14
16
17
1ИКАИдея создать мини-вэн с использованием серийных агрегатов родилась на ВАЗе давно, но, как у нас нередко бывает, на ее воплощение ушли долгие годы. Первый опытный образец ВАЗ-2120 появился около года назад (см. ЗР, 1996, № 1); образцы, изготовленные в нынешнем году, стали очередным шагом к серийному производству. Впечатлениями от новой машины делится Сергей МИШИН. Эту породу автомобилей вывели недавно, около пятнадцати лет назад: пытливые японцы "скрестили" микроавтобус с легковым универсалом. Гибрид, который мы называем универсалом повышенной вместимости (УПВ) или, на американский манер, мини-вэном, унаследовал от одного "родителя" вместительность и естественную посадку, от другого - комфорт и важнейшую черту легковой компоновки - передние сиденья позади оси, а не перед ней (см. ЗР, 1995, № 2). Сочетание качеств оказалось столь удачным, что породило массовый спрос - сначала в США, а постепенно ив Европе, где в последние годы появилось множество близких по параметрам моделей - по сути, всех известных марок. Считают, что этот сектор рынка в ближайшие годы будет расширяться. КАКАЯ "НИВА"РОДНЕЕ? Этот мини-вэн построен с использованием "нивовских" агрегатов. Причем неверно говорить, что строился он на платформе длинной "Нивы" ВАЗ-2131, хотя у обеих ма14 З РУЛЕМ 9/97 А шин одинаковая колесная база. Скорее наоборот. Идею создания мини-вэна на шестьсемь человек, с "нивовскими" мостами, коробкой и "раздаткои", вначале требовалось "обкатать". Для этого изготовили ходовые макеты - кузова двух "нив" удлинили полуметровыми вставками посредине. Получившимся машинам даже имена дали: "Консул" и "Президент". Задача была проста: проверить, выдержит ли трансмиссия повышенные нагрузки - ведь масса автомобиля возросла почти до двух тонн. Выдержала. Во время испытаний публика проявила к этим машинам огромный интерес. Поэтому было решено на первых порах (пока разрабатывается конструкция мини-вэна) организовать выпуск длинной "Нивы". Так появились сначала трехдверные модели 2129 и 2130, затем и пятидверная - 2131. Но все они, повторюсь, лишь ступени на пути к мини-вэну "Надежда", о котором этот рассказ. Пол у него оригинальный, как и весь несущий кузов, дверей - четыре: две передние, задняя (только справа) - сдвижная, щ и дверь задка, которая открывается вверх. Мест для сидения - шесть или семь. Предусмотрено два варианта среднего сиденья трехместное, со складывающимся правым крайним (для прохода на двухместное заднее), либо двухместное. В любом варианте среднее сиденье можно установить в одно из трех положений: среднее, когда есть необходимость посадить кого-нибудь на последний ряд; заднее - более комфортное, так как сиденье максимально отодвинуто назад, когда там свободно; и переднее, если его необходимо сложить (вместе с задним) для получения грузовой площадки. Как задние сиденья (по отдельности), так и среднее (целиком) можно Y превратить в столик, сложив спинки, или полностью откинуть, освободив место для груза. Левая часть пола целиком отдана большому топливному баку - его емкость не менее 70 литров. Инструмент и домкрат лежат в нише под полом в конце салона (доступ через проем двери задка), а под боковыми крышками есть место для мелочей, необходимых водителю. Кстати, через эти же крышки открывается доступ к лампочкам задних фонарей. Буксировка прицепа не предусмотрена, машина сама слишком тяжелая. А вот буксирная проушина расположена ... в "багажнике" рядом с инструментом. Ее в случае 0 необходимости можно завинтить в специ- альные отверстия слева или справа в передней и задней частях автомобиля. ЗА РУЛЕМ, И НЕ ТОЛЬКО С компоновкой познакомились - пора и за руль. А до него, оказывается, добраться сложновато: сиденье - высоко над поверхностью дороги, да над полом салона тоже. Посадка получается почти вертикальной, "автобусной". Рулевое колесо, регулируемое по углу наклона, ощутимо смещено влево относительно сиденья. А рычаги коробки передач и "раздатки" совсем короткие - они заставляют водителя наклоняться.