92
93
КЛАВИШИП окупая , не ошибисьО многообразии моделей переключателей и выключателей рассказывает Антон УТКИН, продолжая тему рынка электрооборудования (см. ЗР № 6,7,8 за этот год). Группы: 3709 - "Переключатели"; 3710 - "Выключатели"; 3720 - "Выключатели сигналов торможения" и 3737 "Выключатели "массы". Большинство изделий этих групп разработано не один десяток лет назад, о чем говорит старое, буквенно-цифровое обозначение (П - переключатель, В - выключатель). Как показывает опыт, они надежнее современных. Последние - удобнее, 1967 года выпускает весьма широкий перечень автомобильных приборов, но не упоминалось в каталогах электрооборудования, поскольку подчинялось не Минавтосельхозмашу, а закрытому ведомству. Теперь - о видах переключателей и выключателей по назначению. Учитывая, что эти приборы относительно недороги, цены приводить на этот раз не будем. Самые сложные и дорогие - так называемые подрулевые переключатели, управляющие работой световых приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей и иногда звукового сигнала. Для отечественных легковых автомобилей, кроме "Волги", их делают заводы АЭП, "Точмаш" и немного - ОКТАП. Двухрычажные семейства П135, которыми раньше комплектовали ВАЗ2101, 2102 и все классические "москвичи" (с 1976 года), теперь применяют только на автомобилях ИЖ (кроме 2126). Трехрычажные типа 12.3709 (модификации 123., 124., 125., 129.) бывают как с металлической трубой, так и без нее. Применяются они на ВАЗ-2103... 2107, 2121, "Оке", "Таврии", "Запорожце" и "Москвиче2140-Люкс". И, наконец, двухрычажный многофункциональный переключатель 68.3709, освоенный когда-то заводом АЭП по итальянской лицензии, применяется на машинах семейства ВАЗ-2108, 2109, "Москвиче-2141", 'Таврии-Люкс", ИЖ-2126. Сейчас в продаже чаще встретишь переключатели производства "Точмаша" - они дешевле. Помимо подрулевого 68.3709 в сборе, отдельно продают и его модули: левый 69.3709 и правый - 70.3709. Подрулевые переключатели для всехЭмблемы заводов электрооборудования (слева направо): ПЗА, ЛЭТЗ, СОАТЭ, "Точмаш".нопкиостальных наших автомобилей делает завод ЛЗА. В его программе - как допотопные П-105 и П-110 (для ГАЗ-52, ЗИЛ-130, УАЗ, которые также выпускает и завод ОКТАП), управляющие только указателями поворота, так и современные многофункциональные для КамАЗов и автобусов. Но большинство из выпускаемых - раздельные, независимые переключатели, устанавливаемые на рулевой колонке слева или справа. "Волговские" П-149-01 и 241.3709 подходят только к "волгам", выпущенным после 1985 года. А универсальные из семейств 40.3709 и 66.3709 - почти на все современные грузовики - от "Газели" до КрАЗа. Практически все клавишные переключатели и выключатели также выпускает ЛЗА. В их обширной номенклатуре можно выделить изделия трех поколений. Первое, появившееся в начале 70-х годов на автомобилях ВАЗ, включает приборы ВК-134, ВК-343, П-147, П-150. Они и по сей день применяются на "жигулях", "волгах", грузовиках и автобусах, а модификации различаются количеством выводов, положений и символами на клавишах. Второе поколение - "клавиши" с подсветкой, появившиеся в конце 70-х на ВАЗ-"Клавиша" из Санкт-Петербурга."Кнопка" из Пскова.