136
РчЯ•БЕЗРАССУДСТВООС!*ШСгйЖЖертв на российских дорогах - как в настоящей войне. Причин тому достаточно: и падение дисциплины водителей, и быстрый рост автопарка, и несоответствие качества дорог скоростным параметрам машин, и многое другое. Как быть автомобилисту: махнуть рукой - на все воля Божья - и довериться случаю? Или попытаться учесть и проанализировать, с чем же связан риск попасть в дорожно-транспортное происшествие? Понять, что находится в его власти, на что можно повлиять, а что остается лишь принять во внимание. Безусловно, увеличение потока машин на дорогах или состояние дорожного покрытия никак не зависят от водителя. Но собственная дисциплинированность на дороге - фактор безопасности, который целиком и полностью находится в его власти. И это, кстати, совсем немало. ^KJ| Ведь одна из главных причин аварий - превышение скорости. В последние годы около 60% ДТП - больше половины! - произошло именно из-за любителей быстрой езды. Другая причина-выезд на левую сторону и нарушение правил обгона - около 25% ДТП, Из-за непредоставления преимущества - 5% происшествий 4% аварий происходят из-за несоблюдения дистанции, 6% - прочие Разумеется, всякий раз не "объективные обстоятельства" виноваты, а люди, их вполне конкретные действия и черты характера. Какие именно? При попытке разобраться в психологических аспектах характера "гонщиков" выясняется, что их скоростной и рискованный стиль езды вызван такими качествами, как смелость, повышенная склонность к риску и пониженные моральные нормы (см. ЗР, 1997, № 5, "Смелый, спокойный, уверенный"). Конечно, действуют и не зависящие от нас силы: на пустынной дороге любитель быстрой езды не так опасен, а в дни магнитных бурь и обычно спокойный водитель может впасть в грех. Важные факторы безопасности - время суток, день недели, выбранные для поездки, и сезонность. Если поинтересоваться распределением ДТП по месяцам, дням недели и часам суток, то обнаружим интересную закономерность На январь, февраль, март приходится по 4% от всех ДТП года. С апреля (6%) частота ДТП нарастает - до 8и 9% в мае и июне. В период отпусков, то есть в июле и августе,дорожныхпроисшествий еще больше: соответственно 11 и 12%. Пик приходится на сентябрь и октябрь - по 13% от количества происшествий в году (очевидно, влияет завершение дачного сезона, совпадающего с ухудшением погодных условий). В ноябре и декабре, когда многие заканчивают сезон и ставят свои машины на стоянки, происходит по 8% ДТП. Наиболее аварийные дни недели - пятница и суббота, когда совершается треть всех ДТП. Наименее аварийные дни - вторник и среда. W*^ Время суток тоже играет роль: больше всего происшествий случается с 18 до 20 часов, меньше всего- между 4и8 часами утра. Выбирая время для поездки, мы, таким образом, можем учитывать риск и быть осторожнее на трассах, контролируя свои недостатки, в частности смелость, склонность к риску. Поскольку именно это качество впрямую связано с безаварийностью езды, попробуйте оценить его с помощью теста.1 36 ЗА РУЛЕМ 7/97Каков уровень смелости? Вам предложено 13 вопросов. Внимательно прочитайте каждый и постарайтесь, не раздумывая долго (свыше 3-5 секунд), дать лишь один из трех вариантов ответа. Не пропускайте ни одного вопроса. Старайтесь ответить наиболее определенно.*1. При общении с людьми в разных ситуациях я: а - с готовностью вступаю в разговор; б - бывает по-разному; в - предпочитаю оставаться в стороне. 2. Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на каком-либо коллективном мероприятии: а -да; б - верно нечто среднее; в - нет. 3. Мне легко вступать в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий: а - да; 6 - не уверен; в - нет. 4. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей что-то сделать, обычно обращаются ко мне: а - да; б - не уверен; в - нет. 5. Я считаю себя очень общительным, открытым человеком: а - да, б - верно нечто среднее; в - нет. 6. В общенииЖИ' а - свободно проявляю свои чувства; верно нечто среднее; в - не выражаю своих чувств. КотношусЯ гипу энергичных людей, кот рые всегда чем-то заняты: а - да б - не уверен; в - нет. 8. Мне бывает немного не по а если неожиданно оказываюсь в центре [ внимания группы людей: а - да; б - нечто среднее; в 9. Обычно в присутствии людей, старших меня по возрасту и по положению, я дер•J жусь скромно: ^ ^ а-да, б-не уверен; йРШт. В • 10. Мне трудно говорить}чяк>-1ибо большой группе лю ти ед большой аудиторией: деи или высту эрно е; в - нет. а - да; б - ве| й*чт я испытываю волнение, только не 11. В обычных ситуациях гг человек перед выходом на сцену: то, которое и > а-довольно часто; в - едва ли когда-нибудь. 12. Находясь в небольшой людей, я предпочитаю молчать и предоставляю орить другима - да; б - верно нечто q нее; в - нет 13. Мне не очень нравится та смотрят, как я работаю: а - да; б - верно нечто q *днее; в-нет. Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с1 по 7 "а" имеет значение 2 балла "б" - 1 балл, "в" - 0 баллов. В вопро- , сах с8 по 13 а" имеет значение 0 баллов, "б" - 1 балл, "в" - 2 баг Ф ла. Посчитайте сумму набранных баллов.