148
149
GOHMHGABMHжения 12 В нет, то дело все-таки в предохранителях реле защиты. В противном случае проверяем само реле. Вынимаем его из гнезда и подводим к штекерам 5и6 напряжение 12 В. "Здоровое" реле будет издавать при этом характерные хорошо слышные щелчки. Если их нет, реле придется заменить. Следует проверить также, есть ли "масса" на штекере 2 разъема главного электронного блока.ДОРОГИЕ МОИ "МОСКВИЧИ"г-Г"ч<ГСергей КОНОВ - приверженец "москвичей". Более десяти лет ездит он на "сороковом" 1981 года выпуска, "накрутив" на нем больше 180 тыс. км, а два года назад приобрел еще "сорок первый". И, вопреки распространенному мнению, видит в этих моделях больше достоинств, чем недостатков. Не было еще ни одной поломки, с которой умелец (кстати, по профессии конструктор) не справился бы самостоятельно. Немало полезного почерпнул он в журнале "За рулем", который выписывает много лет. "Теперь вот и сам решил поделиться с читателями своим опытом", - пишет автор ряда усовершенствований в редакцию.Реле защиты электронных цепей и его предохранитель (справа).%Щ ч/ДЛЯ "МОСКВИЧА-2140". Много лет я снимаю и ставлю пружины передней подвески с помощью самодельного приспособления, показанного на рис. 1. Делаю это так. Поднимаю автомобиль, снимаю колесо и амортизатор. Ослабляю гайки крепления сайлент-блоков. Через отверстие для аморИтак, вы можете быть довольны: усилия ваши не пропали даром и лампа АБС больше не горит, а тормоза работают по-прежнему, исправно предотвращая опасный занос. Но как обезопасить себя в будущем от подобных внезапных отказов? Рекомендации несложны: - следите за тем, чтобы клеммы на аккумуляторной батарее были надежно закреплены, а "плюсовая" - закрыта пластмассовой крышечкой; - ни в коем случае не рассоединяйте различные электрические разъемы при включенном зажигании и работающем двигателе (если только подобного не предписывает инструкция по эксплуатации и ремонту); - проверяйте крепление проводов на генераторе: плохой контакт может вызвать нежелательные броски напряжения в бортовой сети автомобиля; - при зарядке аккумулятора непосредственно на автомобиле снимите с его клемм оба провода. Это следует сделать и при ремонте кузова с применением сварки. Снятые провода закрепите так, чтобы они случайно не упали на клеммы аккумулятора. Вот, пожалуй, и все для начала. В дальнейшем попробуем вместе с вами разобраться с неисправностями каталитического нейтрализатора, найти причину недозарядки аккумулятора, диагностировать другие узлы и приборы.тизатора в нижнем рычаге устанавливаю приспособление, то есть ввожу упор 2 внутрь пружины и болтами М 10x25 стягиваю его с планкой 3. Опускаю домкрат до упора нижнего рычага в подставку 6 высотой 150-200 мм. Далее отворачиваю болты, крепящие нижнюю шаровую опору, и устанавливаю стяжку 4 между рычагом и балкой подвески. Приподняв машину, убираю подставку. Затем опускаю машину до упора рычага в пол и снимаю стяжку. Поднимая машину, освобождаю пружину. Благодаря упору 2 она не выскакивает, на какой бы угол ни повернулся рычаг. Сборка - в обратном порядке. Конечно, необходимо соблюдать меры предосторожности, в частности, стяжка пружины должна быть из стали 45, а закаливать и отпускать ее надо так, как предписывает Руководство по ремонту "москвичей". Регулируемую опору - козелок (всегда вожу ее с собой, потому что в дороге не раз выручала) закрепляю в моторном отсеке на задней стенке с помощью пружины, прикрепленной кстенке,и двух подпятников (рис. 2).Рис. 1. Снятие пружины подвески в "Москвиче-2140": 1 - болты М10x25; 2 - упор; 3 - планка; 4 - стяжка; 5 - рычаг; 6 - подставка (внизу - размеры деталей).Рис. 2. Крепление опоры в моторном отсеке "Москвича-2140". Неоправданно большой свободный ход педали газа резко уменьшается, если снять возвратную пружину с педали газа и установить ее, как показано на рис. 3, с помощью проволочной скобки. Диаметр проволоки 2-3 мм. Изменением длины скобки подбираю усилие на педали.•148 ЗА РЛМ 8/97 УЕ GOHMHG оимишамиРис. 3. Установка пружины в приводе дроссельной заслонки карбюратора. ровать его наждачной бумагой, поставить новую манжету, смазать водостойкой смазкой (подойдет ШРБ-4), и кран станет намного долговечнее.ПолироватьРис. 5. Золотник крана отопителя.