99
100
101
То, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения - сегодня непреложная истина для многих миллионов людей во всем мире. Но есть чудаки, для которых автомобиль - это, прежде всего, предмет поклонения и любви. Их не удовлетворяет серийная продукция даже самых именитых заводов. Одни вкладывают деньги и силы в реставрацию старых автомобилей, других манят к себе мелкосерийные или единичные образцы - плод фантазии конструкторов и дизайнеров. На таких автомобильных гурманов, в первую очередь, и был рассчитан фестиваль "Экзотика-97", прошедший в начале лета на Тушинском аэродроме в Москве. Но оказалось, он интересен и тысячам, как принято у нас говорить, рядовых автомобилистов, которые буквально повалили на это представление.• : '«-м"'|ЦРоссии стало не до автомобилей-ветеранов, а Прибалтика, где автомобильные раритеты особенно ценили, теперь заграница. Но ветер перемен, подувший в последнее время, возвращение к каким-то цен-"Ягуар" из "Волги" попытался сделать НТЦ НАМИ. "Самозванца" выдают купола на облицовке радиатора.Расцвет движения любителей автостарины в СССР пришелся на рубеж 70-80-х годов. Проводились парады, конкурсы, пробеги, которые, хоть и не очень рекламировались, всегда собирали толпы зрителей. Потом все тихо угаслоЭтот "Запорожец" неспроста несет на борту надпись: "Своей длиною я горжусь!" Интересно, что стретч сохранил "родной" мотор воздушного охлаждения. Открытый советский "членовоз" - очень редкий ЗИЛ-111 Д. Малоизвестная модификация "Волги" ГАЗ24 - кабриолет.#ЗА РУЛЕМ 8/97 99 МАДИ". А неподалеку от этих любопытных экземпляров стояли некогда недоступные простым смертным открытые ЗИЛ-111Д и ЗИЛ117Г - непременные атрибуты военных парадов на Красной площади, а также кабриолет на базе ГАЗ-24 (видимо, созданный для менее торжественных полковых смотров). И все-таки наибольший интерес вызывали машины Автомобиль наркома Молотова. ностям недавнего прошлого снова возбудили интерес к старым и необычным машинам. причем уже на ином уровне - конца 90-х. Сейчас в одной только Москве более десяти клубов любителей автостарины и приверженцев отдельных марок - таких, как "Фольксваген Жук", "Ленд-Ровер", СААБ и даже "Феррари". Так что можно было предугадать, что фестиваль в Тушино, где было представлено более 200 автомобилей и мотоциклов, несомненно, обречен на успех и поддержку. Коллекционеры и ценители техники приехали в столицу из Таганрога, Киева, Белоруссии, Саранска и других мест. Посмотреть было на что, но обо всем не расскажешь. Остановимся на самом, самом... Многих привлекали дорогие и редкие не только у нас, но и во всем мире седан и кабриолет "Экскалибур". Это так называемые репликары - роскошные современные автомобили с кузовами в стиле "мерседесов" конца 20-х годов. Но не меньший интерес вызвали разработки наших маэстро. НТЦ НАМИ показал несколько прототипов на базе отечественных машин - "Волгу" в спортивно-представительском стиле, пикап "Гренадер" на мощном полноприводном шасси, в основе которого - кузов знакомого "Москвича-2335" (об этих машинах мы расскажем в одном из номеров журнала). Привлекал публику и четырехоконный стретч ЗАЗ-965(!), сделанный в фирме "Шар57S Sedan Salon) и роскошный родстер "Оберн" (Auburn Boattail Speedsler), оба 1932 года выпуска. На родстере, попавшем в Россию год назад в идеальном состоянии из Европы, хозяин несколько раз в неделю с большим удовольствием совершает поездки по Москве и Подмосковью. Судьбы машин неразрывны с судьбами людей. Вот, скажем, "Бюик-2960" с традиционной для американских машин того времени рядной "восьмеркой". Автомобиль редкий - такие строили только в 1933-1934 гг., к тому же тот, что был пред-Делегация из Саранска - ГАЗ-АА, УралЗИС-5ИГАЗ-11-73. Все - в прекрасном состоянии.30-60-х годов. За минувшие без "парадов автостарины" 10-15 лет даже привычные недавно "двадцать первые" "волги" стали раритетами - что уж говорить об остальных! Среди машин постарше выделялись прекрасно сохранившиеся "Бюик" (Buickставлен на фестивале, оснащен заказным кузовом лимузин. Но самое главное - этот "Бюик" был "прописан" в гараже Совнаркома и возил