27
28
29
30
31
ТЕСТНа дворе сентябрь - пора готовить зимнюю обувку для автомобиля, если ему, конечно, предстоит колесить по заснеженным дорогам, а не отстаиваться в теплом гараже. Подобрать нынче подходящие покрышки непросто. С одной стороны, велико разнообразие, с другой скудна информация о свойствах тех или иных шин, к тому же порой она противоречива. А стоимость комплекта из пяти штук внушительна - от 200 до 500 долларов. Хочется потратить такие деньги с наибольшей пользой. Чтобы помочь читателям в выборе шин, мы провели испытания пяти новых моделей зимних покрышек, подготовленных ведущими фирмами к этой зиме.КОНКУРЕНТЫ В группу подопытных отобрали неошипованные покрышки с зимним рисунком протектора, именуемые за рубежом "M+S" (Mud+Snow - грязь+снег), самой распространенной размерности 175/70 R13, то есть для "жигулей, "самар", "десяток", старых "москвичей". Состав интернациональный. Два комплекта шин отечественного производства - НИИШП И-508 и "Барум OR-42 Полар" (Barum OR-42 Polar), выпускаемый Московским шинным заводом. Остальные - зарубежные: словацкий "Матадор МП-55 плюс" (Matador МР-55 plus), "Гудьир Ультра Грип5" (Good Year Ultra Grip-5) из Германии и "Пирелли Винтер 180 Перфомэнс" (Pirelli Winter 180 Performance) из Италии. Сравнивая шины между собой, отталкивались от известной покрышки Бл-85. Напомним, она с дорожным (летним) рисунком, поэтому результаты у нее заведомохуже, чем у зимних шин. Но это вовсе не означает, что она плохая, просто Бл-85 не для снега. Автомобили выбрали, разумеется, самые массовые отечественные - переднеприводную "Самару" ВАЗ-21083 и классические "Жигули" ВАЗ-21063. Перед тем, как "обуть" машины, мы внимательно осмотрели новые шины. И, опираясь на свой опыт, оценили вероятное поведение автомобилей на этих покрышках. Так, впрочем, поступают и обычные автолюбители. Самый "активный" рисунок протектора у отечественных. У НИИШПа он малонасыщенный - крупные шашки (по центру протектора, рассеченные узкими прорезями ламелями) далеко отстоят друг от друга. Такая "фреза" будет рыть даже землю, не то что снег. По краям (в плечевых зонах) шашки-монолиты, в них конструкторы предусмотрели отверстия для шипов. Кстати,из-за таких блоков, как показывает практика, шина обычно хуже держит в поворотах. Примерно то же можно сказать ио московском "Баруме". И у него "на плечах" есть отверстия для шипов. Но рисунок насыщен - значит, площадь контакта у "Барума" будет больше, чем у НИИШПа (и других шин). Усилие на руле в этом случае выше, хотя на скользкой дороге это не так важно. У иностранных шин насыщенность средняя - между И-508 и "Барумом". Главное отличие от наших - направленный рисунок протектора ("елочка"). Благодаря этому они должны хорошо очищаться от снега и грязи и потому лучше грести на заснеженной дороге У "Пирелли" ламели нарезаны чаще - такая шина будет цепляться за лед. У "Матадора" шашки есть даже на боковине - они помогут машине в глубокой колее. У "Гудьира" бросаются в глаза продолговатые изрезанные шашки в середине протектора - на таких, вероятно, разгон и торможение эффективнее. З РУЛЕМ 9/97 А 27 Пора проверить наши предположения. Шины надеваем на добротные диски "К & К" из Красноярска, оснащаем машины профессиональной аппаратурой "Датрон" и "Флоутроник" для замеров скорости, ускорения, замедления, расхода топлива и т.