№ ДОЛЖЕН НАРУШАТЬ НАШ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВДКак-то знакомый автомобилист хвастался, что, когда его за нарушение останавливает гаишник, он лишь опускает стекло, молча протягивает стотысячную купюру - и едет дальше. Само появление такой, пусть даже выдуманной истории, причем поданной как некая доблесть, еще один признак того, что общество наше нездорово. В нем властвует не сила Права, а право силы и денег. Те, кто исполняет закон, воспринимаются чуть ли не как люди второго сорта. А богатые или имеющие власть - вообще выше Закона. Зачем столь длинное "лирическое вступление"? Чтобы лучше понять суть тех решений, которые уже приняты или будут приняты вот-вот и всерьез затронут жизнь всех российских автомобилистов. Одно из этих нововведений уже состоялось. Увеличены штрафы за нарушение Правил дорожного движения. Увеличены очень ощутимо (см. стр. 6), но, что поразительно, за повышение штрафов почти единогласно (!) проголосовали наши избранники - депутаты Государственной Думы. И исполнительная власть безоговорочно поддержала их в стремлении побольней наказать нарушителей ПДД, и президент подписал документ. Теперь, скажем, за нечитаемые (считай грязные) номерные знаки будут платить штраф 83 500 рублей. Очень сомнительно, чтобы результат таких респрессивных мер в отсутствие других, используемых во всем мире для безопасности движения, уменьшил число трагедий на наших дорогах, где ежегодно гибнет около 304 ЗА РУЛЕМ 6/97тысяч (!) наших граждан. Может быть, депутаты и члены правительства, которые у нас существуют как бы вне закона, не знают, во что на практике выльется ужесточение наказания за нарушение ПДД? Сами-то они практически не сталкиваются с мздоимством и хамством сотрудников Госавтоинспекции, отгородившись от них гербастыми удостоверениями и автомобильными госномерами с большим российским флагом. Поэтому, возможно, им и невдомек, что любое повышение штрафов повлечет за собой только увеличение сумм взяток госавтоинспекторов, что слова, до боли знакомые рядовым автомобилистам, "командир, разойдемся за половину без протокола," станут звучать еще чаще в диалоге нарушителя и стража порядка. Полноте! Те, кто непомерно ужесточил наказание водителей-нарушителей, скорее всего, думал вовсе не о порядке на дорогах. Большие штрафы - это источник пополнения бюджета. В прошлом году в одной только Москве в виде штрафов собрали "кругленькую" сумму - 50 миллиардов рублей! Представляете? Но, выходит, мало. Надо бы побольше. И снова под ударом оказываются законопослушные - те, кто не может откупиться или отстоять свои права, используя особое положение в обществе. Кто-то из незнакомых с проблемой может возразить: не будешь нарушать, тогда не придется платить, а журналу-де не стоит так беспокоиться о кармане плохих водителей поделом им. В реальности "нарушителем" (об этом - сотни писем наших читателей) может оказаться каждый, даже пунктуально соблюдающий Правила. На дороге - и это ни длякого не секрет - ваша судьба в руках автоинспекторов, которым дана огромная власть над рядовым водителем и которые творят произвол (о том, как вымогают деньги, знают все - от проверки срока годности лекарств в аптечке до "техосмотра" прямо на дороге). Теперь произвол может стать просто безграничным. Ведь повышение штрафов лишь первая ласточка, пробный шар. Закон "О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях", непомерно повысивший суммы штрафов, всего лишь изменение старого КоАПа. Но вот-вот будет принят новый Кодекс, где штрафы станут еще больше, права автомобилистов ущемят еще сильнее, и власть гаишника усилится. Об этом журнал "За рулем" уже писал, приводил аргументы уважаемых ученых-юристов и практиков. Напомним еще раз. Самое главное то, что в новом Кодексе отсутствует статья о презумпции невиновности. Зачем она нужна, объяснять не надо. В уголовном процессе существует многоступенчатая структура: следователь, суд первой инстанции, прокурор, адвокат, кассация, апелляция, надзор. Вину подсудимого нужно доказывать, а не основываться на убежденности в ней следователя или прокурора. В административном же кодексе этого нет. Взыскание выносится на месте инспектором, остановившим автомобиль. И - никаких доказательств, никаких обсуждений. Мало того, наказание определяет тоже инспектор ГАИ: ограничиться ли устным предупреждением, оштрафовать ли, изъяв удостоверение и записав несколько баллов в "талон". То есть практи-•* i '•• т ^ Е ппябыть строже наказаны, чем те, кого бес попутал единожды. Ведь ив мире для тех, кто часто попадается на нарушении дорожных правил, возрастают суммы штрафов и страховок. Но вот незадача: доброе намерение превратилось в злейшую реальность. Именно "талоны" - один из главных инструментов для злоупотреблений. В соответствии с тем, сколько баллов осталось до пятнадцати, сотрудник ГАИ назначает "таксу" взятки. Честный же инспектор, увидев нелестную "характеристику" водителя, возможно, против своей воли начинает относиться к нему предвзято. Да и вообще, решение заставить водителей возить с собой, грубо говоря, донос на самого себя - абсолютно инквизиторская, со всех точек зрения, затея. А в проекте нового КоАПа, где за 11 нарушений полагается начисление баллов, ни слова о том, в каком виде и как эти баллы