94
95
Нынешняя ситуация в международных автоперевозках складывается не в пользу российских перевозчиков. И не потому, что они хуже. Просто-напросто государство не создает условий для развития рынка транспортных услуг - чиновники различных уровней и структур, так или иначе связанных с транспортом, не способны понять, что, зажимая российских автоперевозчиков, они открывают зеленую улицу зарубежным и деньги уплывают "туда". Как говорится - печально, но факт. Не вдаваясь в политические и экономические аспекты этой больной темы, остановимся на относительно безобидном, а именно: какие, откуда и каким образом в Россию попадают зарубежные грузовики, используемые в международных перевозках. Одним словом, попробуем коротко представить рынок грузовой техники. НОВЫЕ ТЯГАЧИ И ПРИЦЕПЫ В различных регионах Российской Федерации сегодня есть представительства тех или иных известных в Европе производителей грузовых автомобилей. Сама процедура выбора заинтересовавшей кого-то модели не только проста, но и, скажем так, приятна. Сверкающие офисы, отменное обхождение, кофе, специальные компьютерные программы, которые помогут учесть все запросы клиентов... Но! Только тех, кто располагает достаточными денежными возможностями. Какими? К примеру, магистральный тягач общей массой свыше 40 тонн, нагрузкой на седло 13 тонн и мощностью двигателя 360-450 л. с. стоит (в зависимости от производителя и комплектации) от 90 до 140 тыс. долларов США. В родном отечестве счастливому покупателю предложат выложить еще 60-65% от этой суммы в виде налогов и таможенных пошлин. Таким образом, стоимость "грузовичка" вырастет до $140-230 тыс. Но тягач без прицепа - как иголка без нитки: себя возить можно, а грузы - нет. Если брать по максимуму, изотермический полуприцеп от известных производителей - "Ван Хула" или 94 ЗРЛМ 89 А УЕ /7ГРУЗОВИК -их еще пускают. А это - главное. С прицепами и полуприцепами картина примерно такая же, так что сумма для фирмыперевозчика получается уже более-менее приемлемой, хотя, конечно, опять-таки налоги да пошлины увеличат общую стоимость раза в два. Обратим свои взоры к магистральным тягачам, как к ВТОРЫЕ РУКИ наиболее популярным сегодня Можно купить грузовик на вторичном рынке грузови(тягач), который уже достаточков. Всем известен постулат: но побегал "там", но еще спососпрос определяет предложебен приносить прибыль "здесь". ние. Спрос же, в свою очередь. Если уж у нас не брезгуют одезависит от рейтинга и цены тождой с чужого плеча, то почему вара. Судя по утверждениям бы не воспользоваться вторичпродавцов подержанной техниным рынком грузовиков? Попробуем прикинуть. Фирмы-изготовители сообщают (правда, не все), что их магистральный тягач должен ходить без какихлибо серьезных проблем до миллиона километров. Отлично! Порывшись в прайс-листах, с удовлетворением можно отметить, что таких автомобилей сравнительно много и стоят они в два-три раза дешевле новых. Модели-то, правда, старые, однако на дороги Европы"Шмитца" о трех осях ис холодильной установкой добавит к сумме без малого $100 тыс. Понятно, такие расходы по плечу только крупному предприятию. Что же делать тем. у кого, как говорится, и потолок пониже, и дымок пожиже? Выход один идти в контору, которая торгует подержанными грузовиками.ки, популярность фирм на нашем Северо-Западе сегодня выглядит так: 1 - "Скания"; 2 "Вольво"; 3 - "Мерседес"; 4 ДАФ; 5 - ИВЕКО; 6 - "Рено". Если говорить о классе машин, то основной спрос приходится. главным образом, на магистральные тягачи с такими параметрами: год выпуска 1989-1994 (от трех до восьми"Вольво" традиционно пользуются у нас уважением. На снимке "BonbBo-FH12" петербургского "Совавто". Подержанные "американцы" захватывают все большую часть рынка "секонд-хэнд". "Кенворт" 1992 года наверняка найдет своего покупателя. РЫНОКлет); мощность двигателя 300-450 л. с ; колесная формула - 6x2 или 6x4; колесная база - 3500-3800 мм; кабина - со "спальником"; нагрузка на седло - 13 т; общая масса автопоезда - около 40 т. Спрос на полуприцепы выглядит следующим образом: на первом месте - контейнеровозы. на втором - рефрижераторы и на третьем - тентованные. Все - трехосные, длина 13,6 м, что точно укладывается в действующие европейские нормы. Учитывая, что прицеп (полуприцеп) по пробегу переживает три-четыре тягача, то даже десятилетние вполне могут устроить российского дорожного волка. Теперь попробуем проанализировать эту информацию. "Скания", "Вольво" - старые знакомые. Во времена СССР на этих тягачах держались "Совтрансавто" и Минфлот, и по сей день для этих автомобилей в России существует налаженный сервис. Почему "Мерседес" не во главе, хотя и был в прежние времена фаворитом? Он и поныне пользуется большим уважением за выносливость и другие качества. Но... дорог! Дороже своих одноклассников. О ДАФе разговор особый. Водители оценивают его как надежный и очень удобный, однако с обслуживанием, особенно вдали от больших городов, возникают проблемы. ИВЕКО не столь популярен по ряду причин, но в основном также из-за отсутствия