141
ВДЗ-21083-20По сообщениям информированных источников, ВАЗ выпустил, наконец, первую партию "самар" с впрыском топлива для российского рынка. В редакции такой автомобиль уже два года проходит потребительские испытания. Сейчас, когда кто-то только задумывается, что выбрать, что лучше "впрыск или карбюратор", мы выскажем кое-какие соображения на эту тему.выросшим крутящим моментом на низких оборотах, но по ощущениям разгон немного ухудшился. Карбюраторные "восьмерки" резвее: если считаете, что я не прав - см. начало статьи. Ни да, ни нет, потому что автомобиль с компьютерной системой управления двигателем (а впрыск справедливо называют и так) временами преподносит водителю необычные ощущения. Например, собственной отстраненности от процесса управления, когда выполняешь функции не шофера, а. скорее, оператора. Ускорение или замедление машины зависят не только от водителя, но и от компьютера, который, как всякий разумный агрегат, насилия не любит и команды опера..., тьфу, человека за рулем оценивает иногда критически. Я уверен, что маленькую паузу между нажатием педали газа и ощутимым ускорением выдерживает именно компьютер, и едва ли не специально, из "злорадства", прикрываясь требованиями экологии. Тут вспоминаешь: "Машина думать не может, машина должна ездить!" Нет потому что программа, по которой работает компьютер правая рука (если не полушарие мозга) водителя, - похоже, далека от совершенства. Напомню, что ныне эта программа целиком российская, а первоначально за нее взялись с помощью "Дженерал моторе". На прежнем варианте удалось поездить немного - компьютер захандрил к 10-й тысяче, но воспоминания о себе он, как говорится, оставил самые теплые. Алгоритм партнеров придавал "Самаре" дополнительные резвость и тяговитость, но сам "мозг" оказался недолговечен. Наши контроллер и программа "Январь-4", которыми комплектуют серийные "самары", работают надежнее, но... о резвости уже сказано выше, а еще в числе недостатков - сугубо карбюраторный "провал" при разгоне полупрогретой машины. Это, по всей видимости, сгрех в программе. Вентилятор, который на машине с впрыском включается не датчиком, а тоже контроллером, на нашем автомобиле временами капризничает. Из-за ненадежного контакта или сбоя в алгоритме - подручными средствами определить не смогли. Мне приходилось ездить на иномарках - одноклассниках "Самары". Признаться, их система управления мотором, от которой зависит "характер" автомобиля, вызывала более приятные эмоции. Нет, потому что обоснованное выше недоверие к компьютеру некому развеять. Приобретенная по случаю на ВАЗе книжка по диагностике и ремонту системы впрыска "Самары" (на ней. представьте, написано - "перевод с английского"!), боюсь, в Москве остается единственной, если не считать ксерокопий, за которыми к нам в редакцию приезжают даже из Минска. Долго ли еще журналу оставаться единственным информатором и пропагандистом впрыска? Пора бы заводу позаботиться о литературе для владельцев и механиков. А что делать, если случилась неисправность? Конечно, впрыск весьма надежен, многие отказы парируются самой системой, но работа ее при этом ухудшается. Я-то знаю в Москве три места, где впрыску могут вернуть утраченное здоровье (фирма "Элкар"' и АО "ЭГА" - структуры отнюдь не вазовские, и СТО ВАЗа в Люблино), а что делать вологодцам, пермякам, омичам? Разве что идти на поклон к представителям "Дженерал моторе", благо, наша система так напоминает заокеанскую по датчикам и механизмам. Да. потому что все вышеперечисленное можно отнести к болезням роста многообещающего дитяти. Карбюратор свой век отживает. с трудом укладываясь в современные (не говоря уж о перспективных) экологические нормы, требования к надежности и т. д. Пока для автомобильных двигателей не придумали лучшей системы питания, чем электронный впрыск. Вывод. Аргументов "за" и "против" примерно поровну; их можно набрать и больше - соотношение "50 на 50" не изменится. Себе, пожалуй, я выбрал бы "Самару" со впрыском - решающим стал последний аргумент и возражения к предпоследнему. Подозреваю, что окончательно склонить потребителей в пользу впрыска по силам только заводу-производителю. Серьезно ли долгожданное начинание ВАЗа выход на внутренний рынок с впрысковыми машинами, обеспечит ли он их сервисом и запчастями? Пока вопрос открыт, и мы вновь вернулись к исходному: скажите, ВАЗ, так стоит ли покупать ваш впрыск?! Антон ЧУЙКИНЗА РУЛЕМ 7/97 141Сразу оговорюсь, что выражаю мнение не всей редакции, а свое собственное. С одной стороны, это как бы дистанцирует меня от авторитета журнала, с другой - я прочно становлюсь на позицию рядового автомобилиста, которому (в отличие от журнала), в случае чего, не приходится рассчитывать на помощь светлых умов ВАЗа и "Дженерал моторе". За доказательствами далеко ходить не надо - владельцы реэкспортных впрысковых "лад" свои проблемы решают самостоятельно, а ВАЗ, по-моему, до сих пор не верит в их существование. Нашей машине повезло - она остается под присмотром заводских инженеров, которым, надо сказать, мы совсем уж скучать не даем (ЗР, 1997, NM). Итак, допустим, у меня есть "икс"' миллионов рублей, на которые я хочу купить новую "восьмерку" с полуторалитровым мотором. Известно, что если к "икс" я прибавлю два, то смогу купить машину с впрыском, откалиброванным под российские нормы, то есть способным работать на отечественном бензине, с нашими маслами, герметиками и т. д. Вопрос - стоит ли это делать? Да. потому что двухлетний опыт общения с редакционной "впрыснутой" машиной заставил привыкнуть ко всему хорошему, что в ней есть. В первую очередь, к отсутствию карбюратора и всех проблем, с ним связанных. Ни тебе промывки, ни регулировки - ничего. Проверка на токсичность выхлопа вызывает только положительные эмоции, со•держание СО в отработавших газах не меняется - всегда законный 1%. Двадцать четыре месяца исполнительная часть впрыска (все, кроме контроллера - "мозга" системы) исправно работает, не заставляя вспоминать о себе. А ведь система впрыска - это не только подача топлива, но еще и управление зажиганием. Соответственно и здесь отпали проблемы, связанные с механическим распределителем: не к чему хлопотать о регулировке угла опережения зажигания. Да. потому что езда на "восьмерке" с впрыском имеет приятные особенности. О них журнал неоднократно рассказывал (ЗР, 1995. № 10: ЗР, 1996. № 4; ЗР, 1997, № 4), поэтому только перечислю их бегло. Ехать можно сразу, без утомительного прогрева: мотор "тянет" на низких оборотах лучше, чем карбюраторный вариант; при ошибочном включении повышенной передачи не бывает ни детонации, ни рывков, никаких проблем с пуском двигателя; экономичность. Нет потому что есть особенности, и неприятные. "Восьмерка" ' приобрела некоторую замедленность реакций, стала более плавной, *^сли не сказать - вальяжной. Резкость, подхват полуторалитрового мотора после 3000 об/мин сгладились: возможно, это компенсируется