красивее, травмобезопасны, идеально сочетаются с панелями приборов, но при этом отказывают гораздо чаще вследствие износа пластмассовых деталей и ослабления пружинных контактов. Переключатель, как правило, имеет не менее трех выводов, один из которых может быть попеременно замкнут на любой из остальных или вообще иметь несколько электрически независимых контактных групп с общим механическим приводом. У выключателя обычно не более двух положений и два вывода (если один, то второй соединен с корпусом). Оба вида приборов относительно просты в изготовлении, поэтому из обширной номенклатуры электроприборов их делает наибольшее число заводов. Перечислю сразу все, указав и новые, еще не прижившиеся названия тех заводов, которые их поменяли. ПЗА (Псков, ныне АО "Авар"); ЛЗА (Санкт-Петербург, ныне АО "Автоарматура"); ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.); ОКТАП (Октябрьский, Башкирия, ныне АО "АПРИ"); СОАТЭ (Старый Оскол, Белгородская обл.); ВЗОА (Вязники, Владимирская обл., ныне АО "ОСВАР"); АЭП (Рига, ныне RAR). Особняком стоит ПО "Точмаш" (Владимир). Это государственное предприятие с 92 ЗА РЛМ 9/97 УЕ2105. В эти семейства (26.3710 и 72.3709) входит множество модификаций, применямых на современных автомобилях для включения различных потребителей. Все "клавиши" этих двух поколений относительно взаимозаменяемы: если количество положений и выводов данного прибора вам достаточно, его всегда можно поставить вместо штатного - посадочные размеры стандартны. И третье поколение - малогабаритные "клавиши". Самая распространенная из них - 581.3710, впервые появившаяся на ВАЗ2108 (центральный выключатель освещения), а затем на всех последующих моделях ВАЗ, включая 2110. Малогабаритные "клавиши" последних двух семейств - 77 и 82 ставят на новую "Волгу" ГАЗ-3110 и павловские автобусы. Современные кнопочные выключатели с подсветкой и фиксацией кнопки вAV нажатом положении, освоенные заводом ПЗА (семейство 37.3710), появились впервые на ВАЗ-2108, а затем на "Москвиче2141", "Таврии" и ИЖ-2126. Важное их отличие от выключателей прежних разработок - переход на выводные штекеры нового международного стандарта - шириной 2,8 мм вместо прежних 6,3. Как показал опыт, псковские "кнопки" оказались удобнее питерских "клавишей" последние оправданны лишь для приборов с тремя положениями. Впрочем, вместо одной такой "клавиши" "Москвич" и ЗАЗ применяют два кнопочных выключателя - на "москвичах" и "тавриях" только такие. Сейчас ПЗА выпускает "кнопки" четырех семейств и десятков модификаций: 37.3710, 371.3710, 38.3710 и 381.3710, применяемых на легковых автомобилях и автобусах. Среди них выключатели как с фиксацией, так и без, с подсветкой и без и т. д. Качество псковских "кнопок" признано ив Европе - именно ими комплектуют панели приборов для автомобилей "Ауди". Большую группу вытяжных переключателей старых моделей (П-38, П-44, П-ЗОО-П-312) выпускают заводы ЛЭТЗ и ОСВАР. Ими комплектуют автомобили "Волга", "Газель", УАЗ, ИЖ, а также грузовики и автобусы. Те, кто ездит на "Жигулях", считают такие переключатели верхом архаизма. Между тем, именно "вытяжной" наиболее удобен, чтобы быстро включить наружное освещение "вслепую". Одно дело - обхватить одиноко торчащую кнопку и потянуть ее на себя и совсем другое - долго тыкать пальцами в "торпедо", нащупывая не только нужную клавишу, но и нужное ее плечо. Не случайно вытяжные переключатели широко применяются на современных американских автомобилях. Европейские же требования к пассивной безопасности заставили "очистить" панель от жестких, выступающих над ее поверхностью ручек. Из переключателей поворотного типа упомянем 63.3709 производства ПЗА. Он имеет четыре положения и применяется на современных автомобилях нескольких заводов для управления электровентилятором отопителя. Выключатели аварийной сигнализации делают заводы ПЗА и ЛЗА. На тех автомобилях, где стоят кнопочные выключатели семейства 37.3710, его роль выполня-Вытяжной переключатель из Вязников. Выключатель "массы" из Старого Оскола.