82
83
84
На этот раз объектом нашей экспертизы стали не детали, широко приобретаемые для замены вышедших из строя, не ремонтные материалы или приспособления, а товар, можно сказать, узкого назначения, но ставший в последнее время весьма и весьма актуальным. Речь пойдет о детекторах (в переводе с латыни - "обнаруживателях") радара, неправильно называемых у нас "антирадарами". Последние на самом деле - передатчики, которые могут блокировать работу радара или изменять его показания. Они везде запрещены к использованию. Но прежде, чем перейти к собственно экспертизе, мы хотели бы изложить нашу точку зрения на детекторы. Она не отличается от принятой в цивилизованных странах, где пользоваться ими не возбраняется (даже поощряется), поскольку они, в конечном итоге, побуждают водителей снижать скорость до разрешенной, а значит, содействуют более безопасному движению. Правда, здесь требуется пояснение: "там" полиция пользуется радарами преимущественно на опасных участках дорог и прежде всего для профилактики дорожных происшествий, а не для поборов, чего, увы, у нас нет ив помине: засады ГАИ чаще всего можно обнаружить в местах, скорее безопасных (ограничивают, скажем, скорость знаком "40 км", где в нем нет никакой необходимости), но ведь ни для кого не секрет, для чего их устраивают. Поэтому в данной экспертизе мы не могли обойти и наших реалий. Тем не менее мы исходим из одного, главного посыла: правила движения - все и, в особенности, касающиеся скоростных режимов - должны неукоснительно соблюдаться, и в детекторе радара мы видим как раз один из инструментов, способствующих этому. А сейчас о том, что показали сравнительные испытания нескольких присутствующих на нашем рынке детекторов, проведенные корреспондентом "За рулем" в Тольятти Сергеем МИШИНЫМ совместно с экспертами. КОЕ-ЧТО О "БАРЬЕРЕ-2М" Радар, которым пользуются в ГАИ, как и пять лет назад, все тот же: "Барьер-2М" - радиолокационный прибор измерения скорости, возможности которого по нынешним меркам невелики. Напомним о них. Дальность действия - не более 300 метров. Правда, встречаются экземпляры, у которых "зрения" хватает и на 500. "Барь82 ЗРЛМ 8/97 А УЕ ер" может "выхватить' тот автомобиль из потока, который опережает его на 20 км/ч, если скорость основной массы машин не достигла 80 км/ч, и 30 км/ч, если все мчатся за сотню. У радара есть таймер (секундомер), отсчитывающий времяс момента замера скорости до ее сброса. Дотошный водитель может по нему выяснить, его ли скорость зафиксирована на радаре. Правда, как показывает практика, демонстрация времени только увеличивает сумму штрафа. "Барьер-2М" работает в двух режимах. Автоматический - для "ленивых" гаишни-Диапазоны частот радиоволн, принимаемых детекторами и излучаемых радарами. Барьером2М". его предшественниками, новыми фото- и видеорадарами. - ков. Прибор нацеливают на дорогу, устанавливают порог скорости, при котором он срабатывает (как правило, на 10 км/ч выше разрешенной; при 60 - это 70 км/ч, учитывая погрешность спидометра и самого радара), и поджидают нарушителя. Так обычно поступают на стационарных постах ГАИ. где бывает много работы. Но все же наказать случайного торопыгу лишним не будет. Другой режим - ручной. "Барьер" превращается в подобие пистолета: навел ствол на машину, прицелился, скорость вспыхнула на табло, нажал на спусковой крючок - готово - цифры замерли и начался отсчет времени. К этому приему прибегают все чаще и чаще, особенно в засадах. Еще "Барьер-2М" может "стрелять" и в спину - на экране высветится скорость удаляющегося автомобиля. Но этим пользуются редко - слишком мало нужных ситуаций. РАДАР-ДЕТЕКТОРЫ КАК ТАКОВЫЕ... Большинство из имеющихся сегодня в продаже радар-детекторов иностранного производства. Они способны различать не только силу, но и частоту зафиксированного сигнала гаишного радара. Что это значит? Поясним. Там, на Западе, да и кое-где у нас радары могут работать на разных частотах, а далеко не у всех водителей есть детекторы, способные воспринимать широкий спектр излучаемых радарами радиоволн. По этому признаку (частоте) большинство радаров делят на четыре группы: излучающие в Х-диапазоне (в нем работает отечественный "Барьер-2М" и предыдущие его модели), в К- и Ка-диапазонах. А кроме того, полиция частенько применяет и лазерные радары (четвертая группа) самые современные приборы контроля скорости. Лазерный