34
35
36
37
38
Так уж повелось у нас: государственно- т му человеку нужен государственный же транспорт. Вызвать автомобиль к дому, шикарно подъехать к служебному подъезду, небрежно бросить шоферу "машина сейчас не нужна" - все это незабытые атрибуты власти, перед которыми "персоналка" как собственно транспортное средство отступает на второй план. Неудивительно, что при первой возможности чиновник меняет серую "Волгу" на черную, потом - на иномарку, обильно оснащает ее мигалками и сиренами, зачастую выбирая не технически лучшую, а более престижную машину. • Вето, наложенное на чиновничьи иномарки, отечественные автозаводы тут же восприняли как руководство к действию, с невиданной быстротой представив свои версии престижных машин. Первой, конечно, стала традиционная "Волга" ГАЗ-3102 и обновленная модель 3110 - обе в весьма богатой, по нашим меркам, комплектации. Наступая нижегородцам на пятки, АЗЛК и ВАЗ приготовили удлиненные модификации автомобилей 2141 и 2110 - "стретчи". Кто победит в гонке престижа? КОНКУРЕНТЫ ВО ВСЕЙ КРАСЕ "Волга" в исполнении "люкс". Начнем с нее, поскольку именно она уже определена в номенклатурные, да к тому же во многих своих компонентах была представпена в журнале (ЗР, 1997, № 6). Сегодня с конвейера ГАЗа сходят две базовые модели - 3102 и 3110, которые по большому счету различаются лишь оформлением передней и задней части кузова. По механической части, отделке, комплектации автомобили - братья-близнецы. Какой из них получит официальный статус? Все-таки, •угjfl"Волга" выглядит привычно-консервативно, I "десятка", став "Консулом", демонстрирует Д светский шик, силуэт "Москвича" приобрел 1 благородную солидность. •^скорее, это будет ГАЗ-3102. Внешняя строгость в данном случае играет ему на руку. Часть сегодняшних "волг" комплектуется новым шестнадцатиклапанным двигателем ЗМЗ-406, оснащенным системой распределенного впрыска топлива. Такому мотору положена пятиступенчатая коробка передач, ведутся работы по внедрению новой карданной передачи с промежуточной опорой. Новый задний мост, усовершенствованные передняя подвеска и тормоза, пятнадцатидюймовые колеса, современный салон - это уже стандарт для "Волги" образца 1997 года. Ну и, конечно, все дополнительное оборудование, которое предлагает производитель, наверняка, будет представлено на автомобиле для чиновника. А список его внушителен: улучшенные отделочные материалы, кондиционер, атермальные стекла, гидроусилитель руля, подогрев сидений, электроприводы стекол и зеркал. Возможно, по специальному заказу добавится что-то еще. "Москвич" - "Юрий Долгорукий". Это попытка завода войти в совершенно новый класс автомобилей - служебнопредставительский, для чиновничества. Реализация проекта "Юрий Долгорукий" (какое имя, а?!) была, пожалуй, первым осознанным действием выходящего из коматозного состояния московского завода (ибо выпуск "сорок первых" он осуществлял, кажется, не приходя в сознание). Внешне удлинилась лишь задняя дверь (на 200 мм), но на поверку изменения коснулись всего кузова. Лонжероны теперь не делятся на передние и задние, только правый и левый. Единые детали, проходящие вдоль всего кузова, позволяют назвать его конструкцию полурамной. В порогах на всю их длину появились двухмиллиметровые усилители; дополнительно упрочнена центральная стойка кузова и особенно места приварки петель к ней и задним дверям. В планах завода - постепенно избавить "Москвич" от фамильных "болячек", заменяя ненадежные отечественные узлы и агрегаты проверенными импортными. Ими обзаводится уже "Долгорукий":ШРУСы немецкой фирмы GKM, вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр "Лукас". И самое главное, конечно, мотор. Соображениям престижа удовлетворяет двигатель F3R фирмы "Рено". Это не самый новый четырехцилиндровый восьми клапанный агрегат объемом 2л под управлением электронного впрыска топпива (нейтрализатора нет). Мощность - 116 л. с. Возможна в будущем поставка из Франции шестнадцатиклапанной модификации этого двигателя, развивающей 150 л. с. Для патриотически настроенных