134
ВДОРОЖНИКИ•3 РУЛЯ- Где ж здесь руль, братцы? Тормоза где? - эти слова сорвались с языка, когда я взгромоздился на внедорожное милицейское средство передвижения под названием ...лошадь. Россия. Граница Европы и Азии. Провинциальный город Первоуральск. Заводы, дома, магазины. Дороги. Как и везде в России, разные. Плохие и не очень. Плохих больше. Зимой - снег, летом - пыль, весной и осенью - распутица. Шоферы, ругаясь сквозь зубы, пробираются по ухабам, с замиранием сердца форсируют лужи неведомой глубины, плюются жидкой грязью изпод колес. За кустами прячется унылый инспектор с радаром в тщетной попытке поймать камикадзе, рискнувшего превысить дозволенный лимит 40 км/ч. Глубинка! Жить трудно, ездить - тяжко. Но надо. Может, именно по причине бездорожья и появились в Первоуральске конные патрули. А может, потому, что бывший милицейский начальник как-то побывал в Штатах и увидел там конную полицию. Так или управляемость - беспрекословно слушаются всадника. По инструкции, милицейская лошадь должна быть всегда "физически исправной", то есть сытой, здоровой, не хромой, готовой работать 10-12 часов. Когда конный патруль появился на улицах города, люди оборачивались, показывали пальцем. Потом привыкли. Выявились неоспоримые преимущества лошади перед автомобилем. Особенно на пустырях, в парках и лесопарках. Верхом можно проскочить напрямик там, где шофер вынужден петлять, осторожно двигаясь по ухабам и рытвинам. На скверной дороге, а тем более, на бездорожье скорость лошади выше. Кроме того, обзор у всадника гораздо лучше, чем у водителя. Да и самого его видно дальше. Нарушители порядка сориентировались ...и перестали убегать, сообразив, что это бесполезно. Теперь они предпочитают исчезать загодя, едва заслышав цоканье копыт. Весьма удобно оказалось прочесывать дворы конными группами к примеру, в поисках угнанного автомобиля. Благодаря мобильности и "внедорожности" зонапатрулирования в труднодоступных местах расширилась для наряда той же численности почти втрое. Словом, Первоуральск, оправдывая свое название, ввел конную милицию первым на Урале. А Екатеринбург и другие крупные города пока лишь присматриваются: нужна ли конница там, где дороги поприличнее? Нужна! Конники, пользуясь неоспоримым преимуществом в маневренности, способны преодолеть автомобильную пробку любой протяженности. Пользуясь великолепным обзором (уступающим только вертолетному), они заметят больше нарушителей и, держа связь по рации, смогут их задержать. Недаром в Соединенных Штатах, где деньги зря на ветер не бросают, живет и здравствует конная полиция. И в конце концов, человек в форме и верхом - это просто красиво. Аркадий КОЗЛОВ Фото автораиначе, идея родилась и была поддержана местной администрацией. Лошадей купили на конном заводе, а вот за упряжью пришлось ехать в Нижний Новгород. Потом - обучение людей: после дедапрадеда почти никто не ездил верхом. Лошадей тоже обучили. Они теперь не пугливые (не шарахаются от автомобилей, не боятся собак и даже выстрелов). И, говоря автомобильным языком, имеют отменную 134 ЗА РУЛЕМ 9/97