162
Своимийлами£ с ли ДУГУ ЗАЖИГАЮТ...На "пожилых" машинах, сполна вкусивших всех прелестей наших дорог, увы, нередки такие серьезные поломки, как лопнувшие рычаги подвески, реактивные тяги, треснувшие картеры коробки, балки мостов, блоки двигателей. А сколько было пробито масляных картеров! О коррозии кузовов и говорить не приходится. Разумеется, владельцы, не обремененные большими доходами, стремятся починить то, что поддается восстановлению. Особенно усердствуют в этом обладатели старых иномарок, ведь по...Значит, это кому-нибудь нужно! Еще бы: ремонт нынче дорог, особенно кузовные работы. Именно поэтому искушенный автомобилист хранит в гараже собственный сварочный аппарат - иногда самодельный (впрочем, вполне удовлетворяющий потребностям), чаще недорогой промышленный. Для тех, кому такое дело пока еще внове, о технологии сварочных работ рассказывает Денис БОРОВИЦКИЙ.люсу. Однако при сварке деталей небольшой толщины нужно пользоваться обратной полярностью ("минус" - на детали, плюс" - на электроде), так как анод ("плюс") нагреваетсяе_зикд- ' I IIMIIIIкмых деталей. Ориентировочные данные приведены в таблице. Выпускаемые промышленностью электроды различаются химическим составом как Рис. 2. Зависимость силы тока и скорости подачи проволоки от толщины свариваемых деталей(диаметр проволоки - 0,8 мм).35ТО1Ф СХ§2,0 IВл mво(Ос. о В |10,3 ос: sX SX5Сварочный автомат постоянного тока 'Дуга 318МГ. рой цена новой детали бывает соизмерима с ценой самой машины. Чаще всего сварочный аппарат становится им просто незаменимым помощником. Какие же виды сварки применяются при ремонте автомобиля? Наиболее широко распространены электродуговая, электроконтактная, газовая, а также сварка в среде защитных газов. Иметь в гараже арсенал оборудования для всех видов сварочных работ едва ли возможно, да и не требуется. Ведь в подавляющем большинстве случаев (в 80% по данным опроса, проведенного ЗР) сварка применяется при ремонте или восстановлении кузова и его несущих элементов. К теме кузовного ремонта журнал обращался не раз (см., например, ЗР, 1995, № 10; 1996, № 5), поэтому постараемся не повторяться, а расскажем об особенностях ремонта тех деталей, о которых речь до сих пор не шла. Наиболее доступна благодаря простоте процесса и относительно недорогому оборудованию электродуговая сварка. Обычно в гараже есть розетка, от которой можно запитать трансформатор, и потому подобные аппараты распространены шире остальных. При этом чаще встречаются устройства для сварки постоянным током, образующим более стабильную дугу и позволяющим при необходимости варить током как прямой, так и обратной полярности. Что это означает? При сварке металл электрода переносится к свариваемой детали каплями, которые легче присоединяются к положительному по162 ЗРЛМ 7/97 А УЕРис.1. Сварка током прямой 2 1,0 полярности: 1 - электрод (катод); 2 - дуга; 3 - сварочная 1 ванна; 4 - деталь (анод). ^0,5 больше катода ("минуса"). Тем самым мы ис40 80 0 ключаем возможность прогорания свариваемого металла, а благодаря устойчивому горению дуги получаем шов высокого качества. Напротив, массивные детали следует варить током прямой полярности, соединяя деталь с "плюсом" (см. рис. 1). Выбирая режим сварки, нужно учитывать, что наилучшие качества сварного шва достигаются при сварке короткой дугой при напряжении 17-23 В. В зависимости от технических характеристик полуавтомата можно применять для сварки проволоку диаметром от 0,6 до 1,2 мм. Самый ходовой диаметр - 0,8 мм (см. рис. 2). Ручная электросварка наиболее эффективна при ремонте силовых элементов основания кузова, где толщина металла превышает 1 мм, или еще более массивных деталей. При этом очень важно, чтобы химический состав электродной проволоки был сходен с материалом свариваемого металла. Большинство деталей современных автомобилей изготовлено из среднеуглеродистой или малолегированной стали, а потому для сварки их рекомендуется использовать электроды марок К5, ЦУ-1, УОНИ-13/45 и т. д. (для работы только постоянным током обратной полярности). Электроды К51, УП-1, УП-2 применимы для сварки любым током. Марка электрода, а также его диаметр и сила сварочного тока подбираются в зависимости от толщины сваривае-самой проволоки, так и ее покрытий. 61 Последние делято ся на толстые с -• (0,5 - 1,5 мм) и 4S тонкие (0,1 - 0,25 2о мм). Тонкие покрытия состоят, как правило, из 120 160 200 Сила тока, А жидкого стекла и мела в соотношении 4:1. Толстые имеют в своем составе более обширный перечень компонентов, каждый из которых несет определенную функцию. Известно, что химический состав металла в зоне сварки сильно меняется при взаимодействии с кислородом, водородом и азотом воздуха, что приводит к ухудшению механических, антикоррозионных и эксплуатационных свойств сварного шва. Покрытие электродов призвано защитить зону сварки от воздействия воздуха, легировать металл сварного шва полезными компонентами, а также стабилизировать горение дуги. Для защиты сварочной ванны от воздействия воздуха и сдерживания образования окислов покрытие включает газообразующие (древесная мука и крахмал) и шлакообразующие (доломит, гранит, кварцевый песок) добавки. Для легирования металла сварного шва в покрытие вводятся феррохром, ферротитан и другие химические соединения, улучшающие качество шва. А мел и жидкое Параметры дуговой сваркиТолщина стенки детали, мм Диаметр электрода, мм Сила тока,А 28-36 3242 35-46 50-62 59-85^я1,2 1,5 2,0 2,5 3,01,5 2,0 2,0 2.5 3.01•