п. И вот экспертная группа выводит автомобили на комплекс специальных дорог, изобилующих поворотами, подъемами, прямыми длинными участками, на которых есть лед, укатанный и рыхлый снег, грязь, чистый промерзший асфальт. Лучшего для полноценных испытаний шин не придумать! РАЗГОН На "Самаре" шины "Барум" и "Матадор" ведут себя одинаково, словно воспитанники одного училища, - при троганье на льду немного пробуксовывают. Так же - на второй и третьей передачах во время движения. Правда, на "Матадоре" скольжение контролировать педалью газа легче. Мы предполагали, что в рыхлом снегу обе шины будут вести себя так же. Тем приятнее было, что даже при интенсивном разгоне ни одна из них не буксовала. "Гудьир" вел себя лучше - на льду проскальзывал только в первый момент, а по укатанному снегу буксовал и того меньше. Впрочем, педалью газа можно запросто управлять проскальзыванием "Гудьира". ВРАЗГОН (с места Бл-85 ВАЗ-21083 Время, с % 21,0 100 15,2 72,4 "Барум"160 км/ч, покрытие -лед) удьир" "Матадор" НИИШПТаблица 1 "Пирелли"14,7 70,115,1 71,915,3 72,915,3 72,9ш^тшшяшшшшшшшшшшшшшПШШЯШШШШЯвШЕШШШШЯШШШШ^ВАЗ-2106 Время, с % 36,6 100 25,4 69,425,1 68,627,5 75,126,9 73,524,7 64,7шшшшяшшшшшшшшшшкшшшэтом случае автомобиль разгонялся весьма интенсивно. "Пирелли" последнему не уступила, а где-то и превзошла. Едва заметная пробуксовка при троганье на укатанном снегу, а дальше очень активный разгон, будто по асфальту. "Винтер Перфомэнс" проявил удивительную цепкость даже на льду! Увы, НИИШП разочаровал. Стоит добавить "газку", как колеса начинают скользить почти на любом зимнем покрытии (кроме рыхлого снега). Тут от водителя требуется сноровка - очень четкая работа сцеплением и газом, чтобы заставить машину уверенно двигаться вперед. Пробуксовка возникала и при переключении всех передач. Подытожим: при разгоне "Гудьир" предпочитает лед снегу, "Барум", "Матадор" и НИИШП, наоборот, больше "любят" снег, а вот "Пирелли" все равно, что "под ногами". И все же на льду ускорение на всех зимних шинах ощутимее, чем на Бл-85, - оно и понятно. "Жигули" на разных шинах вели себя так же, как и переднеприводный автомобиль. Но недостатки и преимущества покрышек проявлялись отчетливее. "Барум" и "Матадор" пробуксовывали в большей степени не только при троганье, но и при разгоне на первой, второй и третьей передачах. Управлять скольжением на "Матадоре" легко, на "Баруме" же поймать грань буксования сложно. При этом на словацких шинах автомобиль движется ровно, а на "Баруме" во время интенсивного разгона стремится уйти в занос - приходится постоянно корректировать направление рулем. "Гудьир" и "Пирелли" вели себя достойно. Пробуксовка была заметна только на"Барум OR-42 Полар" - "комфортный вездеход". Лучшая по проходимости в глубоком снегу, управляемости на рыхлом снегу, плавности хода, самая дешевая. Худшая по устойчивости при резком торможении на льду, поведению на ледяных неровностях, худшая при объезде препятствия на "Самаре". Цена - $36. 28 ЗА РУЛЕМ 9/97"Гудьир Ультра Грип-5" - "спокойный, надежный товарищ". Лучшая по времени разгона, самая экономичная, самая "ровная" по всем свойствам. Худшая по управляемости на смешанном покрытии лед-снег, резкая блокировка при торможении. Цена - $95."Матадор МП-55 плюс" - "городской универсал". Самая комфортная (мягкая и тихая), лучшая по тормозному пути на снегу, хорошо контролируется момент блокировки и буксования колес. Худшая по тормозному пути на льду, самая неэкономичная, худшая при объезде препятствий на "Жигулях". Цена - $46. первой и второй. Грань буксования легко уловима, однако "уходить" от него и не нужно: разгон ощутим даже на проскальзывающих колесах. К тому же "Жигули" ускорялись ровно, без рысканий. Шины НИИШПа вновь не порадовали. Трогаться сложно, сильная пробуксовка на первой и второй передачах, управлять ею трудно. Но автомобиль все же шел вперед без заноса и только на третьей передаче приходилось иногда немного поворачивать руль, чтобы его избежать. Для себя еще раз уяснили, что на "классике" преимущества направленного рисунка протектора более ощутимы. А места в этом тесте распределились так: впереди "Пирелли" и "Гудьир", за ними "Барум". НИИШП и "Матадор", которые