156
157
V^BOHMHVJ воимич^илами]£ЛЮЧ НА СТАРТ!Действительно, известно немало примеров Выключатели - в обиходе замки зажигания - могут служить очень долго при того, как при надлежащем уходе эти устройства условии своевременной профилактики, о которой рассказывает работали десятилетиями - вплоть до того, что Валентин ГРИГОРЬЕВ. механическую часть замка из-за ее износа приходилось заменять новой, тогда как электуточнить по книгам тип выключателя на много, контакты переключателя могут дублирическая продолжала действовать нормально. ВАЗ-2108 показала лишь, что он может нести роваться: например, "15" ("15/Г, "15/2"), "INT". Контакт "50" - традиционно "стартерный": Вместе с тем трудно найти владельца, который индекс KZ81 или KZ813 ( В енгрия ) , не жаловался бы... на отказ электрооборудова2 108 - 3 704005 , 2 108 - 3 704005 - 4 0 , через него подается питание на электромагния из-за плохого контакта именно в выключа2108-370410, 2108-370410-10... Очевидно, это нитное реле стартера. Соответственно, если теле зажигания! Особенно часто подводят нас контакты, "ответственные" за электрическое питание тягового реле стартера: вы поворачи1/Ш~ШТ Р 15/2\ ваете ключ "на старт" - а в ответ тишина: реле 50 15/1 30 30/1 не щелкает, стартер не включается. Причина быстрого обгорания этих контактов очевидна тяговое реле требует довольно большого (около 30 А) тока - и если питается, как на старых "жигулях", через контакты выключателя зажигания напрямую, без дополнительного реле, то эти контакты явно перегружены. Дополнительное реле (см. ЗР, 1996, № 10) избавляет от этих неприятностей. На ВАЗ-2105, 2107 дополнительные реле для включения стартера и системы зажигания появились с 1986 года. Чтобы добраться до выключателя зажигания, нужно сначала снять облицовку рулевого вала (если на вашем автомобиле-иномарке выключатель не расположен в каком-нибудь Рис. 1. Выключатели зажигания (схемы) ВК347 (а); 15.3704 (б); 2105-3704100 и 24.3710 (в); 2108-3704005 (г). Положения ключа: О - выключено; I - зажигание; II - стартер; III - стоянка. В положении III блокируется вал рулевоином, неожиданном месте!). Затем, если пучок го управления. проводов, идущих из-под панели к выключателю, не собран в единую колодку, а каждый не столь важно, ведь принцип работы у всех мотоцикл стартера не имеет, то на нем нет и провод самостоятелен, лучше отключить аккуодин и многие "болезни" тоже общие.) контакта "50". муляторную батарею, чтобы не случилось коПоследовательность принятых у нас полоКак коммутируются потребители переклюроткого замыкания. Вы должны знать, что прожений ключа зажигания (переключений) такочателем 2105-3704100 (рис. 1, в)? В положении вода, подключенные к контактам "30" или ва: III - стоянка; О - выключено; I - зажигание; III ("стоянка") электропитание с контакта "30" "30/1" выключателя, всегда находятся под наII - стартер. На иномарках она может быть подается на два контакта "INT, что обеспечипряжением батареи (или генератора при рабодругой, например: О - выключено; I - стоянка; вает работу наружного освещения, стеклоочитающем двигателе). II - зажигание; III - стартер. Или (как и на ВАЗ- стителя, омывателя ветрового стекла, очистиПри отсоединении выключателя, действуя 2110) положений только три: О - выключено, телей и омывателей фар. Если переключатель последовательно, запишите цвета проводов и стоянка; I - зажигание; II - стартер. имеет дополнительный контакт "Р" (на рисунке к каким контактам они подключены. Кстати, Конструкция современных выключателей не показан), то он тоже находится под напряпри такой конструкции нередко удается, показажиганияне допускает повторного срабатыжением, и вы можете, в случае необходимости, чивая поочередно штекеры, определить места вания стартера при включенном зажигании, а использовать его для подключения дополниплохого контакта (со штекерами, объединензначит, и при работающем двигателе. Последтельных потребителей. (С 1986 года контакты ными в колодку, это сделать труднее - тем бонее бывало причиной поломки привода (опыт"15/1" и "15/2" этого переключателя были объелее, что усилия их разъединения, сложившись, ные автолюбители знают, например, что на динены в один -"15", соединяющийся с контакмогут составить несколько килограммов). прежних "жигулях" - если машина исправна и том "30/1", а контакт "Р" исключен.) Явно ослабленное штекерное соединение