76
77
78
Автомобиль, как известно, механизм сложный, дорогой и опасный. Причем не только для беззащитных пешеходов, но и для самого водителя и его пассажиров. Увы, эту простую истину усвоили далеко не все сидящие за рулем. Нет, мы не собираемся здесь агитировать за соблюдение правил движения и осторожность на дороге. Поговорим о другой опасности - о пожаре. Многие по беспечности считают, что подобная неприятность может произойти с кем угодно, только не с ними. Уверенность в себе лишь тогда полезна, когда вы не забываете, что в автомобиле опасно соседствуют электропроводка, электроприборы, бензин и разнообразные синтетические материалы. Это - "смесь' легко воспламеняющаяся и быстро сгорающая. И ежели что произойдет, самоуверенностью беде не поможешь. Не зря все-таки Правила требуют, чтобы в каждом автомобиле был огнетушитель. И все же красный баллон вселяет стопроцентную уверенность не в каждого законопослушного водителя. Что за этой уверенностью кроется, насколько тот или иной огнетушитель эффективен? Проверить это нас подтолкнул "Его Величество Случай". Отдыхали как-то "зарулевские" испытатели на берегу лесной речки. Наловили какой-никакой рыбешки и решили сварить на обед ушицы из всяких там окуньков и плотвичек. Раскочегарили старенький примус, а он, подлый, взял да взорвался (помните: "Сан Саныч, давай червонец, керосинка покупать буду, старый совсем худой..."). Пылающий шар футбольным ударом отправили подальше от машины, палатки и прочих нужных вещей, затем сумели потушить автомобильным порошковым огнетушителем, к тому времени пролежавшим в багажнике два года. Дальше сработал профессиональный интерес (ну сколько раз договаривались - не говорить на рыбалке о работе!). Вернувшись в столицу, отправились по магазинам в поисках различных средств пожаротушения, пригодных для автомобиля. Обход торговых точек показал, что самым массовым типом огнетушителя стал импортный аэрозольный баллончик, компактный и красивый, но не всегда понятного происхождения. Такие можно найти повсеместно, и купили мы аж пять штук. Конкуренцию им составляют давно знакомые отечественные порошковые пламегасители. Такой, типа ОП-1. тоже попал нам в руки. Не обошли вниманием и большой углекислотный прибор, которым обычно комплектуются грузовики и автобусы. Последним участником нашего теста стал огнетушитель "Малыш", который, судя по добротности изготовления и отсутствию реквизитов производителя, скорее всего, плод творчества родной "оборонки".Поджигать автомобиль, ясно, не стали - удовольствие больно дорогое. Пожар мы имитировали, для чего в стальном поддоне площадью примерно 0,3 м2 укладывали ветошь, пропитанную 150 мл бензина А-76, и разводили костер. Первым свою удаль должен был показать самый дешевый огнетушитель "S.O.S", скорее всего, турецкий. К нашему удивлению и неудовольствию собравшихся зевак, пламя удалось сбить всего за 5 секунд. Поджог, конечно, повторили, но аэрозольный баллон на этом иссяк и, пошипев еще 3 секунды, вовсе выдохся. Следующим борцом с огнем стал, судя по языку надписи, тоже турецкий, "Юпитер", по объему и внешнему виду (не считая более яркой раскраски) - родной брат предыдущего "пожарного". Этот "римский небожитель" ничем проявить себя не смог. Четыреста граммов гасящего состава вылетели всего за 6 секунд, причем самого "пожара" достигла лишь малая толика. Вместо направленной струи из распылителя во все стороны летели брызги, и руку, сжимающую огнетушитель, приходилось совать чуть не в пламя, но и это не помогло - с огнем "Юпитер" не справился. Теперь в борьбу с пожаром вступает итальянское изделие фирмы СВМ емкостью 400 мл. Этот "огнетушитель на водной основе для тушения небольших очагов пожара" (так написано на баллоне) с огнем справился за 13 секунд, после чего еще 4 секунды извергал пенящуюся жидкость. Его сородич - тот же СВМ, но меньшего (300 мл) объема старался, как мог, но 9 секунд работы ему чуть-чуть не хватило для полной