клиентов АЗЛК предлагает машины с 1,8-литровым мотором ВАЗ. Уфимские двигатели тоже имеют шанс прописаться под капотом "Долгорукого" - на АО УМПО готовят для этого впрысковые двухлитровые агрегаты (ЗР, 1997, № 7). Пока месячная программа выпуска длинных "москвичей" - 100 штук. Цена - от 70 до 92 миллионов рублей, в зависимости от комплектации. В общем начало положено. Лимузин из Тольятти - "Консул". Да, да, настоящий лимузин, длинный, с перегородкой между рядами сидений, что сразу дает еще один козырь в борьбе с московским и нижегородским конкурентами. Официально он называется ВАЗ-21109, так что попытка назвать его "по-жигулевски" дает странное сочетание: "сто девятка". "Десятый" кузов "растянут" почти до пяти метров - полета миллиметров не хватает. Передний и задний свесы автомобиля оставлены "родными", а к длине базы добавлено еще 650 мм, при этом 200 отдано задним дверям, а остальные - собственно "вставка". Под ней скрыта прочная перегородка кузова (главный силовой элемент), связанная дополнительными лонжеронами с полом, боковинами и крышей. Кузов лимузина получился даже жестче, чем у стандартной "десятки". В верхней части "вставки" расположены воздухозаборники - через них "дышит" отопитель заднего салона. Крыша примерно от первой трети до заднего стекла покрыта кожей - и шикарно, и швы маскирует. А в передней части выглядит стеклянной -под стать тонированным стеклам дверей. Однако это зрительный обман - крыша железная, просто покрыта "хитрым" лаком. Переделки утяжелили машину по сравнению со стандартной "десяткой" на 200 кг. Поэтому в лимузин "зарядили" самый мощный из имеющихся в ее семействе силовых агрегатов - 93-сильный "двенадцатый" (ЗР, 1997, № 2). Колеса поставили 14-дюймовые: и смотрится солидно, и тормоза увеличенной размерности (опять же от ВАЗ2112) есть где разместить. Пришлось делать оригинальные пружины для подвески - более жесткие, у амортизаторов изменили характеристики. Ну что ж, соперники представлены. Теперь познакомимся с ними накоротке - представим себя на месте тех, кому суждено общаться с престижными чиновничьими авто. С ПОЗИЦИИ ВОДИТЕЛЯ... Мы уже рассказывали в июньском номере журнала о собственных впечатлениях от новых "волг" - ГАЗ-3110 и 3102, так что повторяться не будем. Изложим некоторые мысли "по поводу". Старого матерого водителя "Волгой" напугать или удивить трудно - он знает эту машину как свои пять пальцев. Его порадуют усовершенствования, которые внесены в конструкцию за последнее время. Двигатель ЗМЗ-406 подарил "Волге" недоступную ранее резвость (все-таки 150 л. с. и 21 кгс-м, намного больше, чем у соперников). Гидроусилитель руля заметно упрощает и облегчает маневрирование, особенно в городском потоке. Обновленные дисковые тормоза эффективнее своих предшественников, а уж со старыми барабанными и сравнивать нечего. Современный салон уютней, кондиционер гонит прохладу, солнце не так печет через тонированные стекла - не жизнь, а красота. Но есть и другая точка отсчета. Тот, кто пересядет за руль "Волги" из современного импортного автомобиля достаточно высокого класса, вряд ли будет обрадован. Несмотря на все модернизации и усовершенствования, "Волга" осталась по сути своей конструкцией тридцатилет-# ней давности. Понятно, что и эргономика здесь далека от совершенства, и шума в салоне больше, да и по ходовым качествам пюксовая "Волга" все тот же ветеран и даже с новым двигателем не сравнится с "Мерседесом", "Ауди" или "Вольво". "Долгорукий" - в общем-то, хорошо собранный "сорок первый". Нам для опробования достался автомобиль с французским мотором, но без шика в отделке. Отличий в управлении, связанных с выросшей на 200 мм длиной, обнаружить так и не удалось. На водительском месте тоже все привычно, за исключением нагревшегося на солнце и обжигающего сиденья, обтянутого черной кожей... Жаль, что нет ни атермальных стекол, ни кондиционера. Возможно, кто-то другой пришел бы в первобытный восторг от динамики "Долгорукого". Мы были более сдержанны, поскольку до этого хорошо познакомились с другим