луч детекторы тоже могут обнаружить. Для экспертизы мы выбрали приборы, регистрирующие сигналы радаров всех диапазонов, включая лазерный: один канадский "Бэл" (Bel-500i), две японские "кобры" (Cobra-213 и 214) и три американских "вистлера" (Whistler-1430,1455 и 1480). Итак, приступим к изучению инструкций и осмотру детекторов. Тип радара или излучаемый диапазон на всех приборах водитель определяет по вспыхнувшему светодиоду (для каждого диапазона - свой цвет) и звукам различного тона, которые издают встроенные в них "пищалки". Исключение "Вистлер-1480" - на его экране в торце прибора высвечивается определенное слово (фраза). Мощность сигнала радара, возрастающую по мере приближения к засаде - источнику излучения, определяют по количеству горящих светодиодов из другого ряда (alert), как правило, красного цвета, а еще - по частоте звукового сигнала. Чем ближе "Барьер", тем больше вспыхнувших светодиодов (всего их четыре-пять) и выше частота звука. Кстати, громкость всех приборов достаточна даже при открытых окнах. У каждого прибора-детектора два режима - "Хайвей" (Highway - шоссе) и "Сити" (City - город). Из самих этих названий ясно, когда какой включать. В первом случаеу детектора эффективность (чувствительность) будет выше, во втором - ниже. Оно и понятно: в городе, в промышленных зонах много помех, вызывающих к тому же ложное срабатывание детектора. Кстати, при отключении питания выбранный режим "Хайвей" или "Сити" "помнят" "американцы" и "канадец". У радар-детекторов есть и дополнительные "услуги". К примеру, можно включить ночной режим и снизить яркость ламп, регулировать громкость зуммера или вовсе его отключать и т.п. И еще: "Кобра-214" и "вистлеры" могут принимать лазерные лучи радаров со всех сторон - приемник обозревает на 360°. Теперь попробуем закрепить детекторы в машине. Изготовители предлагают два варианта - на присосках к ветровому стеклу и "липучках" к панели приборов. Инструкция рекомендует не загораживать детекторы предметами, к примеру щетками очистителя, - это может ухудшить прием. Мы так и поступали - крепили выше щеток. Включать "Бэл" и "вистлеры" удобно стоит только нажать кнопку. У "кобр" придется вращать рукоятку громкости - не всем экспертам это понравилось. После пуска приборы "готовятся к работе" примерно две секунды - они проверяют заложенные в них режимы. А ТЕПЕРЬ ОПРОБУЕМ... В одной машине - "Самаре" вдоль нижней кромки стекла выстраиваем в ряд приборы и трогаемся в путь. В городе "вистлеры" молчат, будто воды в рот набрали.Всевозможные помехи - радиотелефоны, автоматические двери, высоковольтные линии не смогли выдавить из них ни звука даже в режиме "Хайвей". "Кобры" изредка попискивали при "взгляде" на светофоры. Но и "Сити" не заставил их умолкнуть - реже, но голос они подавали. Самым "разговорчивым" оказался "Бэл". Он реагировал на все подряд - светофоры, провода, радиостанции и даже на встречные автомобили. Правда, всякий раз он издавал разные звуки. Но разобрать, когда "Бэл" предупреждает об опасности - радаре, может сразу только человек с музыкальным слухом. Таких среди нас не оказалось - учить его "язык" пришлось долго. А еще прибор ЗРЛМ 8/97 А УЕ 83 очень чувствителен к погодным условиям и времени суток. Например, в темное время он "собирает" меньше помех. Но пора приступать к делу. Итак, "кобры", "вистлеры" и "Бэл" против "Барьера". Предварительное испытание - проверка дальности действия радар-детекторов на прямом горизонтальном участке шоссе. Радар установлен в положение автоматического контроля. Обнаруженным "Барьер" считали с момента четкого, постоянно работающего звукового и светового сигналов детекторов (результаты - в таблице). Безоговорочно на первом месте - все "вистлеры": даже семикилометрового участка прямой не хватило, чтобы определить предельную дальность срабатывания. И в режиме "Сити" этот показатель не ухудшился. просто звуковой сигнал стал чуть тише. На втором месте - обе "кобры": дальность почти одинакова - около четырех километров. Но единичные молчаливые вспыхивания красных светодиодов Х-диапазона обоих детекторов появились еще раньше. Эксперты заметили их примерно за километр до появления четких звуковых сигналов. А вот "Бэл", увы, разочаровал. Мнение едино - "в разведку" его лучше не брать. Он позвякивал, как ив городе, по любому поводу - встречная машина, провода ЛЭП, что пересекали шоссе, и еще море