ДЛЯ "МОСКВИЧА-21412". Любимому мной козелку нашел место в моторном отсеке на правом брызговике. Для этого в нижнем торце выдвижной стойки козелка сделал отверстие с резьбой М8, а на брызговике закрепил болт М8 (рис. 6). На него и наворачиваю стойку. Рис. 6. Установка болта для крепления козелка: 1 - болт 2-подвижная опора козелкафСлабое место механизма управления коробкой передач - клиновой болт на валу переключателя коробки (он часто ослабевает). Я усилил соединение. Для этого рассверлил отверстие в рычаге до 10,1 мм и применил в качестве клинового доработанный шатунный болт с гайкой от двигателя УЗАМ-412 (отрезал головку болта и сделал лыску на резьбовой части). Для уменьшения хода рычага управления коробкой удлинил рычаги, находящиеся снизу напольного механизма управления коробкой ("кулисы"), разрезал и вварил в них вставки из стали толщиной 5и длиной 20-30 мм (уточняется по месту). Уп_ равнять коробкой стало намного удобнее. Распространенный дефект выжимного подшипника сцепления - ослабление посадки графитового кольца в чугунной обойме, после чего оно начинает вращаться, быстро изнашивается и крошится. Чтобы этого не случалось, при установке нового подшипника сверлю в нем отверстие 3,3 мм, нарезаю резьбу М4 глубиной 12-15 мм и вворачиваю винт, как показано на рис. 4. Винт ставлю на нитрокраску или клей. Из множества установленных таким образом подшипников ни один не вышел из строя по названной причине. Рис. 4. Фиксация графитового кольца в обойме выжимного подшипника: 1 - винт М4х10; 2 - графитовое кольцо; 3 - обойма. Надежный в целом кран отопителя начинает подтекать обычно по причине износа резиновой манжеты. Подтяжка ее гайкой дает кратковременный эффект. Дело в том, что золотник крана отлит из латуни, и потому у штока, по которому работает манжета, слишком грубая поверхность. Из-за этого-то она быстро изнашивается. Достаточно чисто проточить шток золотника (рис. 5) или хотя бы отполиЕсли в углубление диска запасного колеса вложить подобранный по размеру пластмассовый тазик, то можно получить удобную емкость для инструмента, запчастей - тех, что не часто требуются. Грязь внутрь тазика почти не попадает (отметим, что подобное решение применяется на некоторых современных иномарках, например на "Пежо-106" - ред.). Вибрацию и дребезжание панели приборов (извечную болезнь "сорок первых") удалось устранить установкой между панелью и полом металлической стойки толщиной 3и шириной 25 мм. Стойку винтами Мб прикрепил наверху к боковой поверхности центральной консоли, а внизу через отверстие, просверленное в полу, - к боковой поверхности туннеля, в котором проходит вал управления коробкой. В дополнение к совету А. Андреева об установке дополнительного плафона освещения салона (ЗР, 1995, № 3) я использовал панель от ВАЗ-21099 с плафоном и фонарем направленного света (рис. 7). Один выключатель панели включает фонарь, второй - все плафоны салона при закрытых дверях. Дополнительный же при этом работает совместно со штатными. А чтобы днем при открывании дверей плафоны не включались, на панели приборов поставил дополнительный выключатель. Рис. 7. Установка дополнительного плафона.Если вам нужно приподнять или опустить рулевую колонку, чтобы удобнее управлять машиной, подложите под передние или задние болты крепления рулевой колонки набор шайб. Болты при необходимости можно поставить более длинные. ДЛЯ ОБЕИХ МАШИН. Гидроприводы тормозов и сцепления прокачиваю без помощника давно придуманным и описанным в журнале "За рулем", но, оказывается, малоизвестным способом. Напомню, в чем его суть. Залив в бачок тормозную жидкость, плотно закрываю его стандартной крышкой, в которую вставляю вентиль от шины (рис. 8). Подсоединив к нему велосипедный насос, делаю три-четыре качка. Затем, надев на соответствующий клапан для прокачки прозрачную трубку, выпускаю жидкость, пока в ней не исчезнут пузырьки. Таким образом прокачиваю все тормоза согласно инструкции. По мере снижения уровня жидкости и уменьшения давления в бачке доливаю жидкость и подкачиваю воздух. Достоинство этого способа еще ив том, что он не нарушает регулировки сигнального устройства. Рис. 8. Прокачка тормозов с помощью насоса.Мощный вентилятор, если установить его у заднего стекла, устраняет запотевание и замерзание не хуже электрообогрева, хотя и очень шумит. В "Москвиче-2140" включаю его с помощью трехпозиционного выключателя: первое положение - "выключено", второе "включено на полную мощность", третье "включено через дополнительный мощный резистор" (5 Ом). В последнем режиме вентилятор работает почти бесшумно. Пользоваться им надо после того, как стекло очистится после режима "полной мощности". Когда при снятии приемной трубы отработавших газов у двигателей УЗАМ ломается шпилька выпускного коллектора или на ней сорвана резьба, я высверливаю ее сверлом диаметром 10,5 мм и ставлю обычный болт М10 с гайкой. Если при повторной разборке отвернуть гайку не удается, то просто ломаю болт мощным торцевым ключом иставлюновый. Прохудившийся бензобак удается отремонтировать с помощью полиэфирной (двухкомпонентной) шпатлевки. Поврежденное место надо хорошо зачистить и просушить. Затем нанести шпатлевку и после отверждения покрасить. Если вам предстоит самостоятельно покрасить дверь, а вы не уверены, что сумеете нанести краску без потеков, не поленитесь снять дверь и положить ее горизонтально. ЗА РУЛЕМ 8/97 149