двухлитровым "Москвичом", оснащенным двигателем 3320 уфимского завода с впрыском топлива. И что же? "Рено" оказался не хуже! Нет, серьезно: различия между этими двумя моторами невелики. У французов, конечно, лучше проработана программа управления двигателем (наши взялись за впрыск недавно, но вскорости обещают довести его до ума), "Рено" меньше по габаритам и массе, || очевидно, надежнее. Самый весомый удар по уфимскому конкуренту -цена. По словам специалистов АЗЛК, "француз" обходится заводу примерно в $1200; двигатели УЗАМ с карбюратором, рабочим объемом 1,7 и 1,8 л - около $1000; впрыск и "лишние" 200 см 3 увеличат цену ориентировочно еще на 200 "баксов". С двигателем все ясно. А что с тормозами? Ай да "Юра"! Наконец-то тормозная динамика соответствует разгонной: "Лукас" обеспечивает чувствительность педали, малое усилие, надежно и мощно осаживая машину. На "Долгоруком" можно уверенно нестись в конвое, не опасаясь впечататься в корму машины сопровождения. У "Юрия Долгорукого", если сравнивать его с "персоналкой" всех времен и народов - "Волгой", в техническом отношении большой козырь - передний привод. По управляемости, особенно в сложных условиях (которые ставит, к примеру, перед нами зима), он даст "Волге" немалую фору. На шоферском месте "Консула" тоже почти все знакомое по "десятке". Разве что сиденья обшили серой кожей - под цвет панели приборов. Инкрустировали деревом интерьер - из него сделана рукоятка рычага коробки передач и вставочки на дверях, да и руль "одеревенел". Справа от комбинации приборов торчит "рогулька" - дублер управления магнитолой в заднем салоне. На панели между сиденьями целый блок клавиш - к штатным в 2110 (для управления всеми четырьмя стеклоподъемниками и электрорегулировкой зеркал) добавились еще и для блокировки замков задних дверей, управления люком и опускным стеклом перегородки. Той, что за спинками передних сидений. Попробуем, каков лимузин "в деле". Однако ж! Сказать "все, как на "десятке" уже не получится. Пока развернешься, попотеешь - и габарит у машины непривычный, и радиус поворота, а уж руль кажется после 2110 тяжелым! Почти как на "Волге"... Не зря производители всех трех машин предлагают (или предполагают) ставить гидроусилитель - очень пригодится. Шестнадцатиклапанный мотор пришелся лимузину впору - нельзя сказать, чтобы он поражал скоростью или интенсивностью разгона (чего от него и не требуется), просто едет нормально, не хуже и не лучше многих. Заметим, что различия в динамических качествах базовой серийной машины и престижной у вазовской модели невелики: ведь и обычная "десятка" едет неплохо. Это совсем не то, что сравнивать АЗЛК-21412 и "Долгорукого" или "волги" с разными моторами - ЗМЗ-402 и 406. С ПОЗИЦИИ ШЕФА... "Волга", повторим, по нашим меркам оснащена очень богато, но для западных машин подобного класса кондиционер, сервоприводы или аудиосистема - вещи совершенно обычные. Конечно, в рамках "волговского" салона можно создать некие шикарные офисы на колесах, но во что такое удовольствие выльется? Говоря о "Волге", нельзя сбрасывать со счетов и соображения престижа. Ведь в нее уже сегодня пересаживают довольно высокопоставленных чиновников из "ауди", "вольво", "мерседесов", и замена любимой иномарки на отечественный ГАЗ для кого-то станет ударом по самолюбию. Но справедливости ради отметим, что не очень притязательный чиновник получит пусть и не "мерседесовский", но вполне приемлемый комфорт. А вот качеством "Волга", как, впрочем, и все российские автомобили, похвастаться не может. Ломается, злодейка, и много чаще, чем хотелось бы. Что же прикажете делать государственному мужу в таких ситуациях? Ехать на совещание или на прием в метро или держать про запас вторую машину? "Юрий Долгорукий". Усаживаемся на заднее сиденье, как положено, черной кожи. Ладно уж, дверку захлопнем сами - чай, демократия, язви ее! Та-ак-с, что же это за "Долгорукого" нам его тезка сватает? С "Ауди", конечно, не сравнить, да и кто ж из А6 в "Москвича" пересядет по своей воле? Им, по всему, "Волга" теперь положена, причем дорогая. А этот, даром что черный, займет, по мысли отцов города, место "двадцать четвертых" и всех последующих "простых" модификаций. Тем более, что сами они продукцию московского завода уже осваивают: в свите мэра "долгорукие" присутствуют.