178
АСШ17Е./штолюбителеиКОГДАЗАДНИЙ ПРИВОД ДОРОЖЕ ПОЛНОГОЭта тема стала поводом для серьезной дискуссии в редакции. Многие владельцы "Нивы", поездив некоторое время, замечают, что машина, при всех ее достоинствах, имеет серьезный недостаток - повышенный расход бензина, особенно в сравнении с переднеприводными вазовскими моделями. Можно ли его снизить? Слово Виктору СЛЕСАРЕВУ. литров, прикиньте, какая часть этого бензина пошла "в дело"! (Одна из полезных публикаций на эту тему была в журнале "Мото" -1994, № 10). Итак... 3-4,5 литра? Только эта доля от общего расхода и затрачивается на преодоление двигатеп=5600 об/мин лем сил сопротив(4x4) ления. Включая п=5600 об/мин О (4x2) сюда и сопротивление трансмиссии. Потери в ней при расчетах (ЗР, 1997, № 7) мы оценили в 15%. У вездехода они, видимо, больше. Но даже если это 25%, то на них будет затрачена только четверть того бензина, что "пошел в дело"... то есть от 0,75 до 130 132 158 V,KM/4 1,125 литра. Но ведь удаТак выглядят кривые крутящего момента, передаваемого на ведущие оси: М, - сумлив "раздатку", вы марный в стандартной "Ниве": М2 - в автомобиле без раздаточной коробки и переднего не сведете потери моста; Мс - момент сил сопротивления на колесах: VM - максимальная скорость. к нулю! Если они ти не бываю там, где нужна "вездеход- упали до 15% значит, убрав раздаточность", то почему бы не отключить передную коробку, вы сэкономите только ний мост, оставив привод на один задний? 0,3-0,45 литра. Давайте оценим плюсы и минусы. ПерВот почему лучшие легковые автомовым плюсом будем считать уменьшенный били сегодняшнего дня даже при полнорасход топлива. Насколько? По слухам приводной схеме катастрофическим "аппе(подчеркиваю это!), его удавалось уменьтитом" не страдают! "Довесок" расхода на шить литра на два-три. Но... вновь напомпотери в трансмиссии перекрывается соним: здесь крайне важна корректность завершенством автомобиля по другим напрамеров. Если их делают с помощью "точной влениям. Особенно - аэродинамическому. канистры", совершенно не учитывая дейстЧто касается вседорожников, то ни один из вия ветра, уклона дороги, нагрузки машины, них в этом смысле не идеал... скорости и т. д., то вряд ли стоит "замерам" Но давайте все же представим себе доверять. Дело в том, что упомянутые три "Ниву", в результате "секвестрирования" литра плохо согласуются с теорией автомолишенную раздаточной коробки (так обычбиля! Автомобильная наука давно устаноно "экономисты" и делают). И отбросим вила: львиная доля бензина, сгоревшего в стереотип, в плену которого находятся двигателе, идет... на "отопление" мирового многие, насчет "очень больших потерь в пространства и только процентов двадцать- трансмиссии "Нивы" - мы их только что тридцать - на полезную работу двигателя. оценили. А вспомним другое: без "раздатЕсли "Нива" в поездке израсходовала 15 ки" "Нива", формально говоря, делается на Наш автолюбитель достаточно начитан, чтобы сообразить: много бензина "берет на себя" сложная трансмиссия. Отсюда шаг до вывода: если я на своей "Ниве" поч-Известно, что путевой расход бензина сильно зависит от стиля вождения машины. В частности, от скорости. Но, положим, вам эту скорость жестко установили, например 90 км/ч. От чего зависит расход в этом случае? Ясно: меньше бензина "спалит" хорошо отлаженная машина. Иными словами, если после точных заводских измерений окажется, что расход, например, составляет 8 л/100 км, то ощутимо снизить его вам вряд ли удастся. Увеличить же легко. Этому способствуют неисправности зажигания, системы питания, заедающие тормоза, нарушенные углы установки колес и т. д. Но если, поездив на разрегулированной машине и "устав" переплачивать за бензин, вы, наконец-то, привели ее в порядок, то не хвастайте улучшением экономичности: на деле расход вернется к норме, о которой мы говорили. Почему так происходит? Потому, что в инженерном деле чудес не бывает. Итак, обратимся к столь популярной у нас "Ниве". Отчего у нее столь неумеренный аппетит по сравнению с "Жигулями" или "Самарой"? Причин несколько. Так, вполне очевидно, что силы сопротивления движению "проходимца" в сравнении с дорожными автомобилями намного больше. А именно на них расходуется энергия сгоревшего топлива, то есть дополнительное его количество. В самом деле, у "Нивы" и лобовая площадь больше, чем у ВАЗ-2106, и сам коэффициент аэродинамического со ­ противления выше. Далее, "Нива" тяжелее дорожных собратьев, а значит, потери на качение ее шин пропорционально больше. Наконец, у "Нивы" сложный привод на обе оси. На вращение его тратится больше мощности. Не забудем и еще одно обстоятельство. Вспомните статью "Бухгалтерия" под капотом" (ЗР, 1997, № 7). Разработчики автомобиля учли действующие факторы и "увязали" возросшее сопротивление машины с возможностями двигателя тем, что на "Ниве", кроме коробки передач и главной передачи (таких же, как на "Жигулях"), есть еще и раздаточная коробка, в которой передача для нормальных дорог - с числом i=1,2. Иначе говоря, при тех же оборотах двигателя колеса "Нивы" вращаются на 20% медленнее. (Одновременно учтена и разница в их размерах.) А это - еще один "канал" дополнительного расхода топлива: вообразите, например, что на легковой машине вы едете по трассе на третьей передаче вместо четвертой. 178 ЗРЛМ 9/97 А УЕ