135
GOHMHG оимичлами- р СЛИ "МАЯТНИК" КАЧАЕТСЯ...Результат износа опоры - увеличенный люфт правого переднего колеса в горизонтальной плоскости. Его легко выявить, когда ваш помощник удерживает руль, а вы руками покачиваете колесо вокруг вертикальной оси. Если делать это, находясь под автомобилем, то и чисто визуально можно обнаружить значительный (иногда до полумиллиметра и больше!) люфт оси маятникового рычага относительно его кронштейна. При этом "схождение" правого колеса становится "плавающим", одновременно ухудшается маневренность машины, так как при изменениях направления движения правое колесо "идет за рулем" с некоторым опозданием. Получивший у нас широкое распространение "метод ремонта" этого узла чрезвычайно прост, но... настолько же и несерьезен: гайку М14х1,5 наверху оси затягивают посильнее, отчего люфт и стуки как бы исчезают. Однако узел в действительности остается неисправным, потому что даже при полностью затянутой гайке 1 (рис. 1) зазоры между изношенными втулками 6и осью 4 маятникового рычага сохраняются, а значит, невозможно гарантировать стабильное положение его оси и правого колеса. К тому же торцы пластмассовых втулок 6, защемленные между шайбами и * кронштейном 5, быстро изнашиваются - и дефект проявляется от раза к разу сильнее. Кстати, показанный на рис. 1 "паке? - гайка 1, шайбы 2, 3, втулка 6и кронштейн 5 - выполняет роль демпфера трения, снижающего склонность управляемых колес к рысканию на неровностях дороги. С чрезмерно затянутой гайкой 1 автомобилем трудно управлять: руль становится "тяжелым", а после поворота плохо возвращается в положение "езда по прямой". Любой опытный "жигулист" знает: одно из слабых мест его машины маятниковый рычаг в рулевом управлении, а точнее - его опора с пластмассовыми втулками и уплотнительные кольца. Советы по ремонту узла дает Валентин ГРИГОРЬЕВ.Прежде всего, необходимо заменить "разбитые" втулки новыми. Но если автомобиль эксплуатируется долго (да еще на пыльных дорогах), то замена одних толькоВыдавки «уКакими должны быть зазоры между втулками и осью, а также сама посадка втулок в отверстиях кронштейна, можно увидеть на рис. 2. Даже лет 10-15 назад втулки не были в числе остродефицитных деталей, поэтому купить их сегодня - не проблема. Способы их замены не стоит черпать из книг. В них, как правило, речь идет о довольно значительной работе, когда приходится даже разбирать связанные с "маятником" рулевые шарниры - и все это только для того, чтобы потом, отвернув гайку 1и сняв шайбы 2,3 (см. рис. 1), вынуть маятниковый рычаг с осью 4 вниз из кронштейна 5с втулками 6. Конечно, если заменять сам маятниковый рычаг в сборе с осью, это приходится делать (необходимые для такой операции приспособления и приемы работы в журнале рассматривались не раз). Что же касается замены одних лишь втулок, то в этом случае все существенно проще. После того, как вы отвернули гайку 1 (S19) - лучше ключом-толовкой" с удлинителем (примерно 550 мм), - отверните две гайки S17 болтов, крепящих кронштейн 5к правому лонжерону автомобиля, и выньте болты (внутрь). Теперь кронштейн легко снять - вверх с оси маятникового рычага. Иногда для этого нужно несильно ударять по кронштейну. Нижняя втулка и уплотнительное резиновое кольцо, возможно, останутся на оси, - снять втулку можно рукой или подходящей отверткой.Представьте теперь, что может происходить с правым колесом, если при больших зазорах в этом узле вы еще и перетянете гайку. В зависимости от соотношения действующих на колесо сил (от руля и от дороги) оно может * занимать то одно, то другое вполне устойчивое положение, уводя автомобиль в разные стороны и усиливая ощущение... "неустойчивости". Ведь происходит это по воле случая неровностей на дороге предостаточно. При больших люфтах в шарнирах рулевого управления - в том числе в узле маятникового рычага - сами попытки отрегулировать "схождение" управляемых колес в значительной мере утрачивают смысл. В этом случае, если гайка 1 не затянута слишком сильно, правое колесо стремится повернуть в свою сторону настолько, насколько позволяют люфты, - машину тянет вправо. Иными словами, не стоит обманывать себя и пытаться • "перехитрить" неисправность вместо того, чтобы от нее избавиться.Рис. 1. Опора маятникового рычага: Сборка - не сложнее разборки. Все - "в 1 -гайка S19; 2,3- шайбы; 4-ось; 5 -кронштейн; 6 - втулка; 7 - пресс-масленка; 8 - маятниковый рычаг. обратном порядке", только не забудьте смазать ось и рабочие поверхности втулок плаРис. 2. Втулка и ее посадка в корпусе кронштейна и на стичной смазкой, а также заполнить ею пов37 оси. лость между осью и трубой кронштейна. Если Корпус при этом еще и "доработать" кронштейн, ос4 втулка: натяг Рабочие / 0,08 ммнастив его угловой пресс-масленкой 7, то реin поверхности IS зазор 0,17 мм. шается и другая задача - можно легко избаВтулка - ось: |, ezo;o.i ,| натяг 0,1 мм - виться от досаждающего скрипа, который по, «24t0,1 ,, зазор 0,15 мм. является, когда нет смазки на торцевых рабочих поверхностях пластмассовых втулок втулок может оказаться малоэффективной, (следствие перетяжки, высыхания). Без маспотому что и ось маятникового рычага ленки для устранения скрипа приходится отбывает основательно изношена. В этом ворачивать гайку 1 до получения достаточнослучае обычно заменяют и маятниковый го зазора, после чего, перемещая ось вверхрычаг в сборе - товар не самый дешевый! вниз, смазывать торцы втулок. При "стойком" - а заодно обращают свой взор на уплотже стремлении втулок скрипеть лучше иснительные резиновые кольца. Они со врепользовать вместо "Литола-24" фафитсодерменем покрываются трещинами, рвутся, жащую смазку.LftlХЛвслед за чем в зазоры между трущимися деталями проникает грязь, резко ускоряющая их износ.Описанный способ замены втулок наименее трудоемкий - опытный автомобилист все это может выполнить примерно за полчаса. З РЛМ В9 135 АУЕ /7