180
181
Автолюбителей" ПЕСЯТКИНЫ" СЮРПРИЗЫВАЗ-2110 - уже не редкость на дорогах: с конвейера сошло более десяти тысяч машин. Многие привлекательные черты выгодно отличают эту модель от предшественниц - к сожалению, унаследовав от них ряд узлов и агрегатов, "десятка" получила "букет" хорошо известных дефектов, в чем убедился наш постоянный автор Рустам ГАБДУЛЛИН. Еще досаднее, что появление на автомобиле новых устройств принесло с собой и новые неисправности. Предлагаемый читателям на стр. 181 материал - отчет заводчан о проведенной исследовательской работе и наш краткий комментарий.привели в норму пусковые зазоры заслонок, отрегулировали уровень топлиНедавно один мой знакомый попрова в поплавковой камере (он был ниже сил посмотреть его приобретение - нормального), немного изогнули расВАЗ-2110, двигатель которого отказывался работать на холостом ходу. По его словам, в магазине все было в порядке, а разладилось уже по дороге домой - на шестом километре пробега. На автомобиле установлен двигатель 21083 с карбюратором 210831107010-31, имеющим полуавтоматическое пусковое устройство. Впрочем, сразу разбирать карбюратор мы не стали, предположив, что дело не в нем, а проверили ряд систем, косвенно влияющих на стабильность оборотов холостого хода. И... получили немало сюрпризов. Так, проверенный стробоскопом начальный угол опережения зажигания составил 6-7° (как на "классике"), поэтому пришлось привести его к необходимой "единице" ( Г ) . Проверка высоковольтных проводов специальным прибором показала: напряжение плавно уменьшалось от самого короткого провода (4-й цилиндр) к самому длинному (1-й цилиндр). После замены этих проводов импортными силиконовыми напряжение на них выровнялось. Фазы газораспределения и натяжение зубчатого ремня соответствовали норме, а вот один из зазоров в механизме привода клапанов потребовал корректировки - впускной клапан первого цилиндра был немного "зажат". В системе питания пришлось сразу заменить фильтр тонкой очистки топлива, поскольку в нем что-то болталось. Вероятно, фильтрующий элемент оторвался от корпуса. Так как все это не восстановило нормальной работы двигателя на холостых оборотах, решено было разобрать карбюратор. Здесь180 ЗА РУЛЕМ 9/97СТРАДАНИЯ НА "ХОЛОСТЫХ"щего топлива, однако было очевидно, что неисправность мы так и не нашли. Тогда я попробовал немного отвернуть клапан ЭПХХ с установленным в нем главным топливным жиклером системы холостого хода. Двигатель тут же заработал четко и ровно. Обычно такое происходит, когда загрязнен жиклер, но в нашем случае он был идеально чист. Предположение, что пропускная способность его меньше указанной в маркировке, также не оправдалось: установили проверенный жиклер - эффект нулевой. И тут я решил повнимательнее рассмотреть посаРис. 1. Правильное (слева) и смещенное положения жиклера холостого хода: 1 - электромагнитный клапан; 2 - запорная игла; 3 - крышка кардочное отверстие жиклера в бюратора; 4 - топливный жиклер холостого хода; а - канал подвода крышке карбюратора. Так вот воздуха; б - канал подвода топлива; в - канал отвода топливно-возгде была "зарыта собака": душной смеси. даже на глаз видно, что топливоподводящее отверстие и резьбовое отверстие электромагнитного клапана несоосны (рис. 1). Значит, когда мы заворачивали клапан с жиклером до упора, подача топлива частично перекрывалась Рис. 2. Деформированный в результате перетяжки топи двигатель работал неустойчиво. Когда ливный жиклер холостого хода. Стрелкой показано же клапан отворачивали, вокруг жиклесжатое отверстие. ра образовывалась щель, по которой пылитель ускорительного насоса, так бензин поступал в систему холостого хокак струя топлива задевала стенку да и двигатель работал нормально. диффузора вторичной камеры. ВыверИменно так некоторые "мастера" восстанули электромагнитный клапан ЭПХХ - навливают на "солексах" нормальные и увидели, что в нем отсутствует за"холостые" в случае его неисправности: порная игла (это на новой-то машине!). резьба под клапан в крышке карбюратоКроме того, клапан был не до конца зара нарезана несимметрично относительвернут в корпус (как потом оказалось - но оси топливного канала. специально). Клапан заменили. Пришлось установить крышку от Когда мы вновь пустили и прогрели старого "Солекса", после чего все задвигатель, его работа на холостом ходу работало, как надо. Однако подобная еще более ухудшилась - он так и норозамена равноценна покупке нового вил заглохнуть. На вращение винта какарбюратора - крышки-то отдельно не чества - никакой реакции, винт количепродаются. Не слишком ли для дорогой ства немного добавлял явно недостаюи престижной машины? АвтолюбителейКстати, подобный дефект может вался из камеры и она полностью заспровоцировать и сам владелец маши- полнялась охлаждающей жидкостью. • ны: при чрезмерно сильной затяжке Таким образом выяснили, что нагрев клапана деформируется сам жиклер, биметаллической пружины происходит который принимает бочкообразную даже при неисправной системе охлажформу. При этом изменяются диаметры дения. Поэтому, когда в "За рулем" № 4 отверстий, деформируется посадочное были повторно изложены ранее отмеседло (рис. 2) и... карбюратор больше ченные недостатки, возникло предпоремонту не подлежит. ложение о дефекте конкретного изделия - карбюратора или двигателя. Карбюратор сняли с редакционного автоОТКУДА СТРУЖЕЧКА В ПАПУ мобиля и доставили в Генеральный