117
118
Ш0Ш жiri # i v % wWimiHIIVIlЩвинциального Екатеринбурга на Московский автосалон в августе прошлого года. Пытался ли я защитить свой автомобиль? Конечно. Противоугонная система и иммобилайзер - им было поручено беречь Начнем с истории. Покупка нового самое дорогое. И что же из этого вышло?.. джипа - знаменательное событие в жизни Но давайте по порядку. каждого простого гражданина. Особенно Вспомним, что систему, которую разные когда ей предшествовал не один год изучедилеры и дистрибьюторы называют протиния и обсуждения этого вопроса. Кипы аввоугонной, обычные люди зовут "сигнализатомобильной литературы и прессы, сравницией". И они тысячу раз правы. Вопли, визтельный анализ технических и экономичеги, моргания фар по поводу и без повода ских характеристик. Родные и близкие при это и есть сигнализация. Сигналит себе - и разговоре о вседорожниках делали пониладно. Кроме самого хозяина и еще иногда мающее лицо. И ценовая планка допустиворов, никто давно не обращает внимания мого все поднималась и поднималась. на эту какофонию. Орет - значит, так и наКонец колебаниям положила... моя содо. Противоугонные же функции соответстбака. Я понял, что в багажнике монстра вующих систем, а также иммобилайзеров, под названием "Тойота-Лендкрюйзер-80" как правило, проистекают из гениальной по своей простоте идеи - размыкания нескольей будет очень удобно. И вот он, долгожданный роскошный ких цепей. В сервисных центрах по установджип, появился. Что еще нужно человеку ке этого хозяйства обычно размыкают цепи для счастья? Оказывается, покой. Покой с стартера, зажигания и... все. Вот если на вапоявлением этой благодати пропал и вершем автомобиле стоит электрический беннулся, только когда исчезла надежда. По- зонасос, то иногда блокируют и его. ' просту говоря, машину угнали, когда я по Что требуется в таких случаях от угоннаивной своей глупости приехал из прощика? Правильно, восстановить "статусЭту статью, в которой речь идет о безо пасности автомобиля, я посвящаю своей "Тойоте". Почти три недели владение ею согревало мою душу. Все, что осталось от нее - фотография и некоторые выводы на тему: "Что было бы, если бы...?" Вот ими яи собираюсь с вами поделиться. Цените. Вы бесплатно получаете то, что обошлось мне в немалое количество американских долларов. Основная мысль: все противоугонные системы одинаковы! Дополнительная мысль: по своей бесполезности.кво". Иначе говоря, подцепить положительный провод, оторвав при этом все непонятное. Разберутся угонщики потом, а сейчас им важно быстро уехать на вашем завывающем автомобиле. Кстати, проблема завывания решается до боли просто простым отрыванием и выбрасыванием сирены. Или всей моноблочной системы пусть себе лежит и завывает... А теперь вспомним, на что же мы купились, когда устанавливали эту, как выяснилось, не самую полезную вещь. Огромное количество изменяющихся кодов. Это хорошо для "Москвича". Он не стоит даже амортизации сложной аппаратуры, которая призвана бороться с такими кодами. Но 600-й "Мерседес" или "Джип-Чероки" - ради этого можно повозиться. А можно и не возиться. За пару дней до угона я стал замечать, что автомобиль то не "встает" на сигнализацию. то, наоборот, не снимается, а иногда "встает" на охрану без команды с брелока. Думаю, что, не сумев расшифровать сложные алгоритмы цепочки кодов, а может, и не пытаясь это сделать, угонщики поступили проще: определив приблизительно диапазон работы брелока, периодически включали мощный источник помех. В ЗРЛМ 8/97 117 А УЕ# один удобный для них момент я, полагая, что сигнализация "барахлит", просто запер машину на ключ и отлучился на полчасика. На этом все и кончилось. Самое печальное, что кончилось оно, как я уже упоминал, в столице нашей необъятной Родины, откуда ведут все дороги. Интересна реакция берегущей меня