фиксируются. Значит, останется в силе мартовский, 1993 года Приказ МВД № 130, узаконивший "Временное разрешение на управление транспортным средством". Штрафные платные стоянки тоже остаются как бы "в законе". Так же как противоречие, о котором говорили и писали многократно: с неисправностью, при которой не разрешается эксплуатация (таких - десятки, включая разбитую фару или соскочивший трос "ручника"), автомобиль забирают на стоянку до устранения неполадки. Устранить неполадку, пока автомобиль под арестом, нельзя... И об этом "замкнутом круге", и о навязывании платных услуг вопреки закону "О правах потребителей" составителям проекта Кодекса, видимо, было неизвестно. Поэтому в новом КоАПе, в статье "Порядок исполнения наказания", на эту тему не сказано ничего. Значит, все останется по-старому. Между прочим, если на штрафной стоянке с машиной что-то случится, вовсе не обязательно хозяева стоянки понесут ответственность. "В случае незаконного задержания", говорится в проекте кодекса. А если оно законно? А если оно законно за перегоревшую лампочку? А если законно задержанный из-за этой лампочки автомобиль будет полностью "раздет" и раскурочен? Может, кто-то сможет убедить, что такого никогда не бывало и это невозможно в принципе? Пусть почитает письма в редакцию. Что тут можно сказать о соблюдении прав автомобилистов в проекте КоАПа? Если даже конституционные права нарушаются ничтоже сумняшеся! "Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами", - сказано в части 2 ст. 35 Основного закона. Но принудительно задержанным (не конфискованным, заметьте, по решению суда) и водворенным на платную стоянку автомобилем пользоваться нельзя... Окончание на стр. 62ЗА РУЛЕМ 6797 5чески сотрудник Госавтоинспекции совмещает для водителя и следствие, и обвинение, и суд в одном лице. "Орган, должностное лицо. оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности", - гласит статья 304 проекта КоАПа. Нет, наивно полагать, что дела о превышении скорости или проезде под запрещающий знак будут слушаться в суде - мы и не рассчитываем на это. Речь о другом: инспектор ГАИ не должен иметь права определять наказание, ведь именно эта "вилка" от предупреждения до штрафа в сотню тысяч рублей и есть инструмент вымогательства взятки. Остановив нарушителя, инспектор ГАИ должен составить протокол с доказательным изложением обстоятельств дела, водитель должен этот документ подписать (возможно, дополнив собственным мнением о ситуации). А потом независимая инстанция (ею может быть та же группа разбора, только подчиненная не ГАИ, а суду) вынесет свой вердикт: оштрафовать автомобилиста и на сколько или нет. В КоАПе необходима статья о презумпции невиновности: бремя доказательств вины водителя должно лежать на обвинителе (в нашем случае - инспекторе ГАИ), гражданин не должен сам доказывать свою невиновность и сомнения в вине автомобилиста должны истолковываться в его пользу. Какими бы утопичными ни выглядели эти требования (кстати, в Уголовном кодексе о презумпции невиновности говорится и утопией это не выглядит), без них гражданин, сидящий за рулем автомобиля, становится бесправным, более того, более бесправным, чем такой же гражданин, но неавтомобилист. Очень сильно ограничивает новый КоАП и наше право на обжалование постановления о наложении административного взыскания. В статье 29.1 "Право на обжалование", в части 3 говорится, что жалоба на постановление, "вынесенное коллегиальныморганом, должностным лицом" подается "в районный, городской суд по месту нахождения коллегиального органа, должностного лица". Это значит, если водитель не согласен с действиями инспектора ГАИ. он должен жаловаться туда, где расположен отдел ГАИ (кстати, это противоречит Гражданско-процессуальному кодексу). А как быть, если тот находится совсем в другом городе? И так все знают, с каким удовольствием останавливают наши дорожные полицейские автомобили с "чужими" номерами: иногородние водители гораздо сговорчивее местных, не хотят связываться, боясь потерять больше. А если новый КоАП вступит в силу... Вот уж будет раздолье "грабителям в погонах" на междугородных трассах... Поможет им и то обстоятельство, что в новом КоАПе ничего не говорится о кассационной инстанции. Это означает, что решение суда по жалобе водителя станет окончательным и опротестовать его уже будет нельзя. Да, у нечестных сотрудников Госавтоинспекции (а таких, увы, немало) окажется много способов давления на водителей. Это и изъятие водительского удостоверения - любимое средство шантажа. По сути дела, это залог документа, запрещенный и Гражданско-процессуальным кодексом, и законом "О залоге". Это и переэкзаменовки, противоречащие Конституции, в 55-й статье которой говорится о том, что любое ограничение прав граждан возможно только по закону. О переэкзаменовках ни в каком законе. включая КоАП, не говорится, но они и не запрещаются. Вот и приходится при утере "прав" идти сдавать экзамен в ГАИ (между прочим, "права" частенько "теряются" именно после изъятия их у оштрафованного строптивого водителя). А уж до чего удобное орудие давления "Временное разрешение на управление транспортным средством" (в просторечии "талоны предупреждений")! И ведь какими благими были побуждения при его вводе в обращение: злостные нарушители должны