департамент развития ВАЗа для анализа. В ходе ускоренных испытаний реПричину всех бед определили додакционной "десятки" (1997, №1,4, вольно быстро - канал обогрева систе7) неоднократно возникали нарекамы холостого хода карбюратора окания на работу карбюратора ДААЗзался засорен алюминиевой стружкой и 21083-1107010-31 с полуавтоматичемусором. Это исключало циркуляцию ским пусковым устройством. К счажидкости через полуавтоматическое стью, критические публикации не пусковое устройство и приводило к топрошли бесследно: капризный кар- му, что в камере обогрева биметалли* бюратор привлек внимание специаческой пружины постепенно скаплилистов ВАЗа. вался воздух, так как указанное место Опыт работы с полуавтоматическим пусковым устройством показал, что это достаточно деликатный механизм, требующий специальных знаний и аккуратности в обслуживании. Считаем, что данный случай подтвердил наше мнение по этому поводу. Начальник бюро доводки карбюраторов ГенДР ВАЗа В. Тимчук".• От себя добавим: помимо культуры обслуживания, карбюратор с полуавтоматом пуска требует еще и культуры производства. Соблюдается ли она на ДААЗе, где делают карбюраторы для вазовских машин? Вероятно, не всегда. Иначе как объяснить, что помимо стружки в канале обогрева прибор подложил редакционной "десятке" еще пару сюрпризов: неоднократно самоотворачивались винты крепления крышки, а оба воздушных жиклера с эмульсионными трубками не были завернуты в колодцы (1997, Na 4). Однако с позиции обычного потребителя на"Когда в журнале появилась статья прашивается следующий вывод. Качес нелестными отзывами о полуавтомаство комплектующих, установленных тическом пусковом устройстве карбюна автомобиле, должен контролировать ратора (ПАПУ), мы, специалисты, занизавод-изготовитель. Мало того - отвемавшиеся доводкой этого узла, захотечать за них. Купив машину, ее хозяин ли выяснить причины дефектов. Наполучает единую гарантию ВАЗа, а не помним, что основным замечанием бынабор гарантий от поставщиков каждола потеря работоспособности "полуавго отдельного узла. томата" из-за паровых пробок. Предстояло разобраться в причине их обраСчастливым обладателям "самар" и зования. "десяток", оборудованных автоматом • Для моделирования ситуации на авпуска, настоятельно рекомендуем изтомобиле ВАЗ-2110 установили карбюменить методику чистки карбюратора. ратор с камерой обогрева биметаллиОбычно прибор снимают для обслужической пружины, имеющей прозрачное - самая высокая точка системы охлажвания, отсоединив от него блок подогокошко, которое позволяет наблюдать дения двигателя. Как попала грязь в рева системы холостого хода (см. фоза состоянием охлаждающей жидкости блок системы холостого хода, остается то). Последний остается висеть на и наличием в ней пузырьков воздуха. только гадать. Скорее всего это брак шлангах системы охлаждения, и потери драгоценного "Тосола" не происходит. Результаты проверки подтвердили завода-изготовителя. работоспособность и надежность конКроме того, отмечено нарушение С "автоматом' этот номер не пройдет струкции полуавтоматического пускоряда регулировочных параметров каркак выяснилось, карбюратор требовавого устройства. При герметичной сисбюратора, таких, как пусковые зазоры, телен к чистоте системы охлаждения. В теме охлаждения на всех режимах ранастройка биметаллической пружины, случае сбоев в его работе ищите соботы двигателя в камере обогрева не регулировка перетечек воздуха через ринки во всех каналах, включая магибыло отмечено пузырьков воздуха. вторую камеру. Понятно, что это было страли для охлаждающей жидкости. После чего систему охлаждения пред- вызвано вынужденными действиями, Также следите за чистотой "Тосола", и * намеренно разгерметизировали - сняли попытками хоть как-то заставить каресли по какой-либо причине сливали пробку с расширительного бачка. На бюратор работать. Однако попытки устего, то заливайте обратно, хорошенько оборотах холостого хода камера обогранить не истинную причину, а следстпрофильтровав. рева биметаллической пружины оказавие чаще всего к желаемому результаВ заключение поблагодарим спелась заполненной охлаждающей жидту не приводят. В данном случае неизциалистов департамента развития костью только наполовину, но при этом бежно должны были возникнуть пробВАЗа за интерес к редакционным испыциркуляция жидкости сохранилась. Далемы с пуском двигателя, стабильнотаниям автомобиля ВАЗ-2110. Надеемже при незначительном увеличении стью холостого хода, провалы при трося, наше сотрудничество будет крепнуть. оборотов двигателя воздух выталкиганье с места. Отдел испытаний К великому сожалению, мы снова столкнулись с тем, что низкая технологическая дисциплина сводит на нет благие намерения конструкторов. Что проку говорить об отставании российского автопрома, если любая попытка сократить это отставание, внедрив современный узел, первым делом несет головную боль владельцам! Вдумайтесь: речь-то идет о приборе, изученном настолько, что... от него давным-давно отказались ведущие фирмы. Оторопь берет, когда представишь, чем может обернуться для нас массовый переход к системам впрыска или, к примеру, освоение подушек безопасности. Но это, как говорится, еще впереди - а пока мы видим, как престиж новой, с таким трудом родившейся машины подрывают дефекты, корни которых - в элементарной халатности. Надеемся, приведенные факты не останутся без внимания руководителей ВАЗа и ДААЗа.ЗА РУЛЕМ 9/97 181