отстали от лидеров примерно на две секунды. Все результаты приведены в табл. 1. ПОВОРОТ "Самара" на "Баруме", "Матадоре" и "Гудьире" по укатанному снегу ведет себя одинаково - плавно и медленно соскальзывает наружу. В рыхлом снегу на "Баруме" "Самара" идет, будто по рельсам. На "Гудьире" и "Матадоре" немного хуже. Зато на льду "Гудьир" - фаворит. "Пирелли" не отстает от лидера и даже иногда выигрывает. Ведь ей, напомним, все равно, что на доро-" ' " ! |1|В тестах на комфорт и шум мы, кроме "официальных" машин, привлекли и "Самару-2" На ней шины вели себя так же.ге - лед или снег, она уверенно держит машину. Если ошибся и вошел в поворот с чересчур высокой скоростью, автомобиль, обутый в "Пирелли", не закрутится как волчок. Возникнет легкий и плавный занос, который вряд ли напугает опытного водителя -автомобиль выравнивается просто газом. От НИИШПа ощущения малоприятные. На завышенной скорости "Самара" резко срывается передними колесами в сильное боковое скольжение - снос. Уверенней можно пройти поворот по рыхлому снегу, но ив нем машина скользит - будь здоров! Заметим, на асфальте у "Самары" с шинами НИИШП реакция на повороты руля заметно притупляется. Для степенной езды это весьма хорошее качество - автомобиль не будет излишне чувствительным.НИИШП И-508 - "король российской глубинки". Лучшая по тормозному пути на льду и на снегу, лучшая по поведению на ледяных неровностях и выходу из любой колеи. Самая шумная, худшая по времени разгона, сцепным свойствам холодной шины. Цена - $38."Пирелли Винтер 180 Перфомэнс" - "почти спортсмен". Самая цепкая при разгоне ив повороте, лучшая при объезде препятствия, самая устойчивая при торможении. Самая жесткая на мелких неровностях. Цена - $79.Общие оценки поведения "Самары" в повороте таковы: "Барум", НИИШП и "Матадор" - шины "снеговые", "Гудьир" "ледовые", а "Пирелли" - "всепогодные". Мы описали обычные режимы движения и близкие к критическим. Нам же любопытно было еще узнать, как поведет себя "Самара" в предельных режимах в серии поворотов на специальной трассе. На "Баруме" и "Матадоре" "восьмерка" постоянно рыскает, переходя от сноса к заносу, хотя на второй шине реакция была мягче. Обе покрышки лучше чувствуют себя на снегу. "Барум" цепляется за любое снежное пятнышко, но стоит выскочить на чистый лед, как машина резко срывается в боковое скольжение. На "Гудьире" чувствуешь неуверенность, когда попадаешь одной стороной на рыхлый снег. "Самару" затягивает в него и выбраться бывает непросто. А вот когда покрытие под всеми колесами одинаковое, автомобиль сползает наружу мягко, плавно. Даже у среднего водителя не возникнет парализующего страха. Машина отлично управляется газом: сбросил - нырнет в поворот, добавил - сносит. Так же уверенно реагирует и на поворот руля. Заставить машину двигаться выбранным курсом сможет таким способом и непрофессионал. На НИИШПе передок резко сносит, как только машина входит в поворот, независимо от покрытия. Тогда автомобиль на руль и газ почти не реагирует, хотя и цепляется за ледяные кочки и шероховатости. Если сбросить газ и подождать, собрав остатки мужества, когда скорость упадет, автомобиль "выйдет" из поворота самостоятельно, но предприятие, как понимаете, рискованное. "Пирелли" цепляется за снег и любые неровности, а потому уверенно держит машину на высокой скорости, которой не удалось достичь на других шинах. При этом "Самара" послушна рулю - куда повернул, туда и направится даже на льду. Но стоит резко сбросить газ, возникает занос. Правда, справиться с ним нетрудно. "Жигули" в тесте "поворот" (обычное движение) непредсказуемы только на "Матадоре". Сначала автомобиль мягко соскальзывает наружу поворота, а затем резко срывается в снос или занос. Так что водитель был всегда начеку.