176
А К Jnt УБ ски на все российские автомобили. Технический уровень кондиционеров и монтажа - самый различный. Много кондиционеров подвесного типа покупают в Арабских Эмиратах - местные умельцы устанавливают их на "жигули" и "волги". Однако в Россию поступают и более совершенные модели зарубежных кондиционеров для некоторых отечественных автомобилей. В журнале "За рулем " (1997, № 3) довольно подробно описан кондиционер для ВАЗ-2108, 2109 итальянской фирмы "Диавиа". Хотя это устройство блочного типа со всеми присущими ему недостатками, уровень исполнения, дизайн и приспособленность к данным моделям автомобилей внушают доверие. Кроме названных, в ВАЗ-2108, 2109 можно установить системы израильских фирм "Барлеви" и "Алекс Ориджинал", а также немецкой фирмы "Конвекта". Они наиболее совершенны, так как встраиваются в штатную систему вентиляции и отопления, благодаря чему охлажденный воздух распределяется по предусмотренным для этого воздуховодам и дефлекторам. В результате автомобиль приобретает климатическую установку, а понесенные затраты быстро окупаются настоящим комфортом. Основной недостаток кондиционеров "Барлеви" и "Конвекта" - необходимость вырезать в передней стенке салона довольно большое отверстие. Монтаж кондиционера "Алекс Ориджинал" более трудоемкий, но он лучше приспособлен для вазовских автомобилей, тем более что режимом рециркуляции можно пользоваться в любое время года. Кондиционер имеет международный сертификат по стандарту ISO 9002 и прошел сертификацию в НАМИ. Наиболее интересную конструкцию для "Волги" предлагают специалисты лаборатории микроклимата автомобилей НАМИ и ВИСХОМа (см. ЗР, 1996, № 9). Основные ее недостатки - использование фреона R12 и полукустарное единичное производство, которое не столько сказывается на работе устройства, сколько на внешнем виде. Впрочем, большая часть элементов кондиционера спрятана под панелью приборов. Совсем недавно для ГАЗ-31029 появились монтажные комплекты фирмы "Диавиа". Кондиционер встраивается в штатную систему вентиляции и отопления, работает на озонобезопасном фреоне R134a. В заключение - о ценах. Наиболее совершенные модели стоят 1300 долларов, а монтаж, занимающий две смены, - 450-500. Гарантия составляет один год.Автолюбителейпробуйте договориться, чтобы он сделал это за свой счет, потому что просто заправка стоит примерно 100 долларов, а ремонт кондиционера может перевалить и за 1000 (цены в Москве). Заводы - изготовители автомобилей не выпускают кондиционеры (климатические установки), а покупают у специализированных фирм (наиболее известные - "Санден", "Калкинсон", "Алекс Ориджинал", "Конвекта"). Кондиционер, установленный на конвейере при сборке автомобиля, обходится владельцу в 1,5-2 раза дешевле, чем смонтированный потом в специализированной мастерской. Такая разница в цене легкообъяснима - при монтаже на уже готовый автомобиль приходится разбиратьсобирать полмашины. На иностранных автомобилях 80-х годов встречаются кондиционеры так называемого подвесного или блочного типа. Такое название они получили потому, что испаритель кондиционера выполнен в виде отдельного блока, подвешиваемого обычно под приборной панелью у ног переднего пассажира. В этом же блоке смонтирован свой электровентилятор, создающий циркуляцию воздуха в салоне, и ручки управления. Блочные кондиционеры исправно вырабатывают холод, но имеют ряд недостатков. Первый из них - неравномерное распределение охлажденного воздуха: передний пассажир уже замерзает, а водитель еще не почувствовал прохлады. Второй - нет четкого разделения режимов рециркуляции и забора наружного воздуха. Дело в том, что вентилятор, установленный в подвесном блоке, забирает воздух только из салона. Поэтому, когда автомобиль стоит, чтобы создать приток извне, приходится включать штатный вентилятор системы отопления и вентиляции. И наоборот, при движении есть постоянный приток воздуха снаружи благодаря скоростному напору, но тогда в салон попадает гарь от грузовиков и т. п. Причем, если в современных кондиционерах эта гарь большей частью оседает на влажных поверхностях испарителя, то в подвесных она сначала попадает в салон, а уже потом в кондиционер. Третий недостаток - использование фреона R12. Поскольку его производство и применение теперь ограничены, могут возникнуть проблемы с заправкой кондиционера, хотя в России, где экологические нормы более мягкие, найти фреон R12 легче, чем за рубежом. Машин с подвесными кондиционерами очень много в Египте, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах. У нас в стране небольшие фирмы и мастерские с недавних пор предлагают установить кондиционеры практиче176 ЗА РЛМ 79 УЕ /7ПРОШУОБЪЯСНИТЬДвигатель моего ВАЗ-2105 с карбюратором 2105-1107010-20 с некоторых пор стал "троить" и глохнуть в горячем состоянии. После этого, лишь дав ему остывать минут 10-15, можно добиться устойчивой работы. В чем причина? Скорее всего вы столкнулись с довольно обычным и, к сожалению, распространенным дефектом карбюратора - не- щу герметичностью запорного (игольчатого) клапана поплавковой камеры. Об этом дефекте мы писали неоднократно, но коротко повторимся. Стабильность характеристик карбюратора зависит не только от наличия (или отсутствия) в нем загрязнений, но и от того, насколько уровень бензина в поплавковой камере соответствует норме. Принято считать, что при правильной работе игольчатого клапана уровень бензина в поплавковой камере постоянный, хотя на деле он несколько меняется. Максимальный соответствует режиму холо- ^ стого хода двигателя, когда истечение бензина из поплавковой камеры через главный жиклер мало. В этом случае игла находится в самом верхнем положении, едва приоткрываясь. С ростом развиваемой двигателем мощности игла должна несколько опуститься, увеличивая приток бензина, по мере того как уровень его в поплавковой камере уменьшается. Эти изменения уровня "учтены" подбором дозирующих элементов карбюратора, их согласованной работой, так что состав смеси, попадающей в цилиндры, лежит в заданных пределах. Если клапан (вследствие износа или . по иной причине) недостаточно гермети-* чен и может пропускать в поплавковую камеру дополнительные порции бензина, это заметно прежде всего на режиме холостого хода. Уровень бензина становится чрезмерным, что приводит к переобогащению смеси, особенно при горячем двигателе, когда топливо хорошо испаряется. Признаки "перелива": падение оборотов, черный дым выхлопа, остановка двигателя, истечение бензина из дренажной трубки коллектора под карбюратором, его запах под капотом ив салоне. Рецепт "лечения" прост. Как правило, это замена клапана. Реже - подтяжка его в резьбе или замена прокладки под ним • так как здесь тоже случается подтекани* бензина.•