности барабана. При этом непрерывно вращаем барабан рукой. Немного поворачиваем опорные пальцы назад и фиксируем их гайками на щите. То же выполняем и на втором колесе. Натягиваем планку уравнителя тросов "ручника", пока он не будет тормозить колеса и автомобиль на пятом-шестом щелчке хода рычага.