112
113
СПОРТЧего только не пережил в последние годы чемпионат мира по ралли! Изменения правил соревнований и чехарду с количеством гонок в сезоне, введение новых категорий автомобилей и обещания упразднить старые, бессмысленную дискредитацию легендарного ралли "Монте-Карло" и скандальную дисквалификацию 'Тойоты". Всего, пожалуй, не перечислишь. Однако стоявшая за этим изобретательная Международная автомобильная федерация (ФИА), похоже, добилась своего - чемпионат наконец-то обрел желанную остроту, а его этапы - непредсказуемость. Зимой законы многострадального чемпионата опять основательно "перетряхнули". Появился новый класс машин - "Уорлд ралли кар" (то есть "мировой раллийный автомобиль", сокращенно WRC). Командам, мечтающим о титулах, придется теперь посетить 14 запланированных этапов (в прошлом году было всего 9). Трех или более пилотов на гонку, что допускалось ранее, заявить уже нельзя - только двоих. Новая система начисления очков позаимствована у формулы 1: победитель гонки получает 10, второй призер - 6, третий - 4, далее 3, 2 , 1 . Для полного сходства раллийного первенства мира с кольцевым осталось только немного изменить названия гонок: "Большой приз Монако" вместо "ралли Монте-Карло", "Большой приз Греции" вместо ралли "Акрополис". А заодно увеличить их количествоДвукратный чемпион мира Карлос Сайнс в тяжелых раздумьях о шинах "Мишлен".ГЕРОИдо 16-17. Останется только подождать, пока к трем выступающим заводским командам - "Мицубиси", "Субару" и "Форд" - присоединится еще несколько, пусть даже и не вполне конкурентоспособных. Нельзя сказать, однако, что производители автомобилей спешат с выпуском машин категории WRC. Дележ высочайших наград сезона-97 вершит названная тройка, хотя "Мицубиси" свой WRC тоже еще не создала. И, возможно, ничегошеньки не потеряла, а, напротив, сэкономила на разработке и испытаниях. Ведь строить совершенно новый автомобиль дороже, чем потихоньку совершенствовать уже имеющий-СТРАНЫ "РАЛЛНКАРИИ"ся. К тому же неплохой - Томми Мякинен выиграл на нем чемпионат прошлого года. Да, финну вновь предоставили всего лишь автомобиль группы "А" - "Лансер Evo IV". В теории он должен быть менее совершенным, чем WRC - при подготовке спортивной версии инженеры якобы не могут целиком избавиться от слабых мест базовой модели. На практике же, как выяснилось, "мировым" он ни в чем не уступает. Возможно, потому, что последние пока что страдают "детскими болезнями" - им ведь всего полгода от роду. "Подрастут" - расквитаются. Поначалу, впрочем, казалось, что Мякинен все-таки обречен стать уже экс-чемпионом. На первых двух гонках сезона - в Монте-Карло и Швеции - финн финишировал лишь третьим. В обоих пропустил вперед "уорлд ралли кары" "Субару-Импреза" и "Форд-Эскорт". А на третьем этапе чемпионата - марафонском "Сафари" в Кении - и вовсе сошел из-за поломки дифференциала. "Субару", кстати, одержала здесь третью победу подряд. Но затем все встало с ног на голову: на тяжелом грунтовом ралли "Португалия" дружно сломались моторы в "импрезах" шотландца Мак-Рея и шведа Эрикссона, артачились и капризничали "эскорты" испанца Сайнса и немца Шварца. Мякинен выиграл, причем шедшего первым Эрикссона обогнал чисто, а уже потом тот сошел с дистанции. Вот вам и группа "А" Томми стал лидером чемпионата! Спустя три недели, в апреле, на асфальтовом ралли "Каталония" гонщиков, начавших уже сомневаться в объявленном превосходстве машин категории WRC, поджидало еще большее разочарование. Мало того, что фаворитом теперь считался Мякинен, имевший даже некоторое техническое преимущество - более удобную коробку передач с последовательным переключением скоростей. Сюда нагрянула и заводская команда "Пежо". От нее, в общем-то, особых успехов не ждали, но француз Жиль Паницци на скромном переднеприводном "306 Макси Evo II" рванул со старта - только пыль столбом! И если бы не досадный прокол колеса на шестом спецучастке - неизвестно, сумел бы ктонибудь его догнать. Паницци финишировал третьим, но и этого было достаточно - чаша терпения пилотов WRC переполнилась. Колин Мак-Рей и Карлос Сайнс, в прошлом