Панель приборов оригинальная, но, естественно, с использованием вазовских кнопочек и клавиш, а вот комбинация приборов заимствована у "десятки". Управление наружным освещением - с помощью поворотного выключателя, расположенного в левой части панели приборов, а не традиционной для вазовских моделей клавишей. Блок предохранителей и реле от ВАЗ-2110 - почти на том же месте, что иу "десятки", доступ к нему - из салона. Отопитель на "двадцатке" используется от "Самары-2", но, кроме него, есть еще и дополнительный, в "левом борту" близ среднего сиденья. Он нужен, чтобы обогревать пассажиров в среднем и заднем рядах. В потолке над передними сиденьями врезан люк, но по заказу можно добавить и второй, в задней части салона. Такая комплектация предусмотрена не случайно: зад-ние стекла не открываются, поэтому без второго люка в жару не обойтись. Ну, это мы "вперед паровоза" забежали - вернемся на водительское сиденье. На шоссе ив городе "Надежда" в ездовых ощущениях совсем не напоминает длинную "Ниву" ВАЗ-2131. Мини-вэн гораздо плавнее, мягче, комфортнее, но заметно тяжелее, что сказывается в первую очередь на темпе разгона "Надежды". Думается, стоит подобрать другие передаточные числа трансмиссии. Впрочем, это ведь уже не легковой автомобиль, а хоть и микро-, но автобус. И манера управления здесь должна быть иная - более степенная, неторопливая. Не одного себя везешь, водитель! Поэтому мы так и поедем - степенно и неторопливо. Между прочим, на среднем сиденье, да и на заднем, можно вполне комфортно расположиться, если ваш рост не более 180 см. А здоровенным дядям предназначен упоминавшийся четырех-пятиместный вариант.В таких креслах и водитель и пассажир не устают. Панель приборов разработана специально для "Надежды" но содержит знакомые вазовские приборы.Складывающиеся сиденья дают возможность выбрать наилучший вариант для грузов разного габарита.Очевидно, на серийных образцах фары будут красивее."•'V-.'. •;;'"'''••" Уровень шумов и вибраций в салоне несколько ниже, чем у "Нивы", но все же раздаточная коробка дает о себе знать специфическим подвыванием. Кстати, насколько оправдывает себя полный привод? Для ответа мы свернули с асфальта и направились на специальную трассу, где проходят кроссовые соревнования. Очень неплохо! И по колдобинам машина достаточно плавно едет, и на горки крутые и даже очень крутые забирается. В общем, на бездорожье "Нива" в "Надежде" сильно проглядывает. Только чувствуешь - более тяжелая и валкая. И еще вот что обращает на себя внимание - при движении по полям передний бампер своей нижней частью часто мешает - низковато висит. Однако этот "автобус" не может быть таким же "проходимцем", как ВАЗ-2131, тем более таким, как короткий ВАЗ-21213. Он особый, со своим характером. ВСЕ-ТАКИ - КАКОЙ ОН? Сложно оценивать этот автомобиль. С одной стороны, "микроавтобус". А с другой - шасси "Нивы" не дает покоя, так и хочется заехать куда-нибудь в дебри, поглубже. Но здесь уж приходится себя сдерживать, чтобы вовремя остановиться. В общем,сложно пока ответить, что же получилось. Во всяком случае, машина интересная. В конце года мини-вэну ВАЗ-2120 предстоит получить сертификат, взойти, пусть и на ручной, но все-таки конвейер (в опытнопромышленном производстве генерального департамента развития). Вот тогда будет смысл вернуться к этой машине и поговорить о ней с пристрастием. А пока у "Надежды" еще есть время, чтобы окрепнуть доводочные работы продолжаются. Остается лишь пожелать, чтобы "Надежда" оправдала надежды и ВАЗа, и будущих ее владельцев. Сергей МИШИН Фото автора и Сергея ИвановаТехническая характеристика автомобиля BA3-2120 \ Размеры, мм: длина - 4200, высота - 1690, ширина - 1725; база - 2700. Масса в снаряженном состоянии - 1400 кг: грузоподъемность - 600 кг. Двигатель - ВАЗ-21213 (карбюратор) или ВАЗ-21214 (впрыск) Общие данные: максимальная скорость - 135 км/ч. время разгона с места до 100 км/ч 23 с; расход топлива при 90.120 км/ч ив ГЦ-10.3; 11.8; 12.3 л/100 км. >Компоновка моторного отсека мало отличается от "нивовского", поскольку использован ее двигатель.Необычно расположена запаска - под полом в районе правых дверей.Буксирные проушины вворачивают, только когда они требуются.