В. М. Молотова. Позже машина неведомыми путями попала в Амурскую область, где до 1956 года обслуживала некоего обкомовского начальника, а оттуда была доставлена в Москву бывшим шофером "мистера "нет". С тех пор автомобиль - в столице. Несколько раз подкрашивался, работает исправно. У знаменитого творения конструктора Ганса Ледвинки "Татры-87" всегда толпились зрители. Этот заднемоторный (двигатель V8 воздушного охлаждения) обтекаемый автомобиль до сих пор поражает дизайном и конструкцией. Представленный экземпляр был выпущен в 1940-м, очевидно, на время войны законсервирован, а в победном 1945-м с пробегом 30 километров попал к нынешнему владельцу Рэму Мерку"Иракский" зис-110. Шедевр стиля 50-х - "Олдсмобил-88" 1958 года. Пробег всего 6,5 тыс. миль, и все по Штатам!ными моделями автомобилей, автомобильными журналами. Свои творения выставили автомобильные живописцы. Дух демократичности витал здесь: зрители и, конечно же, дети могли подойти к машинам, посмотреть их. потрогать, поговорить с владельцами. А это, как известно, дорогого стоит. Правда, случалось, что демократичность оборачивалась "тыльной" стороной. Во время "фигурки" безопасность посетителей была явно не на высоте (корреспондентов "За рулем" чуть не задавили). Мили-лову. С тех пор тот без особых проблем проехал на своей "Татре" несколько сотен тысяч километров по европейской части бывшего СССР. Была машина ив Чехословакии, где вызвала неподдельный интерес любителей - даже там "87-х" осталось немного. Почтили фестиваль присутствием и советские автомобили-ветераны. Притягивали к себе три ярко-красные пожарные машины на шасси ГАЗ-АА. ЗИС-5 и трехосном ЗИС-6. Из Саранска приехали энтузиасты на грузовиках ГАЗ-АА и Урал-ЗИС-5 и легковом ГАЗ11-73 (шестицилиндровой "эмке"). Машины находятся в частных руках, бережно сохраняются, регулярно участвуют в пробегах. А ГАЗ-11-73 на шоссе и сейчас разгоняется до 100 км/ч. как гордо заявил его владелец. Примечательно, что страсть к советским представительским автомобилям питают даже иностранцы. Выглядящий "с иголочки" ЗИС-110 1947 года ныне - собственность гражданина Ирака, купившего в Грузии несколько лет назад "персоналку" какого-то местного руководителя. Обо всех экспонатах рассказать, конечно, невозможно. Отметим только, что целую коллекцию "жуков" разных годов выпуска и "Фольксваген'-микроавтобус-кемпер представил московский "Фольксваген-клуб", а "москвичи" 40-50-х годов сохранены и реставрированы клубом "Ретро-Москвич". *• И как это мы помещались в эти тесные, неудобные .. такие милые московские троллейбусы.Во второй день фестиваля около сорока машин соревновались в двухчасовом ралли по Москве. Перед стартом участникам предложили пройти "змейку", выложенную конусами на бетоне взлетной полосы. Надо было видеть. как по-спортивному страстно вели себя участники даже на фигурном вождении, как свистели резиной "21-е" "волги", как старательно вписывался в заданные габариты громоздкий ЗИС-101А, раскрашенный под нью-йоркское такси. На трассу, оглашая аэродром ревом. выехал даже трехосный ЗИС-151 с минометной установкой! Своим вниманием почтили фестиваль фирмы, занимающиеся окраской кузовов, отделкой салонов, шла торговля масштаб-ционер, который стоял на выезде с допа и должен был следить за тем. чтобы траектории участников и гостей не пересекались. вместо жезла почему-то орудовал свернутой в трубку газетой. Ну и если продолжить о "ложке дегтя", то надо упомянуть информацию об экспонатах и для зрителей, и для прессы. Ее по сути не было. Комментарий, звучащий из громкоговорителя. когда участники ралли возвращались с трассы, был не слишком внятным, а иногда попросту неточным. И все-таки фестиваль - это здорово! А "проколы", будем надеяться, организаторы учтут - тем более, что они обещают сде! лать фестиваль ежегодным. Это можно только приветствовать. Если вновь стали встречаться любители старых и редких автомобилей, если число их растет, если тысячи зрителей устремляются в "мир ретро" - значит автомобильная жизнь в России поднимается на новую ступень. Разве это не может нас не радовать? Сергей КАНУННИКОВЗА РУЛЕМ 8/97 101