80
81
Если вы собрались серьезно заняться качеством звука в своем автомобиле ис этой мыслью идете в магазин - остановитесь! Количество всевозможных кроссоверов, ресиверов, коннекторов и т. п. может сбить с толку. И как результат - комплект стоимостью в 2000 долларов будет звучать хуже более простого, что вчетверо дешевле. Предлагаемая статья не дает всеобъемлющих рекомендаций - скорее, ставит целью предостеречь от часто встречающихся ошибок.В свое время мне показали "восьмерку", музыкальная система которой произвела довольно хорошее впечатление. При этом специалисты утверждали, что такое сочетание компонентов "играть не должно". В него входили магнитолаКак бы то ни было, система сто, как кажется. Безусловно, играла, притом, с точки зрения на эксперименты может идти владельца, довольно хорошо. либо состоятельный владелец Думаю, помогло отсутствие (а вдруг систему придется перезадней пары динамиков: звук делывать?), либо овладевший "не размазывался" по салону. знаниями по этой части. Низкими частотами объем наСделаем еще один шаг по полнял сабвуфер, а передняя лестнице познания - разберем"COHH-XR-C720", CD-ченджер акустика полностью отвечала ся в действительной необходи"Сони-51", передняя "акустика": за звуковой образ. Специалимости некоторых компонентов. среднечастотная "Инфинити" с сты развели руками, а я счиНачнем с того, что тип магнитокроссовером и "пищалкой" "Кен- таю, что звук в этой "восьмерлы и необходимость в ченджере тон" и активный сабвуфер "Кла- ке" - просто отдача вложенной вы должны определить сами. рион АТ-8", находившийся в нев него души. Приведенный приОт функциональных возможнозакрепленном состоянии в бамер доказывает, что в "музыстей хэдюнита (головного устгажнике. Для "восьмерки" болькальном салоне" не все так проройства, то есть магнитолы) зашего и не требовалось. В дальнейшем этот комплект был дополнен усилителем "КенвудKAC-PS100", что добавило мощи и резкости звуку, а покупка DSP (Digital Signal Processor цифровой процессор сигнала) внесла шарм, доступный не всякой бытовой системе. Никакой дополнительной шумоизоляции на машине не было. Упомянутые специалисты объясняли свое мнение так: "мягкая" акустика "Инфинити" в сочетании с довольно жесткой "Кентон" не способна дать реальной картины звука, а активный сабвуфер "Кларион" по мощности не дотягивает до обАктивный кроссовер. щепринятых канонов. (Заметим Двухкомпонентная акустика (низкочастотный ив скобках, что мощность сабвувысокочастотный динамики в комплекте с пасфера должна быть приблизисивным кроссовером). тельно равна общей мощности Комплект кабеля и соединений для установки двухполосного усилителя. системы.) 80 ЗРЛМ 99 А УЕ /7висит, какой будет система в окончательном варианте (подробности - см. ЗР, 1997, N* 6). Если вы намерены установить компонентную акустику (в ней полный частотный диапазон озвучивают несколько динамиков - каждый отвечает за свои определенные частоты), то без кроссовера (фильтра) вам не обойтись. Часто акустическая система состоит из пары низкочастотных и высокочастотных динамиков, при этом каждый динамик хорошо работает только в строго определенном диапазоне. Ясно, что высокочастотный динамик (твитер) не сможет воспроизвести басовые ноты и при подаче на него низких частот будет сильно хрипеть. То же ис низкочастотным компонентом массивный и упругий диффузор не в состоянии "отреагировать" на высокие частоты. Тут на помощь и приходит кроссовер: именно он разделит в каждом канале общий сигнал на два (каждому - свое!) и подаст их на ^•Фдинамики. Можно пойти простым путем - не подбирая отдельные компоненты, купить комплект, в который входит пассивный кроссовер, уже настроенный на параметры динамиков. Вы можете приобрести систему ис активным кроссовером. Если пассивный монтируют после усилителя и он "съедает" около 5 Вт мощности, то активный кроссовер устанавливают перед усилителем. Он сам служит как бы для предварительного усиления. Однако активный кроссовер сразу же предъявит вам новое требование: на каждом канале должен быть свой собственный усилитель (или один, но многоканальный). Система с активным кроссовером - очень требовательная и довольно дорогая. В случае пассивного кроссовера можно обойтись усилителем магнитолы или, что удобнее и лучше, добавить еще один. Решайте сами, но при этом не забудьте о кабеле. Кабель, которым комплектуется обыкновенная акустическая система, - уже с разъемами, так что ошибок при установке быть не может (если конечно, не делать их специально). Покупая дополнительный кабель взамен штатного, вы рискуете запутаться и не получить желаемого улучшения. Помните, что "прозвонить" уже готовую цепь с динамиком невозможно: сопротивление его мало (около 4 Ом) и он воспринимается тестером как кусок провода. По сути, так и есть - обмотка динамика состоит из провода. Поэтому будьте внимательны и все подключайте сразу правильно.