чемпионы мира, выступили с упреками в адрес ФИА. Мол, где это видано, чтобы авто-•112ЗА РУЛЕМ 9/97 мобили низшей категории с приводом на одну ось и двухлитровым мотором ездили быстрее полноприводных турбонаддувных монстров WRC! Все равно, как "Вильяме" формулы 1 уступит какой-нибудь "Далларе" из национального итальянского чемпионата! Раз уж нас посадили на "мировые автомобили", так позвольте в полной мере реализовывать их возможности. (ФИА и впрямь слегка "поприжала" "уорлд ралли кары". Например, обязала ставить на впуске шайбу, органичивающую давление наддува и существенно снижающую мощность двигателя.) А Мякинен помалкивал. Он-то на финише "Каталонии" был первым, выиграв шесть секунд у "субаровца" итальянца Пьеро Льятти. После шестого этапа чемпионата, ралли "Корсика", шум притих. Гонщиков "Пежо" по-его место пригласили, не мудрствуя лукаво, самого титулованного из всех раллистов мира - четырехкратного чемпиона, "Летучего финна" Юху Канккунена. С новыми надеждами "Форд" отправился в Аргентину и... потерпел полное фиаско. На протяжении всей гонки в"Мицубиси-Лансер" хоть и не "уорлд ралли кар", но едет столь же впечатляюще. Давнее прозвище "Мак-Крэш" (англ. crash - авария) Колину Мак-Рею теперь не подходит. Очень редко разбивает машины. Томми Мякинен и Юха Канккунен - земляки, друзья, соперники.баивались, и не напрасно - снова Паницци лидировал до шестого спецучастка! Но совершил пару ошибок при выборе шин и пропустил вперед сразу несколько соперников. Лидера чемпионата подстерегала здесь просто фантастическая неудача. Вылетев из-за поворота, Мякинен увидел переходящих дорогу коров. Врезавшись в одну из них, "Лансер" слетел с дороги и упал в 30-метровую пропасть, превратившись в груду железа. Томми и его штурман Сеппо Харьянне чудом остались целы, отделавшись ушибами. А на последнем скоростном участке лидировавший Сайнс умудрился проиграть Мак-Рею аж 15 секунд и лишился победы. В команде "Форда" между тем назрел конфликт. Руководство, не дождавшись побед, отказалось от услуг Армина Шварца. Наэскортах то и дело случались поломки, оба экипажа бесславно сошли. Мякинен одержал третью победу, Мак-Рей и Эрикссон заняли призовые места. Ралли Аргентины славится плохими дорогами - что грунтовыми, что асфальтовыми. Но если где и есть еще более убийственные условия, так это на ралли "Акрополис". Сплошные булыжники, да еще жара. Кто только придумал проводить здесь гонку именно в середине июля?! Памятуя о том, как развалились "форды" на южноамериканских колдобинах, вряд ли кто поставил большие деньги на Сайнса и Канккунена. А напрасно, Фортуна (или кто там заведует судьбами раллистов...) на этот раз избрала жертвой "Субару". Равнодушные ко всему греческие камни в два счета уничтожили машины Мак-Рея и Эрикссона. А на последНа ралли "Сафари" механики команды "Форд" трудились не покладая рук. "Пежо-306" экипажа братьев Жиля и Эрве Паницци - главный возмутитель спокойствия на асфальтовых гонках.нем спецучастке лидировавший Канккунен в интересах команды пропустил вперед Сайнса, жирно подчеркнув и без того очевидный триумф "Форда". Мякинен хотя и финишировал третьим, но с огромным отставанием от дуэта "фордовцев". Теперь уж вряд ли кто рискнет прогнозировать, как завершатся оставшиеся этапы чемпионата и все первенство в целом. У Мякинена после восьми гонок 42 очка, но Мак-Рей может отыграться "за один присест" - достаточно финну один раз сойти, а шотландцу - выиграть. В спину последнему дышит Сайнс - у него 28. Неясная картина ив так называемом конструкторском зачете, где титул чемпиона мира выигрывает не человек и не команда, а сама марка. "Мицубиси" отстает от "Субару" всего на 11 очков, а "Форд" - на 19. И совсем полная неразбериха может начаться в сентябре "Тойота" возвращается! Да не со старой знакомой чемпионкой - "Селикой", а с новейшей "Короллой" категории WRC! Конечно, на поезд до станции, где раздают титулы, она опоздала. Но вполне может испортить поездку другим пассажирам. И это прекрасная тема для нового рассказа. Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото агентств DPPI и POOL