шум двигателя в салоне практически не слыВ положении О ("выключено") действииногда легко "реанимировать", немного сжав шен - от ошибочного включения стартера нительно все выключено (под напряжением бакто не был застрахован). плоскогубцами наружный штекер. тареи лишь контакты "30" и "30/1"): не горят Какие контакты что обслуживают? Это фары, габаритные огни, лампы подсветки приНаиболее часто встречающиеся на отечественных автомобилях выключатели - вы определите по схемам на рис. 1. Вообще- боров, контрольные лампы, не работают ВК347 (до 1986 года), 15.3704 (после 1986) - то производители выключателей придержива"дворники" и др. применялись на ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2106, ются определенных стандартов. Так, на контаВ положении I ("зажигание") напряжение 2121, ГАЗ-24. На ВАЗ-2104, 2105, 2107 устакты "30" или "30/1", как уже сказано, непосредподается с контакта "30" на "INT' (см. положенавливался выключатель 2105-3704100 или ственно приходит "плюс" аккумуляторной батание III), а кроме этого - на контакт "15/2", что 24.3710. Изделия 2108-3704005 или KZ813 исреи или генератора, а с них подается на другие позволяет включить отопитель, обогрев заднепользуются на автомобилях ВАЗ—1111, 2108, контакты выключателя, то есть к тем или иным го стекла и свет заднего хода. Одновременно 2109, ЗАЗ-1102, АЗЛК-2141. (Кстати, если на потребителям. Это в равной мере относится к контакт "30/1" замыкается с контактом "15/1" вашем автомобиле какой-то другой замок, выключателю "Жигулей", "Мерседеса" или каи напряжение подается к системе зажигания, удивляться не стоит. Так, попытка автора кого-нибудь мотоцикла. Если потребителей контрольным приборам, системе управления 156 ЗА РЛМ 9/97 УЕ пневмоклапаном карбюратора (в ЭПХХ), сигпараллельно цепи, включаемые обычными отверстия в вале руля. Если фиксатор достаточно нализации поворотов и на возбуждение генетумблерами! Кстати, сделать это нетрудно. утоплен (в некоторых случаях нажимать нужно Как снять выключатель зажигания? На довольно сильно), а сам выключатель в гнезде ратора. Двигатель готов к пуску. Положение II ("стартер"). В этом случае ВАЗ-2108, 2109 это очень просто. Отвернув болкронштейна не заедает, то извлечь его, слегка контакт "30" кратковременно (поворачивая ты крепления, снимают скобу выключателя и отпокачивая, нетрудно. Хуже, если выключатель ключ, вы преодолеваете усилие пружины, косоединяют колодку проводов выключателя от сидит плотно, а фиксатор тугой. Здесь необходиторая возвращает ключ в исходное положение жгута проводов панели приборов. Теперь, если мо терпение. К сожалению, кронштейн не отнопосле пуска двигателя) замыкается с контакнужно разобрать выключатель 2108-3704005, досится к числу высокоточных деталей - и вследсттами "INT' и "50". При пуске сохраняется элекстаточно отвернуть один винт, после чего от корвие разброса некоторых размеров при его изготропитание наружного освещения и очиститепуса отсоединятся облицовка и контактная часть. товлении могут возникнуть подобные проблемы. Чтобы разобрать венгерский выключатель (Опытный автолюбитель, с трудом изъяв из кронлей. Цепь "30"-"15/2" отключена, так как при пуске двигателя соответствующие потребители KZ813, отсоединяют провода от колодки и отвоштейна выключатель, в этом случае непременно значения не имеют, но уменьшить ток на старрачивают винт крепления замка. Теперь, утопив "подправит" посадочное место напильником.) тере все-таки могут. Цепь "30/1 "-"15/1", естефиксирующий штифт через специальное отСняв выключатель, разбирают его в следуверстие в корпусе, вынимают замок с контакт- ющем порядке. Вынимаем пружинное кольцо 13, ственно, включена. Так, "ориентируясь" в из корпуса 2 извлекаем контактконтактах, отдельные неисную часть. При этом может окаправности переключателя заться, что контакты "50" сильно можно находить очень быстро, обгорели - тут уж лучше попроне тратя времени на другие сту заменить контактную часть проверки, например - предо11 12 13 новой, благо теперь это не остхранителей. Допустим, мотор родефицитный товар. Контакты легко пускается и работает, но с незначительными, неглубокине включаются наружное осми повреждениями можно зачивещение ик тому же стеклостить мелкой шкуркой и затем очиститель, омыватель. Вряд Рис. 2. Выключатель зажигания ВК347 (2101-3704000-10): 1 - запорный стержень; 2 - корпус; 3 - контактная часть; 4 - валик; 5 - пружина; 6 - шайба; 7 - ротор; 8 - кулачок; 9 - пружина; отполировать. Завершается рали одновременно сгорели пре10 - основание контактной части; 11 - шайба; 12 -стопорнаяшайба; 13 - пружинное кольцо. бота протиркой контактов спирдохранители № 2, 11, 12, 13, том. Подобраться к контактам 14,15,16,17! Искать дефект нужно неудобнее, если весь этот узел разобран, посредственно в выключателе и на учакак показано на рисунке. стке цепи от него до монтажного блока. Выключатель зажигания 24.3710, Простейшую проверку выключавстречающийся на ВАЗ-2105 и 2107, теля зажигания проводят, не снимая его, имеет неразборный контактный узел дос помощью контрольной лампы, а еще вольно оригинальной конструкции (рис. лучше - автотестера или вольтметра. 3). Купить его сложнее прочих, поэтому Последний позволяет проверить падерасскажем, как сделать его разборным. ние напряжения на контактах, которое "в Для этого головки заклепок 15 аккуратидеале" не должно превышать 0,1 В. При но высверливаем - и контакты перед такой проверке соответствующее половами. Неподвижные контакты можно изжение включают несколько раз, чтобы влечь из основания 6 для чистки. Поубедиться в стабильности (нестабильнодвижные контакты 8 прижимаются к ним сти) работы переключателя. Выводы депружинками 7, но этому - в зависимости лают в зависимости от результата. от положения кулачковой шайбы 12 Чаще всего нестабильно работают могут препятствовать толкатели 9 (торец контакты пары "30"-"50". Порой пустить шайбы 12 имеет специальный профиль двигатель удается лишь после неодно- при ее повороте вокруг оси толкатели кратных попыток включения стартера. перемещаются в продольном направлеТут вы можете быть уверены, что контании и, преодолевая усилия пружинок 7, Рис. 3. Выключатель зажигания 24.3710:1 - стержень противоугонного кты неисправны - подгорели либо деустройства; 2 - корпус; 3 - контактная часть; 4 - пружинное кольцо; отводят подвижные контакты от неподформированы - или износился включа5 - неподвижный контакт; 6 - основание; 7 - пружинка; 8 - подвижный вижных). Для сборки узла нужно замеющий кулачок. Подобное случается (хоконтакт; 9 - толкатель; 10 - проставка; 11 - стопорная шайба; 12 - кулачнить заклепки 15 подходящими винтами ковая шайба; 13 - возвратная пружина; 14 - корпус; 15 - заклепка; тя и реже) и с другими контактами. На16 - валик контактной части. с гайками (подобные винты встречаются пример, на ходу двигатель глохнет, а пов различных приборах - опытный мехатом - на "выбеге" автомобиля - вдруг снова пуной частью из корпуса. Остается, вывернув ник их непременно коллекционирует: пригодятскается. Причина? Ненадежное электрическое винты, отсоединить контактную часть от замка и ся!). Максимальный диаметр резьбы - М1,6. соединение в цепи зажигания, которое нарушаснять с нее облицовку. Чтобы гайка нормально легла в выемку корпуса ется, если, скажем, машину крепко тряхнуло на На "жигулях" свой порядок действий. Чтобы 2, ее нужно опилить с одной стороны, подогнав кочке. Очень опасны подобные дефекты, если снять выключатель (ВК347, 15.3704, к месту так, чтобы при общей сборке выключаони затрагивают пару 30"-"INT", особенно ночью 2105-3704100), вывертывают винты его креплетеля с замком эти гайки не мешали установке и под дождем: вы можете внезапно оказаться в ния в гнезде кронштейна, отсоединяют провода стопорного пружинного кольца 4. Переделанполной темноте, да еще с неработающими (по отдельности, как уже говорилось, или целиком ный таким образом контактный узел при усло"дворниками". Побывав в подобной ситуации, колодку, если она есть). Дальше - "хитрость". Чевии его систематического обслуживания станонекоторые опытные автолюбители не только рез специальное отверстие слева в стенке кронвится "вечным" - у нас он служил почти 500 тыс. начинали "уважительно" относиться к замку заштейна нужно узкой отверткой, нажимая в сторокм, нуждаясь лишь в периодической чистке. жигания и уж теперь-то не пренебрегали его ну вала руля, утопить пяту фиксатора. При этом О том, как отремонтировать собственно своевременным обслуживанием, да еще и дубзамок должен быть в положении "зажигание", козамковую часть выключателя, читайте в одном лировали вышеуказанные контакты, проложив гда запорныйстержень1 (рис. 2 и 3) выведен из из следующих номеров журнала. ЗАРУЛЕМ 9/97 157L^BOHMHCJ воими^илами