114
115
СПОРТLMJffiЕсть ли где-нибудь еще в мире серьезные гонки серийных автомобилей, снятых с производства? Трудно сказать, но в России такие долго искать не придется - это кросс на грузовиках. ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 в Нижнем Новгороде давно не выпускают, да и ЗИЛ завершил эпоху "сто тридцатых". Однако именно эти заслуженные "трудяги" составляют основу автопарка в российском грузовом кроссе. В конце 80-х многим специалистам казалось, что гонки на "газонах" и "зилах" отжили свой век - еще год-другой и канут в Лету. Всего двадцать спортсменов собрала в 1987 году первая гонка, проведенная после 12-летнего запрета на эти соревнования (знатоки припомнят публикацию в "Правде" середины 70-х: "Грузовики должны возить народно-хозяйственные грузы, а не гоняться по бездорожью..."). Тем не менее, в начале 90-х проводился уже многоэтапный чемпионат России, разыгрывались зимние и летние кубки, грузовики вышли даже на ледяные овалы зимних треков! Специалисты были озадачены - прогнозы-то не сбылись, вместо вроде бы неизбежной гибели - необъяснимое процветание! Все больше гонщиков, все больше команд... Растет и армия зрителей, что неудивительно: из всех кроссовых чемпионатов страны грузовой самый протяженный, целых семь этапов. Плохо только, наверное, что новые модели машин не спешат прийти на смену старым. Класс, объединяющий ГАЗ-51 и ГАЗ-52 (у них одинаковые моторы объемом 3480 см3), как ниСергей Бурцев, пока - четырехкратный."Пятьдесят первые", несмотря на более солидный возраст, до сих пор не уступают "пятьдесят вторым".крути, обречен. В России сейчас осталось 25-30 спортивных фузовиков дивизиона Т-4/7 (по официальной терминологии), причем "пятьдесят первых" и "пятьдесят вторых" примерно поровну. Полностью новую машину, понятно, сегодня собрать нереально, гонщики потихоньку "добивают" видавшую виды технику. В дивизионе Т-4/8 можно выступать как на ГАЗ-53, так и на относительно новом ГАЗ-3307 и всех его модификациях, включая дизельные. Однако из полусотни гонщиков, ныне представляющих этот класс, только один (!) рискнул отказаться от проверенного временем и разбитыми сельскими дорогами "пятьдесят третьего". Да и тот Юрий Ефтеев нижегородец, которому, как говорится, сам Бог велел. На трассе его автомобиль с угловатой кабиной, безусловно, заметен. Но как следует проявить себя на фоне ГАЗ-53 Ефтееву не удается. Соперники из Кургана (этот город знаменит заводом, который долгие годы строит автобусы на шасси "газонов") и Арзамаса (там расположен малоизвестный машиностроительный завод, "военизированный" филиал нижегородского) пока сильнее. Класс "зилов" (Т-4/9) в грузовом кроссе своего рода элита. Здесь и гонщиков поболе - по всей стране около 70, да и какой-никакой техниче-Все больше появляется машин, оформленных просто безукоризненно.Сергей Колтаков (справа) и его механик.ский прогресс - в 1995 году разрешили увеличивать объем серийных двигателей до 7л посредством установки "уральской" (то есть от "Урала") поршневой группы. Многие лидеры из других классов в последние годы грозятся пересесть на "130-й", "43410-й" или их модификации, так что о скорой кончине этого дивизиона и говорить не приходится. Съездите на любой кросс в Рязань или Тюмень, Курган или Арзамас: даже легковых "восьмерок", которые вечной лавиной сходят с тольяттинского конвейера, всегда насчитаете меньше, чем "зилов". Вы, вероятно, думаете, что подготовить легковую машину для автоспорта дороже грузовой? Ошибаетесь! Примерно одинаково. Чтобы кроссовый ЗИЛ, как говорится, поехал с ветерком, с ним тоже полгода возиться надо. Спортсмены усили- •вают подвеску - дополнительные амортизаторы спереди и сзади, иной раз штук по шесть на ось, и не обязательно отечественного производства. Писк моды, диктуемый возрастающей конкуренцией, - гидравлические с регулируемым давлением, чтобы была возможность отладить машину под конкретную трассу. В задний мост ставят блокируемый дифференциал. Балку переднего, как правило, заимствуют у ЗИЛ-133 - она прочнее. Устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости. Моторы форсируют довольно прозаически - увеличивают степень сжатия, меняют фазы газораспределения. А вот система питания - это обширнейшее поле деятельности и одновременно святая святых для спортсменов. Правилами разрешено любое количество отечественных серийных "фузовых" карбюраторов и любые из них комбинации. Тут чуть ли не у каждого гонщика свое ноу-хау - хитроумных конструкций хоть отбавляй. В результате из мотора, в стандартном исполнении выдающего 150 "лошадей", выжимают 190-210. И это не предел - есть и 250-сильные