152
GOHMHG оимишаминых" регулировках этого, конечно, никто не делает - и фара с некоторыми дефектами рефлектора, рассеивателя или лампы, даже будучи верно установлена "по осям", на деле может оказаться непригодной для использования. Здесь напомним, что срок С блок-фарами (ВАЗ-2105, 2107, 2108, АЗЛК-2141 и т. д.) несколько проще: регулировочные винты расположены в задней части корпуса фары и от коррозии страдают меньше. Но и их желательно почаще шевелить, не давая "закиснуть".Рис. 5. Разметка экрана для регулировки ближнего света "европейских" фар.[]РОШУ ОБЪЯСНИТЬКупил индикаторное приспособление для регулировки зазоров в газораспределительном механизме "Жигулей". Но меня смутил приведенный в инструкции график. Почему с увеличением температуры двигателя тепловой зазор увеличивается, например до 02 мм при 80°С? Не вызовет ли это стуков при работе двигателя? Ларчик открывается просто. Дело в том, что в двигателе, работающем в положенном тепловом режиме, зазор между рычагом ("рокером") и тыльной стороной кулачка близок к нулю - это происходит из-за неодинакового теплового расширения деталей двигателя, поскольку они выполнены из различных материалов и имеют разную температуру, Важно, чтобы указанный зазор не исчез совсем, иначе "рокер" будет контактировать ис тыльной стороной кулачка, а клапан будет закрываться неплотно, что приведет к его прогрессирующему перегреву и разрушению ("прогару").Рис. 6. В четырехфарной системе - разметка экрана для регулировки наружных фар (ближний свет) и внутренних (дальний свет).* ! • •UJL-Ф дРис. 7. Разметка экрана для регулировки противотуманных фар.службы ламп зависит от напряжения в электрической сети. Если срок службы 12вольтовой лампы при напряжении 12 В принять за 100%, то при напряжении 13,2 В он снижается примерно втрое, а 14,4 В - в 16-17 раз! Если вы эксплуатируете автомобиль даже с нормальным напряжением ге ­ нератора, около 14 В, со временем лампы значительно ухудшают свои характеристики. Их нужно своевременно заменять новыми, Но часто ли вы видели, чтобы кто-нибудь это делал? На большинстве автомобилей направление "луча" фары регулируется двумя винтами. Просто? На деле - не очень, особенно на автомобилях с устаревшими, круглыми фарами: ведь места установки фар очень сильно страдают от коррозии. Иногда после года эксплуатации эти винты бывают невозможно отвернуть. Владельцы ВАЗ-2101. 21011, 2106, "Нивы" и др. могут защищать винты от коррозии известными приемами например, периодически "мовилить" их. Но и это не гарантирует стопроцентного успеха. 152 ЗА РЛМ 7/97 УЕЕдва ли не самое слабое место фары рефлектор. Бывало, при круглогодичной эксплуатации он начинал ржаветь снизу после первой же зимы. Многие автолюбители, борясь с этим, пытались максимально перекрыть влаге доступ в фару - "Мовилем", пластилином и т. п. Но не стоит забывать, что фару окружает также и воздух, а оптический элемент (особенно с сильно нагревающейся галогеновой лампой) нуждается в вентиляции. Если ее нарушить, при колебаниях температуры и влажности среды внутри фары конденсируется влага. Другой постоянный враг рефлектора и внутренней поверхности рассеивателя пыль, удалить которую из фары непросто (впору объявить конкурс среди "бывалых" на лучшее решение!) В заключение напомним о том, что заливать внутрь фары ("борясь с коррозией") какие-либо жидкости нельзя! ГОСТ 25478-91 (п. 1,4,2а) прямо это запрещает.Упомянутый вами график представляет зависимость регулировочного зазора от температуры, при которой ведется регулировка. Например, если зазор регулируется на двигателе, охлажденном равномерно (по всему объему!) до температуры 20°С, то его величина на "Жигулях" составит примерно 0,15 мм. Но такой зазор не сохранится на работающем двигателе! В этом случае температура большинства его деталей, включая детали привода клапанов, сравнительно невысокая (порядка 80-90°С, для "рокеров" - до 150°С), тогда как у клапанов она может достигать 500-600°С. В результате стержни клапанов удлиняются, а зазор уменьшается до своего рабочего значения. С учетом различия в коэффициентах теплового расширения материалов, из которых изготовлены детали двигателя, регулировочный зазор при другой температуре, например 80°С, составил бы 0,2 мм. При этом важно, чтобы температура всех деталей (по крайней мере, в составе головки блока цилиндров) была близка к указанной. На практике это обеспечить трудно, тем более что в процессе регулировочных работ двигатель продолжает остывать - и остывать неравномерно. Подлинная стабилизация "температурного поля" произойдет только после того, как температуры деталей и окружающей среды выравняются. На деле это означает, что регулировку лучше всего выполнять на полностью остывшем двигателе, например через несколько часов после поездки, На этом же графике показана зависимость, связывающая между собой зазор и величину, измеряемую индикатором. Эта зависимость определяется простейшей геометрией и посему линейная. "Переход" от температуры к величинам зазора 1 очень прост.•