чатель "массы" ВК-318Б производства СОАТЭ в прочном металлическом корпусе с поворотной рукояткой. Он применяется на грузовиках и автобусах многих заводов. Прежняя кнопочная модель СОАТЭ, которая еще встречается в продаже, менее удобна - усилие нажима довольно велико. В заключение - несколько советов тому, кто будет подбирать выключатель для какого-либо нештатного прибора в машине (дополнительные фары, плафоны, вентиляторы и т. д.) или для модерниНадежные тумблеры от радиоприборов.ет один из них. На всех прочих применяется единый универсальный включатель 24.3710 с круглой кнопкой ис расположенными по окружности 6,3 мм штекерами. До середины 80-х годов единым выключателем аварийной сигнализации был крайне неудачный вытяжной ВК-422. Его трубчатый пластмассовый шток легко отламывался. К группе 3710 относятся и так называемые "лягушки" - выключатели, приводимые не рукой водителя, а каким-либо механизмом автомобиля. Например, выключатели света заднего хода, герметичные шариковые ВК-403 и ВК-418 имеют резьбу М 16x1,5. У первого - винтовые контакты, у второго - штекеры шириной 6,3 мм. Существует несколько модификаций с разным усилием включения, которые, в принципе, взаимозаменяемы. Применяются они на всех отечественных автомобилях, за исключением тех, что приведены ниже, и "Жигулей" с пятиступенчатой коробкой передач. Выключатель ВК-415 (резьба М14х1,5) применяют в четырехступенчатых коробках "Жигулей" и в качестве "лягушки" стопсигналов на классических "москвичах". "Лягушку" 55.3710 применяют в коробках передач "Самары", "Оки" и "Москвича2141". У нее резьба М14х1,5 и штекеры шириной 2,8 мм. Все три выключателя делают заводы ОКТАП и 'Точмаш". Выключатели "массы" (группа 3737) относятся к тем приборам, которые автолюбителю приходится устанавливать самостоятельно. Раньше в продаже было множество полукустарных конструкций: винтовые, флажковые, электромагнитные и т. д. Сейчас стоит поставить надежный выклюЭмблемы (старые и новые) заводов электрооборудования: ЛЗА, ОКТАП, АЭП, ВЗОА.шш ашп®шруОСВАР—ГАэт-=ГЙАЙ1зации схемы электрооборудования ("секретки", сигнализации и пр.). Прежде всего надо учесть ток нагрузки - он не должен превышать номинального для данного выключателя. Если на корпусе ток не указан, ориентируйтесь на назначение выключателя. Скажем, применять в цепи противотуманных фар по 55 Вт каждая выключатель освещения комбинации приборов неразумно - его контакты, рассчитанные на небольшой ток, быстро обгорят. Для подачи питания на всевозможные потребители очень удобны вытяжные переключатели, о которых говорилось выше. Они обычно имеют три положения, несколько выводов и рассчитаны на ток 10 А. Такой очень просто установить на панели приборов - достаточно просверлить одно отверстие. Очень надежны ножные переключатели П-39 и П-53А (производство ОСВАР), применяемые на грузовиках. Их номинальный ток - 10 А, но, как показывает опыт, они выдерживают и вдвое больший. Еще более надежны и очень удобны (хотя не слишком изящны) "неавтомобильные" тумблеры, которые выпускают предприятия радиоприборостроения. Они, как правило, рассчитаны на напряжение 220 Ви поэтому имеют добротные металлические механизмы для скоростного отщелкивания контактов, снабженные стальными пружинами. Очень часто их выводы рассчитаны на соединение с проводами пайкой, что дает абсолютно надежный контакт. А разъемы проводов можно сделать и на некотором расстоянии от выключателя - это даже удобнее. Многие тумблеры для приборов имеют две, четыре и более пар контактов. Соединяя их параллельно, мы соответственно увеличиваем максимально допустимый ток выключателя. Продаются такие тумблеры в магазинах радиодеталей и на радиорынках. ^ ^ З РУЛЕМ 9/97 А 93