двигатели, впрочем, не слишком надежные. Так что большинство придерживается золотой середины. Ограничений по октановому числу бензина нет, и дешевле "93-го" никто не заливает. Что там еще осталось? Сцепление любое, тормоза - тоже, хотя до дисковых пока не добрались (слегка доработанные родные, зиловские вполне устраивают). В коробке передач, естественно, меняют передаточные отношения. Говорят, очень неплоха для спорта коробка "Бычка", но не ко всем трассам подходит. Радиаторы используют в так называемом тропическом исполнении, а некоторые "перестраховщики" выносят в кузов еще и дополнительные. Там же обычно располагается бензобак - на штатном месте ему делать нечего, снесут сразу же. Естественно, встраивают дуги безопасности и омологированные спортивные ремни. Остается кое-что "по мелочи": переиначить крепление двигателя, поставить другой масляный картер, все заклепки из рамы вынуть и заменить болтами, довести до ума систему выпуска, продублировать систему зажигания, намертво скрепить деревянные борта... По ходу дела фузовик облегчается килограммов на 500-800. Бо-лельщики часто любопытствуют: какую скорость может развить кроссовый ЗИЛ? Спортсмены уверяют, что на асфальте 150 - легко. Дальше разгоняться никто не пытался - недешевое может получиться удовольствие. Таким образом, по самым скромным подсчетам, хороший спортивный грузовик обходится в три раза дороже обычного, серийного. Хотя внешних отличий - раз-два и обчелся. Кто-то может возразить, что, дескать, кросс на грузовиках не слишком зрелищен, не хватает ему динамики, присущей баталиям легких машин. Что ж, древние "газоны" и впрямь не слишком стремительны, но к "зилам", да на ровной широкой трассе эту претензию предъявить невозможно. На многих соревнованиях заезды "зилов" гвоздь программы. Несмотря на это, богатые спонсоры в грузовой кросс отнюдь не спешат. Видимо, потому, что еще в советские времена за ним укрепилась репутация этаких колхозно-марафонских автопробегов под девизом "Готов к труду и обороне!". А ведь сегодня дошло до создания профессиональных спортивных команд - спортсмены умудряются-таки находить источники финансирования. И лучше всего идут дела, разумеется, у тех, кто располагает солидной материальной базой. Не так давно в грузовом кроссе доминировали заводчане - мало МВячеслав Трефилов • всегда в форме. У арзамасца Сергея Кротова лучшие виды на "золото" сезона-97 в классе ГАЗ-53. Отчетливо видны дуги безопасности. Кроссовые грузовики обладают отменной прыгучестью.кто мог тягаться с гонщиками ЗИЛа и КАвЗа. Сегодня в классе "зилов" тон задают военные инженеры из бронницкого НИИ автотранспорта - полковник Вячеслав Трефилов трижды становился чемпионом страны, а в прошлом сезоне армейские спортсмены забрали весь комплект медалей. Потихоньку сдают позиции и курганцы - родной завод совсем не помогает, поскольку сам без денег. В прошлом году четырехкратный чемпион в классе ГАЗ-51, 52 Сергей Бурцев даже в призеры не попал, а на его боевой машине появилась надпись "Продается". То ли покупателей не нашлось, то ли продавец передумал, но Бурцев продолжил выступления и выиграл два из пяти прошедших этапов текущего чемпионата. Курганскому автобусному эти победы славы уже не принесли - Бурцев ехал под флагом Тюменьавтодора". Отдельного рассказа заслуживает Сергей Колтаков. До сих пор выступая за КАвЗ, он - сильнейший в классе ГАЗ-53: пять золотых медалей подряд. Пожалуй, даже соперники не станут оспаривать его превосходства, хотя в этом сезоне Колтакову чемпионом, похоже, не быть - много гонок пропустил. Но зато какой сюрприз он преподнес на июльском этапе в Тюмени две блистательные победы за один день! Доказав, что ему по-прежнему - независимо от будущего распределения медалей нет равных в стане "пятьдесят третьих", Сергей стартовал и вскоре финишировал первым на... ЗИЛе, подготовленном своими руками и за свой счет. Из этой победы можно сделать два вывода. Титулы - еще не гарантия, что на тебя обратят внимание спонсоры. Понятно и другое: от тугого кошелька в грузовом кроссе зависит далеко не все. Единственное, о чем приWjL ходится сожалеть - лучшие I ^^к представители "тяжелых" каI .^ ! тегорий российского кросса никогда не смогут блеснуть за рубежом. Так и будут вариться в домашнем котле, хотя и оставаясь "лакомым блюдом" для наших болельщиков. Что поделать, кросс в Европе и обеих Америках не столь популярен, как в России, а главное почти нет там машин, равных по характеристикам "газонам" и "зилам". Эх, много, много потеряли иностранцы, сняв с производства грузовики 50-х... Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото Андрея Клещева