106
107
IМы часто и справедливо сетуем, что промышленность наша отстает, продукцию выдает далекую от мирового 1ях занято уровня. Это верно - и тем более удивительно, ведь в перспективных исследованиях занято немало светлых голов, да ив идеях недостатка нет. Наш сегодняшний разговор об одной из отечественных научных школ, родившейся еще девяносто лет назад Об основных вехах на этом пути расскажет ее ученик - и наш коллега Игорь ТВЕРДУНОВ. ••БД9явиНачало нашего века. Двигатель внутреннего сгорания уже вырос из ясельного возраста и перестал восприниматься как нечто диковинное. ДВС работают на заводах и на многих видах транспорта, давно изобретен дизель. Развитие новой технической отрасли требует прикладных исследований, нужны новые теории и расчетные методы. Россия не желает оставаться в стороне от прогресса: в 1906-1907 годах в Механической лаборатории Императорского Московского Технического Училища (ИМТУ) появляются первые экспериментальные установки с двигателями внутреннего сгорания, начинается исследовательская работа. Так девяносто лет назад в стенах нынешнего "Бауманского" была заложена основа отечественной науки о двигателях. Инициатором выступил известный ученыйтеплотехник Василий Игнатьевич Гриневецкий. Закончив в 1896 году ИМТУ, уже через четыре года он профессор, а с 1914го - ректор училища. Начав свою деятельность с проектирования машин, он вскоре полностью посвятил себя теплотехнике. С именем Гриневецкого связано начало планомерного исследования рабочих процессов паровых машин и двигателей внутреннего сгорания. В 1905 году им разработана схема расчета котлоагрегата, год спустя - теория экономики рабочего процесса паровой машины. В 1906 году Гриневецкий предложил использовать ДВС на локомотивах и разработал двухтактный двигатель двойного действия для тепловоза, который был построен три года спустя и успешно прошел испытания. С 1907 он читал в Техническом Училище курс "Двигатели внутреннего сгорания". А далее... Откроем Большую Советскую энциклопедию: "Великую Октябрьскую социалистическую революцию встретил враждебно. ...Пытался доказать, что восстановление и развитие отечественной промышленности невозможно без реставрации капиталистического строя и без привлечения иностранного капитала". Талантливый человек, он предвидел пути развития не только тепловых машин, но и промышленности и общества в целом. В девятнадцатом году Василий ИгнатьЗА РУЛЕМ 9/97Nевич умер - одна из эпидемий, бушевавших в стране в те тяжкие годы, не обошла его стороной. Ученый оставил после себя немало научных трудов, в том числе первый в мире тепловой расчет двигателей внутреннего сгорания, основные положения которого используются по сей день. Остались и ученики. Начав эксперименты с ДВС, Гриневецкий привлек к работе тогда еще молодых сотрудников Евгения Карловича Мазинга и Николая Романовича Брилинга. Много позже они стали известными профессорами, корифеями, которые положили начало советской школе науки о двигателях. Е. К. Мазинг руководил испытаниями промышленных двигателей, занимался газовыми двигателями и газогенераторами. Имя Н. Р. Брилинга известно всякому, кто интересуется историей отечественного автомобиля. Он первым в стране начал исследования в области автомобильных карбюраторных моторов, разработал теорию рабочего процесса такого ДВС. Потом было участие в работе над первыми тепловозами, разработка одного из первых отечественных автомобильных дизелей. Научная школа, основанная Гриневецким, постепенно развивалась и крепла. С 1936 года в МВТУ существовали две ка-федры близкого профиля: "Двигатели внутреннего сгорания" и "Легкие двигатели", которую позднее переименовали в "Двигатели боевых и транспортных машин" - военная тематика никогда не была чужда Училищу. Во время войны, в эвакуации (в Ижевске) разрабатывали газогенераторные установки - жидкого топлива стране остро не хватало. На кафедрах (их вскоре объединили в одну) занимались исследованием и усовершенствованием рабочих процессов дизелей, двухтактными двигателями и двигателями нестандартных схем. Чуть позже появилось еще одно актуальное направление, ставшее отдельной кафедрой - "Двигатели летательных аппаратов". Работы по применению альтернативных топлив, совершенствование расчетных методов, исследования прочности, колебаний, теория автоматического регулирования - трудно даже перечислить все, что до сих пор охватывают интересы специалистов "Бауманки". Вряд ли есть такая область науки о двигателях, в которой старейшая специализированная кафедра не оставила своего следа. Сегодня? Давайте не будем о грустном. Старейшей российской кузнице "моторных кадров", которая выпустила более полутора тысяч инженеров, 90 кандидатов и 19 докторов наук, взрастила восемь лауреатов Государственной премии, шесть академиков и членов-корреспондентов, исполняется 90 лет. _106_Поздравляем! САМЫЙОБОРОТИСТЫЙБИЗНЕС*~~— -мВ****»^••ww' —ШМ1Каждые 10 оборотов колеса по российским дорогам стоят 1 рубльЭто деньги, которые Вы можете ЗАРАБАТЫВАТЬ , сотрудничая с компанией ШИНТОРГ Это деньги, которые Вы можете ЭКОНОМИТЬ , покупая у компании ШИНТОРГПРОДУКЦИЯ ВСЕХ ШИННЫХ ЗАВОДОВ РОССИИ И СНГМосква: (095) 263-0564, 263-2493, 263-2883; "Искра-2": 2-01 -69тел./факс: (095) 263-2975Воронеж: "Шинмаркет" (0732) 72-33-13, Екатеринбург: "Юмакс" (3432) 74-38-43,Иркутск: "Двтошинторг" (3952) 32-66-61, Красноярск: "Авторесурс" (3913) 25-41 -44, "Сентябрь" (3913) 62-93-36, Калуга: "Еврошина" (0842) 53-10-70, Новосибирск: "Вета" (3832) 24-14-10, "Новая техника" (3832) 15-16-56, Н. Новгород: "MTM" (8312) 32-71-75, Пермь: "Автозазсервис" (3422) 62-87-30, Ростов: "Югсиаб" (8632) 24-92-06, Рязань: "Ритм-Сервис" (0912) 55-55-29, Челябинск: (3512) 49-92-90, 49-92-89ШИНТОРГ