Ресивер.Если вы все-таки перепутали полярность, ничего не сгорит - но вы рискуете потерять часть звука: к примеру, барабан у вашей правой руки сбежит от вас, по ощущениям, метров эдак на пятьсот и вы не услышите звуковой образ таким, каким его задумал режиссер. Отнеситесь серьезно ик силовому кабелю. Дело не только в том, какой он, но и, в большей степени, куда он подключен. Очень часто основной "плюсовый" провод магнитолы подсоединяют где-то у прикуривателя или в районе замка зажигания. Невелика беда, но (если аппаратура довольно мощная) при увеличении громкости магнитоле не хватит питания. Отсюда и помигивание экрана в такт музыке, и похрипывание при "пиках". Исправить все довольно просто: взять основной "плюс" непосредственно с аккумуляторной батареи. Каждый, наверное, когда стартер плохо крутил двигатель, первым делом зачищал контакты на аккумуляторе. Ну, а звуковая система намного чувствительнее и без качественного соединения не обойтись. Тут вам могут понадобиться коннекторы (соединители). Коннектор улучшит звук, но не спасет от еле заметной вибрации в динамиках из-за пульсации тока генератора. Возможно, придется ставить ресивер или конденсатор, которые отфильтруют нежелательные помехи. Емкость ресивера в "хай-эндовских" (то есть высшего класса) автомобильных музыкальных системах доходит аж до 4Ф (это колоссальная величина, емкость металлического шара размером с Землю - 1 Ф). Я умышленно не коснулся темы выбора моделей магнитолы, колонок: на вкус и цвет товарища нет. Что купить и сколько заплатить - ваше дело, но... в любом случае проконсультируйтесь со специалистом, чтобы не заблудиться в "мелочах" и не выбросить деньги на ветер. Алексей МАЛАФЕЕВСТЕКОЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯСегодня производство и эксплуатацию автомобилей трудно представить без новейших химических технологий. Да и химики не оставляют без внимания эту интересную и перспективную область. Последний и удивительный - пример такого сотрудничества - по-видимому, скоро на смену стеклу приоколо 40 млн. долларов. СП будет разрабатывать рецепты новых материалов, нецарапающихся покрытий и технологию их производства. Научно-технический центр изготовит и первые опытные партии необычных стекол. Предварительные исследования показали, что новые ма-внешний стеклянный слой "клеевая" связка ударопрочный поликарбонат внутренний стеклянный слой пленка для защиты от осколков кант .S. /у/ / // /SHT\ / /У//1 ууВообще-то, поликарбонат в специальных автомобильных стеклах применяют давно. На снимке - пуленепробиваемое стекло БМВ.w / ^ ш/ ^ ^ в^нВ^дет пластик. Заметим, что стекло в автомобилях применяют еще с тех пор, когда кузова были деревянными, сиденья - непременно кожаными, а двигатели - чугунными. Сталь, пластмассы, синтетические ткани заменили дерево и кожу - их используют лишь в отделке дорогих машин. Чугун сильно потеснили алюминиевые сплавы, только стекло не сдает позиций. Однако наступление на него уже началось. Летом нынешнего года два крупнейших изготовителя пластмасс - немецкий концерн "Байер" и американская фирма "Дженерал электрик пластике" (подразделение концерна "Дженерал электрик") создали совместное предприятие по производству автомобильных "стекол" из поликарбоната. Парируя неизбежные вопросы, создатели СП сразу же поясняют: пластик будет покрыт специальной нецарапающейся пленкой. Какие же преимущества у нестеклянных стекол? Об этом чуть позже, сначала о предприятии. Расположится оно в автомобильной столице США Детройте. Доля в проекте каждого из участников - 50%, и в ближайшие годы они инвестируюттериалы обладают целым набором ценных качеств. В частности, масса на 40% меньше, чем у обычного автомобильного стекла, что позволит снизить и массу машины, а значит, экономить топливо. Другое преимущество - высокая стойкость к ударам. Следовательно, водитель и пассажиры будут лучше защищены при аварии, да и злоумышленникам станет труднее проникнуть в машину. Новые материалы лучше защитят салон от нагрева солнечными лучами, а это повысит комфорт. Интересно, что, в отличие от обычных, поликарбонатным стеклам легче придать сложную форму, и теперь у дизайнеров будет больше возможностей, чем они наверняка воспользуются. Решат ли сделать боковые стекла рифлеными, крышу целиком из пластика или, по примеру часовщиков, закроют механизмы подкапотного пространства прозрачной крышкой, пока предугадать трудно. Ясно только, что если революция в производстве стекол состоится, то в привычном облике автомобиля появятся новые черты. Дмитрий ПОСТНИКОВЗА РУЛЕМ 9/9781