95
96
АВТОЗАРУБЕЖЬЕ...автомобиль может восполнить дефицит человеческого общения... Д-р. Тилл Бастион, немецкий психиатригде так не относятся к автомобилю, как в Германии, и нигде не тратят на него столько денег. Здесь машина - предмет культа, основа, на которой строится имидж человека. Михаил ГОРБАЧЕВ, наш корреспондент в Берлине, считает, что ему удалось разобраться, какая машина престижна, какая модна у "емцев.С тем, что автомобиль - идеальное средство самовыражения и самоутверждения, согласятся все. Это и одно из средств коммуникации. В сегодняшнем мире, где остро ощутим дефицит человеческого общения, с помощью автомобиля можно многое сказать окружающим о себе. Посмотрим, как делают это немцы. В отличие от нас, немцу не придет в голову удивлять кого-то тем, что автомобиль у него новейшей модели. Когда на улицах встречаются машины, только что мелькнувшие на последней выставке, вслед им никто не поворачивает головы. Вряд ли можно удивить когото и стоимостью автомобиля: машинами ценой в сотню тысяч марок обладают многие. Нет, здесь самовыражаются по-другому. Например, выбирая ту или иную марку. Начнем с "Порше-911". Это боевая машина тех, кто всегда чувствует, откуда идет запах денег. Торговцы недвижимостью, игроки на бирже, инициаторы рискованных торговых сделок чувствуют себя за рулем "Порше" в своей тарелке. Этот пьянящий рык двигателя, вибрация кузова от жесткой подвески, точный и острый по ощущениям руль... "Порше-911" дает отличный шанс: почувствуй себя гонщиком за рулем собственного автомобиля! В городе, где машины давно уже не ездят, а ползают, "Порше-91Г крайне неудобен. Очень тугое сцепление делает почти невыносимой дерготню в пробках. Низкая посадка превращает вход и выход из автомобиля в сущую му-• • mm • 'семейный, такой как у всех, автомобиль. Жены богатых немцев - стройные, привлекательные женщины без возраста, ездят за рулем мало. В косметический салон, в фитнесс-центр и по бутикам - вот их обычный маршрут, ограничивающийся центральным кварталом города. Их излюбленная маку. Но посмотрите на водителей "Порше" - они всегда по-спортивному подтянуты, их лица покрыты свежим загаром, они выглядят как люди, которые достигли многого в жизни, но хотят оставаться активными, вечно молодыми! Они словно демонстрируют, что даже от неудобств, которые дает "Порше" в городе, получают кайф... Понять это не может среднестатистический бюргер, выбирая себе удобнwsnmгр"^-^-*-^^^~^~зД^-тДашина - кабриолет "Mepседес-Бенц", обычно это отнюдь не новая модель, а экземпляры бО-х-70-х годов. В идеальном состоянии, с маленькими пробегами, они постепенно превращаются в олдтаймеров. Подобно ЗРЛМ 99 95 АУЕ /7• ' своим владелицам, которые со временем не стареют, а, как бы законсервировавшись, становятся дороже, желаннее. Вот на такие кабриолеты оборачиваются на улицах, их провожают взглядами восторженные знатоки. Пересесть из этого, настоящего автомобиля, сделанного из натуральных, качественных материалов, в современную "мыльницу" с пластмассовым запахом внутри кажется полным абсурдом. Состоятельные немцы, кстати, предпочитают национальной кухне итальянскую. Возле облюбованного ими итальянского ресторана (а такой находится в каждом городе) по вечерам можно увидеть "Феррари", припаркованные у тротуара. Кроме самого хозяина, на "Феррари" приезжают еще несколько постоянных посетителей. У человека за рулем "Феррари", стартующего на "зеленый" с пробуксовкой со всей силой нескольких сотен лошадей, чтобы через двести-триста метров затормозить перед очередным светофором, совсем другой взгляд на вещи, нежели у обывателя, который крутит у виска пальцем в стоящем рядом "гольфике". У каждого автопроизводителя есть свой статус, который, как ярлык, соответствует имиджу водителей этих автомобилей. Поменять его трудно. Не так давно в этом преуспела фирма "Ауди". Из "геморройной качалки" коммивояжеров, как выразился