разветвленного сервиса, а вот "Рено" у нас просто малоизвестен... Что касается других фирм, таких, как МАИ (ФВМАН). "Штайр" и др., то информации о них - чуть, а обслуживания и вовсе нет. Теперь о другом. Грузовики с длинной базой и тентованным или изотермическим кузовом не пользуются достаточным спросом не только из-за того, что дорого стоят, а еще и по причине, порожденной российским изобретением под названием "короткое плечо". Суть этого метода перевозки грузов состоит в том, что по территории другого государства, скажем, Финляндии, груз до границы доставляет импортный тягач, а по России его везет уже отечественное чудо техники, которому въезда в ту же Финляндию нет - не соответствует европейским стандартам. Так автоперевозчики пытаются увеличить рентабельность эксплуатации зарубежного тягача. Не до жиру... ЦЕНЫ. ГДЕ И КАК ПОКУПАТЬ На "Мерседес" они самые высокие, далее идут "Вольво" и "Скания", примерно столько же стоят ДАФ, "Рено" и МАИ, а ИВЕКО несколько дешевле конечно, если это автомобили одного класса, года выпуска ис одинаковым пробегом. Самый популярный тягач - скромной комплектации ис пробегом более 500 тыс. км - будет стоить не менее $45-50 тыс. Это минимум! Плюс прицеп. Прицепы (тент и площадка) сегодня предлагают по ценам от $10 до 25 тыс. Изотермические подороже - до $40 тыс. Пробег проконтролировать трудно, поэтому основная ориентация - год выпуска и визуальный осмотр. Конкуренцию "европейцам" сегодня на рынке Северо-Запада пытаются составить "американцы". Скажем, "Интернейшнл" 1990-1992 гг. выпуска можно купить за $45-60 тыс., включая налоги и пошлину. Многие бы решились, только что с этакимЧешский ЛИАЗ - один из аутсайдеров среди новых тягачей на российском рынке. И все по причине отсутствия сервиса.монстром делать, если он запросит ремонта? Даже болты-гайки у него не метрические, а дюймовые. Однако, несмотря на все сомнения, уже бегают по дорогам и такие машины. Видимо, слава о надежности и комфорте американских "королей хайвейев" докатилась и до наших мест. Основная беда рынка подержанных грузовиков заключается в том, что в прямом понимании этого слова его у нас нет. Те чахлые грузовики и тягачи, которые можно увидеть на площадках мелких торговцев, могут вызвать интерес разве что у антиквара или фаната ретро. Основные площадки находятся в Германии, Голландии, Бельгии и Финляндии. У нас же - только информация в виде прайс-листов и компьютерных программ. Трудно выбирать, опираясь только на интуицию? Но можно понять и продавцов: ввезя автомобиль. надо платить за него, много платить, а купят ли - одному Богу известно. В то же время покупать, не видя товара, - абсурд, согласитесь! Чтобы хоть как-то сгладить ситуацию, некоторые продавцы обещают в случае отказа от покупки при очном знакомстве с машиной вернуть авансовую сумму. Иногда фирма предлагает покупателю самому поехать за границу за выбранным грузовиком. Бывает, уже "там", на стоянке, клиенту приходится убедиться в том. что его откровенно надули: и пробег больше, и возраст постарше, да и вообще "все не то и не так" (сведения получены от потерпевшего). Еще один из способов стать обладателем грузовика - обратиться к шустрым ребятам, которые на свой страх и риск пригонят грузовик, правда, заручившись определенной суммой в виде аванса. Цены при этом у них ниже процентов на 25-30. Но надо учесть, что, в отличие от фирм, здесь нет никаких гарантийных обязательств. И опять же, такого рода покупка - кот в мешке. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ Рынок грузовиков новых и "секонд-хэнд" переживает сегодня пору становления. Все фирмы (за редким исключением), торгующие у нас грузовиками иностранного производства, имеют сильного зарубежного партнера (вернее будет сказать - хозяина). Что делать отечественный автопром пока не в состоянии удовлетворить нужды автоперевозчика, выезжающего за рубеж. А грузоперевозки по России приносят настолько мизерную прибыль, что на многих автопредприятиях всерьез подумывают: а не пора ли перебазироваться за границу? Там нет немыслимых налогов на приобретение и ввоз грузовиков, да и другие налоги щадящие. Прискорбно наблюдать, как российский чиновник своими руками душит реальный источник дохода государства. И все-таки живет пока отечественный "дальнобой" и потихоньку - в меру своих средств переходит на зарубежные грузовики, пусть не новые, но более надежные, удобные ив итоге прибыльные. Игорь ЛАГУТИН Помощь в сборе информации оказана фирмой АО VEHOЗА РУЛЕМ 8'97 95Цены на магистральные тягачи (без налогов и пошлин) Марка Модель Мощность, л. с. Мерседес" "Мерседес" ИВЕКО "Вольво" ИВЕКО-ФИАТ ИВЕКО-ФИАТ "Мерседес" ИВЕКО-ФИАТ "Мерседес" "Мерседес" 1853LS 1735LS 400ЕТ F12IC4.X2S 190-36PT 190-38 РТ 1735LS 190-36 РТ 1735S 1425LS Пробег, тыс. км Год и месяц выпуска 11.1994 01.1993 11.1993 04.1991 10.1991 01,1992 01,1990 04 1990 111989 09 1985 Цена (долл. США) 74 900 51000 46500 33700 30700 30 200 31300 17 200 16 800 5 060530 366 420 356 377 377 366 377 366 21685333 264 427 284 591 602 714 725 880