99
100
•II.i з * § f ji па , >ИI ЧВ•~ii • • a • •• i |[Ml 111 !.. Щ I ВЯЧто такое базар для узбека, можно не объяснять. Даже термин в республике возник: базаростроение. В одном только Ташкенте их, старых и совсем новых, без малого три сотни. Суета, пестрая смена событий, цветные горы тяжелых помидоров, ароматных дынь, звонких арбузов, прозрачного, тугого винограда. Похожий на спектакль торг покупателя с продавцом, запах шашлыков, горячих лепешек и самсы... Это своеобразная форма жизни! ш ф |1ТД/ГиТ Но есть среди ташкентских базаров один особенный - автомобильный. Сюда по субботам и воскресеньям с самого раннего утра стекается моторизованная или только мечтающая о колесах публика. На авторынке узбекской столицы старых, блеклых машин нет. Здесь свое отношение к технике. "Кишлачник!" - с долей превосходства говорят о тех, кто ездит на грязной или просто неухоженной машине. Автомобиль должен блестеть, отражая всеми поверхностями ослепительное узбекское солнце. И хозяин (чаще его жена), без конца моющий выставленную на продажу "красавицу", здесь обычная картина. Как в автосалоне, стоят новехонькие "тойоты" и "линкольны", нет-нет да и мелькнет даже "шестисотый" "Мерседес". В соседней Киргизии - сверхльготные условия растаможивания. а возвращающиеся туда немцы, не снискавшие удачи на исторической родине, везут с собой автомобили. Часть перетекает в Узбекистан. Цены - смешные. За совершенно свежий "Ниссан-Максима", Автомобили, особенно иномарки, принято продавать с госномерами - как свидетельство того, что машина "чистая" и растаможенная. например, просят всего 13 тыс. долларов (правда, без растаможки, которая, говорят^ обойдется еще тысяч... в пять). Самая же интересная часть базара та, где продается продукция прямо с завода "УзДэуавто". На огромной территории буквально вчера сошедшие с заводского • конвейера, с затянутыми полиэтиленом сиденьями (кстати, здесь вообще принято продавать машины с салоном в пленке) "нексии", "тико", дамасы" всех цветов и комплектаций. Стоят рядами: в несколько шеренг - "Нексия", за ними - "Тико"... Идешь мимо и стоит замешкаться возле какой-нибудь, продавцы чуть ли не за руки хватают: бери' ^ ^ ^ ^ . , Цены - сногсшибательные. - Почем 7 - спрашиваю хозяина "Нексии" в полной комплектации (электростеклоподъемники, кондиционер, гидроусилитель руля и т. д.), модного цвета "кашемир беж' (в обиходе "брызги шампанского").Смотри, выбирай, соблазняйся... Семь,-отвечает. го "семь"? - не сразу понимаю :яч долларов, - и, невернр^асценив мойысн I недоуменный взгляд, тут же Mb вляет. - Будешь брать - за шесть пятьсо отдам. ^^И Нет, это не И .На ташке ре абсолютно новую "люксовую"' продают за $6500. А поторговавшись, можно купить и за 6000. Базовая же комплектация обойдется всего в $5500! Уже не было удивления в ряду "Тико" где звучали цифры $2900-2500 Увы. мы можем только позави довать. Нас это никак не касается И хотя ужасно хочется прямо тут же что-нибудь купить - нельзя! Ведь у автомобилей, продающихся в Узбене, нет очень fep для нас нта - серт Лэоисхождения товара (формы Т-1), выдаваемого Торгово-промышленной палатой Узбекистана. А без него купленную в республике маЖн^придется растаможивать "по полной программе", как корейскую. Чтобы получить форму СТ-1. автомобиль нужно покупать официально, а-вто. уже совсем другие деньги: "Нексия" - от $10 000, "Тико" - от $6000, и то для дилеров юридических лиц (да не на базаре, а во внешнеторговой фирме).фЩ,fv-. л\Ш *4№•^1З РЛМ 7/97 А УЕ99 ^L ^ . . I**Так что приходится бродить по базару среди узбекских "дэу" и облизываться, как кот на сметану. Хотя... - Бери. - уговаривал продавец, -г Из России приезжают, покупают. - А провозят как? - "наивничаю" я. ч - Как? Договариваются... - расплывчато объяснил хозяин. И даже назвал цену "договора" - тысяча долларов. Правду он говорил или просто очень хотел продать свой товар неизвестно. Но слухи о том, что россияне покупают-таки на рынке узбекские машины, ходят и им веришь, зная нравы отдельных, так сказать, представителей таможни. Да, дешевую "Нексию" купить не судьба. А как обстоит дело с российскими моделями' щ9 1А тут ждала убийственная инация Цена вазовской "шестерЭ, а "Волга" ^(от $10000! Эти маиИ - самые престиЛые ф Узбекистане, и, скажем, максимальная цена ГАЗ-31029 в день посеще-*" ния базара были $13000! Устарев1П^^заднеприводные машины - нено собранные, некомфортные оказались намного дороже горазболее современных моделей Цэу". Чудеса, да и только! Разгадка была простой. В рее ожилось представление оПродавцы живут своей жизнью: едят разносиу^Мдоговцами шашлыки, спят в машинах, читают... Теснота, беспрерывное движение, паля: щее солнце - но желающих здесь побродироссийских машинах, как о наиболее приспособленных к местным условиям - а они весьма суровы. Дороги - не ахти какие. Строят их сейчас, конечно, довольно активно, но до идеала еще далеко. Бензин-здесь с презрением называют компотом: качество его никуда не годится. Залить в бак А-76 - счастье, потому как обычно продают лишь А-72. Странно, но этот "компот" "волги" и даже "жигули" спокойно "переваривают". А "дэу", хоть и ставят им микропроцессор, адаптирующий к дрянному топливу, считается, к "72-му" не приспособлены. Правда, трудность эта временная: вот-вот вступит в строй новый (опять-таки, совместный) нефтеперерабатывающий завод, тогда проблемы с бензином отпадут. Но общественное мнение еще будет какое-то время прежним: не для Узбекистана, мол, все эти иномарки. Запчастей нет, с сервисом тоже неизвестно что. В спешке пустив предприятие, которое, даже чуть опережая график, наращивает выпуск автомобилей, замешкались с созданием структуры, обслуживающей узбекские "дэу". Сейчас ошибку исправляют: открывают сеть сервисных станций, налаживают обеспечение деталями. А мнение уже сложилось слишком сложны корейские модели, "на коленке", в своем гараже их не отремонтируешь. В каждом же кишлаке открывать автосервис никто не собирается. То ли дело "шестерки": за десятилетия выпуска все в них стало знакомо, запчастей - завались, ремонт можно делать, как говорится, "с помощью кувалды и какой-то матери"... Наверное, так будет продолжаться недолго. Но пока очень захотелось перенести какой-нибудь из российских автомобильных рынков в Узбекистан, а ташкентский - к нам. Узбекистан Елена ВАРШАВСКАЯ Фото Валерия Утца•