милиции. Услышав про 3 000 долларов призового фонда (все, что у меня на тот момент оставалось), господа городовые встрепенулись, на место происшествия выехал аж подполковник и сфотографировал вашего покорного слугу на месте преступления в полной темноте из аппарата "Полароид". Далее последовали изъятие документов, ключей и совет не терять надежду. Когда же я, вернувшись домой, попробовал внести свежую струю в поисковую задачу, то узнал, что спустя неделю автомобиль не был объявлен даже в федеральный розыск, не говоря уже об Интерполе. Осталась только фотография, как доказательство былого благосостояния и памятник собственной глупости. Но позвольте, спросите вы, а как же сигнализация? Надежный иммобилайзер черный ящик, от которого идут шесть черных проводов без маркировок, что должно навсегда запутать и лишить сна самых изощренных ворюг? Не запугало и не лишило. Для борьбы с иммобилайзером есть два пути. Первый - это найти блок, что несложно сделать по проводам, идущим от замка кодового ключа, он-то на виду. Далее отрезать все шесть ужасно секретных проводов и найти среди них постоянный "минус". Остальные можно просто скрутить в жгут. Тут тебе и стартер, и зажигание, и бензонасос. В моем случае (автомобиль-то дизельный) были заблокированы стартер и электромагнитный клапан подачи воздуха. Поставь я на этот клапан потайной тумблер - автомобиль скорее всего остался бы цел. Без воздуха дизель не заведется, а срастить провода под капотом физически очень трудно, их даже разрезать не сразу удалось. Но я "пошел иным путем". И это еще не все. Месяца через два, грустно глядя на оставшийся кодовый ключ иммобилайзера, обязанный обеспечивать одну из многомиллионного числа комбинаций, я решил посмотреть на чудесную начинку, скрытую в головке ключа. Взяв перочинный нож, расковырял пластмассовую поверхность и обнаружил под ней не микропроцессор, а транзистор, с откушенной "ногой" и параллельно с ним сопротивление неизвестного номинала. То есть для человека, знакомого с этой начинкой, требовалось только подобрать подходящий диод и крутить ручку потенциометра, дожидаясь "попадания в масть". Сама же ответная часть ключа - разъем типа "папа", который можно приобрести в любом магазине или от чего-нибудь оторвать. Да, я сделал все, чтобы помочь угонщикам. И хотя угоняют даже автомобили с 118 ЗРЛМ 8/97 А УЕавтоматической коробкой передач, оборудованной "мультилоком", это все же требует большего труда и умения, чем борьба с дурацкими иммобилайзерами и "блокировками". После двух месяцев бессонных ночей смириться можно с любыми потерями. К тому же неизвестно, что было бы, если бы угнать машину не удалось. То, что автомобиль был заказан - очевидно, а это означает, что меня могли бы высадить из него с семьей на пустынном Минском шоссе и некому было бы писать эти строки. Ведь это происходило в тот период, когда жулики наконец-то поняли, что по сравнению с Тойотой" их "Чероки" и "Паджеро" - детские игрушки (прошу простить провинциальную прямоту). Не зря же, когда я выезжал из переулка на Садовое кольцо, движение замирало... А теперь давайте рассуждать. Итак, можно ли гарантированно не допустить кражи автомобиля? Скорее всего, нет. Значит, нужно максимально затруднить ворам решение этого вопроса. А что делаем мы? Уверен, у большинства читающих этот текст электронные "мозги" сигнализации спрятаны либо под панелью приборов со стороны водителя, либо за обшивкой у его левой ноги. Даже искать не надо. Наличие и марку сигнализации можно определить даже по мигающему огоньку, а мы еще гордо клеим на стекло фирменную этикетку. Мы совмещаем снятие с охраны и открывание дверей. А ведь современные противоугонные средства - это вызов нашему голодному, завистливому и злому инженеру-самородку, который всю жизнь разрабатывал системы наведения