один немецкий юморист, машины с кольцами на радиаторе превратились в престижные автомобили высшего класса. БМВ подчеркивает успехи в карьере и профессии. Это одна сторона медали. С другой - большинство опрошенных немцев считают водителей БМВ патологическими нарушителями скоростного режима и возмутителями спокойствия на дорогах. Никогда не спрашивайте немца, владеющего "Мерседесом", как ему нравится последняя модель БМВ. Водители БМВ и "мерседесов" представляют два больших лагеря. Между ними - пропасть если не открытого антагонизма, то демонстративного безразличия. Водители "мерседесов" намного дисциплинированнее и тоже демонстрируют своей приверженностью к марке благополучие и успех. На автомобиле с трехлучевой звез-дой ездят 70% всех врачей и 53% всех адвокатов в Германии. Среди бизнесменов "Мерседес" - лучшая визитная карточка. Совсем по-другому обстоит дело с "Опепем": это традиционный ширпотреб. За рулем его привычно смотрится пенсионер, рабочий или вдова с ограниченными возможностями. Те, кто норовит показать свое полное пренебрежение к ценностям буржуазного общества, в виде протеста покупают старую "утку" - студенческий "Ситроен-2СУ" или "Рено-4". Некоторые, более "отвязанные" неформалы приобретают старые добрые "мерседесы" и раскрашивают их в самые неожиданные цвета или пестро разрисовывают. По данным опроса, проведенного недавно в Германии, на БМВ ездят сотрудники рекламных агентств, деловые женщины и ... криминальные элементы. Среди врачей, политиков и менеджеров также немало водителей БМВ. Интересно, что в "спецгараже" бундестага (парламента) машин БМВ больше, чем "мерседесов". Домохозяйки охотно ездят на машинах "Форд", хотя пальму первенства у них держит "Фольксваген". "Вольво" и СААБ пользуются расположени-ем профессоров. Среди опрошенных только мало кто, что за рулем "Вольво" можно увидеть "криминальный элемент". "Роллс-Ройс" - знак особого престижа и принадлежности к высшему обществу. Титулованные особы и знаменитости подчеркивают этой маркой свою недоступность и недосягаемость. Ну а для того, чтобы удивлять, существуют олдтаймеры. Лучшие модели прошлых лет (в Германии старый автомобиль получает статус олдтаймера, когда ему исполняется двадцать пять) в идеальном состоянии - любимые игрушки богатых автофанатиков. Они не ездят на них каждый день - для этого есть современные автомобили. На олдтаймерах выезжают на прогулку или специальное мероприятие, которое устраивает клуб. В Германии очень любят кабриолеты. Их доля среди продаваемых автомобилей неуклонно растет. Кабриолеты всегда дороже седанов и тоже демонстрируют "общественный статус" своего владельца. Излучающие здоровье и довольство жизнью водители и пассажиры этих машин, тихо скользящих по центральным улицам, словно хотят сказать окружающим: "Будьте такими же, как мы!". Немцы помешаны на широких дисках колес из легкого сплава. Им соответствуют специальные низкопрофильные шины. Излюбленный тюнинг - низкая посадка кузова, которой добиваются, устанавливая специальные укороченные пружины. Машина становится более жесткой и лучше управляемой в поворотах на большой скорости. К тому же автомобиль, прижатый к асфальту, имеет меньшее сопротивление встречному потоку воздуха, что увеличивает скорость. Многие состоятельные немцы выбирают "Ягуар". Бесспорно, эта машина чертовски элегантна, в ее формы можно влюбиться с первого взгляда. Содержание "Ягуара" в Германии влетает в пфенниг даже по сравнению с дорогим "Мерседесом". Особенно дороги ремонт и текущее обслуживание. Да и расход топлива намного выше, чем у того же "Мерседеса". Но как раз в этом-то для сноба - владельца "Ягуара" и заключается весь смысл! Перефразируя известную поговорку. можно сказать: покажи мне свои автомобиль, и я скажу, кто ты. К кому, к кому, а к немцам это относится в полной мере.LLJ**"%'^Ш.4- 1 ГБ^^ВВн* £ - • - . .•г Fгi i\ | I.1г**Т^ 1 • ш*\ ilMIlk^ 4кfj