денья с широким подлокотником между ними. Это что за кнопочка? Ба, подушка поехала вперед, а спинка наклонилась. Сиденье превратилось в удобное кресло, обеспечивающее полулежачую позу. А если эту кнопку нажать? Нет, так больно жарко сидеть, лучше выключить. Ноги вытянули? Полностью? Ну как, почувствовали себя боссом? Консоль-то какая впереди! И кондиционер, и телевизор, и видеоплейер, и стереомагнитола, и даже Си-Ди-ченджер, говорят, в багажнике на десять дисков. А это что? Бар выдвижной. Да еще ис подсветкой! Даже холодильник есть, встроен в полку под задним стеклом. Только вот "маловато будет" - лишь одна бутылка шампанского входит. Вообще-то, и без него не скучно - богатая комплектация лимузина позволяет все время чем-то занять руки, превращая поездку (по крайней мере, первую) в увлекательную игру. Люк в крыше с электроприводом -кой-то мере свидетельствует об изначально высоком, по сравнению с соперниками, ее положении. Репутация - великая вещь, и ГАЗ ей пользуется. Типичный чиновничий автомобиль вряд ли заметно потеснят тольяттинский лимузин и "Долгорукий". Пассажирами "Волги" останутся высокие государственные мужи плюс пересаживающиеся с иномарок еще более высокие. "Юрий Долгорукий" - потенциально автомобиль московского чиновника (благодаря лоббированию столичных властей). Интересную аналогию из прошлого привел коллега: "Волга" - машина партийной элиты, а "Москвич", очевидно, комсомольских работников? Младший брат выгодно отличается индивидуальностью - пусть небольшой, но стретч, что сразу выделяет его из ряда простых серийных машин. Чиновникам это нравится. "Консул", по сути, наш вариант длин-щшВот только тяжким грузом давит нехорошая репутация "сорок первых", и не знаешь: то ли изображать оскорбленное достоинство, то ли радоваться, разъезжая на этом удлиненном "Москвиче". Кстати, тоже отрадно - пусть всего на 20 см, но длиннее обычного, а "Волги"-то - все одинаковые! Оглядимся в салоне. Это что же, государственному мужу и развлечься нечем? Из оборудования задним пассажирам предоставлена только пепельница и плафон, которыми долго не потешишься. Можно еще поиграть электростеклоподъемниками, но это тоже надоедает. "Долгорукий" - стретч или что? Места сзади предостаточно - можно и столик придумать, и стереосистему, и пульт кондиционера поставить! Экономят на нас, чиновниках, секвестр нам делают. С технической точки зрения оборудовать "Долгорукий" этими игрушками - не проблема. "Консул". Сзади - два раздельных си38 ЗРЛМ 8/97 А УЕвсе как положено! И вообще, не только "мерседесы" пульманами могут быть. Говорят, через год такие машины тиражировать начнут. А еще, что стоить она будет "лимонов" от ста и до... Конечно, если в нее напихать всякой всячины: АБС там, надувные подушки безопасности, радиотелефон, да мало ли что может покупателю в голову прийти. Вот бассейн поставить не удастся - не влезет. ТАК КТО ЖЕ В ЛИДЕРАХ? "Волга" - слегка забытое старое. Возможно, наш подход к ГАЗ-3102 кому-то показался чрезмерно строгим, предвзятым. Получилось, что упоминание иномарок-одноклассниц звучало только в сравнении с "Волгой" (и чаще не в ее пользу). Это в ка-ного "Линкольн-Таун Кара", и использовать его будут так же - протокольные выезды, свадьбы, поездки с именитыми гостями и т. д. В общем, богато оснащенный, новый русский лимузин. Своих приверженцев он, пожалуй, найдет, но среди высокого чиновного люда вряд ли. Итак, престижный класс автомобилей пополнился. Бестселлер прошлых лет "Волга" приобрела конкурентов. Насколько серьезной будет соперничество, покажет жизнь. А в заключение отметим все же: чиновников и богатых наш автопром балуеттаки. Заднее сиденье ни одного из автомобилей нам покидать не хотелось. Сергей МИШИН, Игорь ТВЕРДУНОВ, Антон ЧУЙКИН Фото Сергея Иванова, Владимира Князева^ ~•