стратегических ракет и на старости лет получает нищенскую пенсию, да и ту с опозданием на полгода. Там, в "забугорье", где люди побогаче, подобрее и полиция работает, есть шанс, что, пока недоучившийся наркоман переваривает звук сирены, к нему примчится вся полиция штата и устроит бедолаге многолетний отдых в комфортабельном отделе специального назначения. Наши же робин гуды, борцы с чужим благосостоянием, практически ничем не рискуют. Даже если въедут спьяну на угнанной машине в патрульный автомобиль и разбудят его содержимое, заявят, что просто хотели успеть на Красную площадь до закрытия мавзолея и собирались сразу после встречи с вождем вернуть транспорт владельцу с глубокими извинениями и ценными подарками. И наказание им будет не намного страшнее, чем штраф за проезд на красный свет по новым "расценкам"... Если государство ничего нам не гарантирует, милиция не бережет, установщики считают идиотами (отчасти справедливо) и нас с вами, и угонщиков, то защитить себя и свой автомобиль можем только мы сами. Пора подводить итоги. Если у вас ВАЗ, пусть даже 2110, то, скорее всего, заграничная безделушка-иммобилайзер отвратит ленивого или неквалифицированного угонщика и направит его на поиски автомобиля с противоугонкой попроще (или без нее - раззявы еще не перевелись). Если же вы владеете автомобилем подороже и поинтереснее, пора серьезно задуматься. Журналы читают не только честные люди, поэтому я не буду излагать все, до чего додумался во время бессонницы. Вот лишь некоторые выходные данные. Сигнализацию звуковую и световую следует использовать лишь для защиты колес, магнитолы и содержимого "бардачка". Хотя надежда, что добрые самаритяне бросят все силы на спасение вашей мигающей и ревущей собственности, ничтожна. Максимум, что могут бросить, это пустую бутылку с седьмого этажа. Основная цель все-таки - сберечь автомобиль. Так вот: системы, предохраняющие его от несанкционированного движения, должны включаться и выключаться незаметно, без пищания и моргания, и вообще не выдавать своего присутствия, маскируясь под неисправности. Вы согласны? Тогда задумайтесь: почему угонщик заводит автомобиль за считанные минуты, хотя торопится, опасается и ограничен в средствах и времени, а мастер на сервисе - в тепле, с тестерами, инструментами, книгами и толпой советчиков - иногда не может добиться этого несколько дней кряду? Нам в нашей печальной юдоли требуются не многомиллиардные комбинации кодов, которые никто и не собирается угадывать, а индивидуальный подход к каждому автомобилю. Это, может быть, не так дешево, но достаточно надежно. Нужно, чтобы угонщик утратил уверенность в себе, чтобы сражался в одиночку не с дурацкой системой, знакомой ему до последнего резистора, а с нетривиальным подходом чужого разума. Мало ли, почему машина не едет? Может, там что-то есть, а может, просто сломана. Неуверенность злоумышленника это уже ваша победа. Тем более, что непосредственно угон совершают обычно несовершеннолетние придурки, хотя и не без искры разума. Поэтому, когда выбираете, где установить сигнализацию (именно "где", а не "какую"), поговорите с установщиками. И если вам предложат заблокировать стартер, бензонасос и т. п. - не возлагайте на это больших надежд. И вообще, попытайтесь отыскать в их глазах проблеск интеллекта. Не найдя, ступайте в другое место. P. S. А дело об угоне так и лежит в 143-м отделении милиции округа ОреховоБорисово Южное. Вместе с ключами и свидетельством о регистрации. У старшего лейтенанта Павла Базурова. И ни ответа, ни привета. Привет с Урала, Паша! И еще: если кто-нибудь искренне мне посочувствовал, сообщаю на всякий случай, что угнан был автомобиль "ТойотаЛендкрюйзер", джип, цвета "вишневый металлик", номер рамы JT111TJ8207403223, двигатель HD0116519. Екатеринбург Дмитрий ШУКСТОВ^£^•