победы над пламенем. Не знаю, на какой "воде" сделан итальянский (?) гасящий состав, но дым от него, попавшего в пламя, на редкость едкий лучше не вдыхать. Кстати, к обоим СВМам приданы пластмассовые кронштейны для их крепления. Последний аэрозольный огнетушитель тоже вставляется в удобную оправку. Но опять-таки итальянский - правда, сделан для Арабских Эмиратов. Видно, там население бойко говорит по-русски, поскольку ни одной надписи арабской вязью на корпусе нет. а кириллицей - хоть отбавляй. Прочитав инструкцию к огнетушителю МАХ. "решительно", как там написано, нажимаем на клапан: 12 секунд идет решительная битва с огнем, которая завершается решительной же победой последнего. Дело в том, что "прыскающие" возможности баллона иссякли, когда добрая треть состава еще оставалась внутри и продолжала вытекать жалкой струйкой. Хотя нажимали, поверьте, опять-таки решительно. Заканчиваем "баловство" с баллончиками: вот серьезный порошковый огнетушитель ОП-1 производства витебского ПО "Электроизмеритель". Хорошо, что предварительно разобрались, как им пользоваться - инструкция на корпусе проиллюстрирована очень невнятными картинками. Разобравшись, что к чему, взводим рычаг какой же он тугой! - нажимаем на него через 3 секунды пожар потушен. После этого ОП-1, пшикнув еще раз, затих, а ведь порошок внутри еще оставался. Следующего кандидата в "пожарные" берем в руки с некоторой опаской. Опытные люди говорят, что "средство пожаротушения порошковое "Малыш" - вещь очень эффективная, но срабатывание его сопровождается чуть ли не взрывом. Ладно, попробуем! Дергаем за кольцо, раздается оглушительный хлопок - и огня как не бывало! Импровизированный пожар и его окрестности засыпаны слоем порошка. Эффект, как говорится, налицо... На ладони набухает небольшой синяк - такова отдача "Малыша". Последней вступила в действие "тяжелая артиллерия" - двухлитровый углекислотный ОУ-2 торжокского ОАО "Пожартехника". Усиленный пожар (гора тряпья и пол-литра бензина) углекислота "задушила" всего за 3 секунды. Правда, головка огнетушителя сильно обмерзла, покрылась инеем и повторить свой подвиг ОУ-2 не смог, хотя и шипел еще 5 секунд. Ну все - поиграли в пожарных, можно подводить итоги. Ясно, что эффективность аэрозольных огнетушителей зависит от их объема и конструкции распылителя. Наиболее действенными оказались емкие баллоны, распылитель которых давал мощную направленную струю. "Аэрозоли" компактны. просты и удобны в обращении, но возможности их невелики. Потушить небольшой очаг возгорания большинству из них по силам, но если полыхнет как следует рассчитывать не на что. Значит, пожар нужно гасить, по возможности, быстрее "в зародыше". Обычный порошковый огнетушитель неплохое средство для борьбы с огнем, если, конечно, в нужный момент сработает. Дело в том, что такой прибор требует регулярных проверок и обслуживания: порошок может слежаться, а баллончик от бытового сифона, который и выталкивает порошок наружу, со временем испустить дух. Зато порошковый огнетушитель можно (теоретически) заправлять и использовать многократно. Большой углекислотный огнетушитель, несомненно, эффективен, но уж 78 ЗРЛМ 79 А УЕ /7больно он громоздкий, тяжелый и несимпатичный. В легковом автомобиле такой "снаряд" многие посчитают инородным телом. И, наконец, "Малыш". Признаемся честно - своей эффективностью, компактностью и скромной ценой он нас подкупил. Из недостатков отметим два: невозможность многократного использования, что несложно (и недорого) компенсировать, положив в машину не один, а два "Малыша", и необходимость надежно прятать его от детей -в неумелых руках такой огнетушитель может наделать бед. Что же выбрать? Понятно, что каждый остановится на своем варианте. Советуем только основным критерием при выборе огнетушителя принять его способность гасить огонь. Остальное, когда речь идет о безопасности - вашей и вашего автомобиля - вторично. i Игорь ТВЕРДУНОВ а, Фото Владимира Князева