невидимых нам электромагнитных волн. Включение "Сити" не помогло, хотя "язык" его немного укоротился. При этом значительно снизилась (в большей степени, чем у "кобр") чувствительность на дальность приема. Впрочем, расстояние в один километр у "Бэла" - худший показатель среди детекторов - все равно достаточное, чтобы погасить высокую скорость. Следующее сравнение: ширина захвата приемного устройства в горизонтальной плоскости Радар поставили на расстоянии 300 м за плавным поворотом(примерно 120°). Машина ГАИ была прикрыта узкой лесопосадкой. Луч "Барьера" направили на прямой участок дороги, где наша "Самара" появлялась, уже закончив поворот. И здесь уверенно выиграли все три "Вистлера". Они срабатывали примерно за километр, то есть далеко до поворота с большим, чем у других, углом захвата. И снова включение режима "Сити" не снизило ширины захвата детектора. "Кобры" и "Бэл" сработали почти одинаково, проиграв "американцам" 300 метров. Зато в режиме "Сити" обе "кобры" отыграли у "канадца" по 50 метров. Задачу усложняем - закрытый поворот. Дорога огибает высокий холм. Именно за ним мы спрятали машину ГАИ. От поворота до радара - 250 метров. "Барьер" фиксирует скорость машины, как только она появляется из-за холма. "Вистлеры" вновь впереди, каждый будто носом чует "беду" уже за 1100 метров. А до машины ГАИ еще полкилометра! "Кобры" и "Бэл" в этой ситуации на равных и не с лучшими показателями - 600 метров. В режиме "Сити" на снижение скорости остается метров 100 - это немного. Если скорость высока - безопасно затормозить не удастся. Новая вводная - определяем диапазон захвата приемных устройств детекторов в вертикальной плоскости. Радар прячем в низине под спуском длиной 250 метров. Ситуация непростая - в самом низу дорога перед переломом поворачивает градусов на 30. Радар нацеливаем ниже вершины перелома, причем настолько, чтобы появившаяся машина уже была под контролем. Ну, что вы теперь скажете, господа детекторы? В закрытом повороте вы явно принимали сигналы, отражающиеся от машин, деревьев, рельефа местности, наконец. Здесь такого не будет, ведь часть лучей радара упирается в дорогу, другая "выстреливает" в небо! Тем не менее, "вистлеры" дружно просигналили ровно за километр до ловушки. Независимо от режима. В режиме "Хайвей" неожиданно для всех "Бэл" отыграл у обеих "кобр" 150 метров. Вот это да! А в "Сити" "японцы" вместе с "канадцем" сработали ровно за 300 метров, оставив на раздумье водителю всего 50. Педаль тормоза в пол, и мы успеваем "опуститься" с 70 до разрешенных 40 км/ч, едва не повиснув на "крючке" инспектора ГАИ. В конце проверок он предложил самую сложную и рискованную (для автолюбителя) операцию - лобовую атаку, где обещал взять верх над нами и заморскими штучками. Согласились - не отступать же. У инспектора "Барьер" выключен - он пустит его в ход за 250-300 метров в зоне гарантированного приема. Наша задача - успеть снизить скорость с 50 до 40 км/ч. Мы катимся к уже видимому нами инспектору ГАИ. Шесть приборов-защитников напряженно всматриваются в одинокую фигуру. Видим, как он вскидывает ствол... Возмущенно заверещали "вистлеры", взвизгнули "кобры", истошно заголосил "Бэл", водитель мгновенно нажал на тормоз - но... на радаре, увы, отметка 50! Мы проиграли, чего и следовало ожидать. ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ В соревнованиях между радар-детекторами первое место, причем с большим отрывом, заняли "вистлеры". Независимо от модели они срабатывают в типичных ситуациях не менее чем за километр. "Кобры" прочно заняли второе место, хотя по чувствительности и были немногим лучше "Бэла". А вот последний детектор прямо-таки губит его повышенная чувствительность к помехам. Однако в пределах прямого "выстрела" любой детектор не помогает. Так что все они не панацея, а лишь помощники, предупреждающие о близости радара. Фото автора Редакция благодарит ГАИ города Тольятти за помощь в подготовке материала.^ржуааия fr-ЧК-~~~~..^:.;-:,«--- z;-r«-:co= нежим5 :•;_•-"-. Iv~Радар "Барьер-: р "Барьер-2М" - основное "оружие" ГАИ.Модели радар-детекпзрое•: •. г• ,?:•;.••rx-:: ••Бигтк-'-.Г =.«. ащ MS 'г «.---« '-Ж' "лиэтаni X:>xxx'556-хс хо:• О ткрытый псасшт - ширина захвата по roaocwvXX T*nf• з акрыты » поворотXX: : • :нос • •;с'•XI^ р Згуск - шисина залната по вертикали£XX XX S10SЯ: : • :;XXi' V."|• XXЧХ-m/о: x:• х:л-эзоN84ЗА РЛМ 89 УЕ /7