ЗА РУЛЕМ 9/97 29 На "Баруме" "Жигули" легко скользили в сторону передними колесами, затем резко наступал занос, с которым, впрочем, легко справиться, если сбросить газ и осторожно поворачивать руль в сторону заноса. На "Гудьире" "шестерка" уверенно движется в скользком повороте на более высокой скорости. Разумеется, у нее есть предел, за которым возникает мягкий, как говорят специалисты, прогнозируемый занос. Преодолеть его просто - повернуть руль на 5-10° и не спеша отпустить педаль газа. НИИШП всегда требует точного выбора скорости в повороте. Стоит ее превысить, начнется пугающее скольжение передка наружу. На "Пирелли" ездить, пожалуй, приятнее, чем на остальных. На высокой скорости (она намного превышает достигнутую на "Гудьире") в повороте наступает лишь легкий снос передка - он переходит в ровное скольжение автомобиля наружу. Стоит немного добавить газ, "Жигули" плавно впишутся в запланированную траекторию. В предельных режимах "Жигули" с "Барумом" на снегу ведут себя хорошо: хотя и легко срываются в занос при добавлении газа, но все же неплохо управляются рулем. На льду же машина опасна - за считанные мгновения она войдет в глубокий занос, с которым может бороться лишь опытный водитель, выправляя траекторию и рулем, и газом. Похоже, на льду шины неудовлетворительно цепляются в боковом направлении - неразрезанные шашки тому причина. На "Гудьире" автомобиль на снегу и чистом льду ведет себя одинаково уверенно и отменно управляется. Сноса почти нет, в занос уходит плавно. Удерживая в нем машину, получаешь даже удовольствие. Но "Гудьир" не любит смешанное покрытие, так называемый "микст". Когда на лед попадает хоть одно колесо, пока остальные идут по снегу, "Жигули" резко срываются в занос, который не всегда удается одолеть. От "Матадора" на снегу довольно хорошее впечатление, неплохо можно управлять "шестеркой" и в заносе. На льду же она непредсказуема - способна уйти ив за-ИМИТАЦИЯ ОБЪЕЗДА ПРЕПЯТСТВИЯ (покрытие-лед) Бл-85 ВАЗ-21083 Скорость, км/ч 34,6 100 34,6 100 38,3 110,7 36,4 105,2 35,3 102,0 "Барум" "Гудьир" "Матадор" НИИШПТаблица 2 "Пирелли"39,6 114,5%ВАЗ-2106 Скорость, км/ч722 10023,6 106,322,8 102,721,3 95,922,6 101,823,8 107,2%нос, и в снос, когда его совсем не ждешь. Причем, в достаточно глубокий. У обычного водителя это вызовет дрожь, у подготовленного - неприятные ощущения: корректировка заноса требует значительных усилий. НИИШП на снегу держит "Жигули" отменно. Шины активно сопротивляются заносу. Но если "постараться" и отправить туда автомобиль, то управлять им будет непросто. Успел быстро среагировать (сбросил газ) - есть шанс поправить дело. Опоздал - в глубоком заносе автомобиль уже не реагирует ни на руль, ни на газ. "Пирелли", пожалуй, лучшая покрышка в экстремальных ситуациях. Она уверенно держит "Жигули" и на льду, и на снегу. На ледовом покрытии автомобиль уходит в плавный нарастающий снос. Времени на раздумье и исправление хватит даже новичку.ченный по ширине конусами, выскакивает из него, объезжая препятствие, и возвращается на прежнюю траекторию. Скорость постепенно увеличивают, пока неуправляемый автомобиль не начнет разбрасывать конусы по сторонам. Какая покрышка лучше цепляется, на той и выше скорости. Все результаты - в табл. 2. "Самара" на шинах с направленным рисунком оказалась гораздо быстрее, чем на обычных. Первое место за "Пирелли", второе - у "Гудьира", третье взял "Матадор". "Барум" и НИИШП - на последнем, они едва оторвались от летней "бээлки". Боковые шашки протектора в этом упражнении - главные упоры для машин. У последних они, как мы уже отметили, не разрезаны ламелями (в них должны стоять шипы), а потому они не цепляются за дорогу - просто скользят. ИМИТАЦИЯ ОБЪЕЗДА ПРЕПЯТСТВИЯ На первом месте "Жигули" удержали Чтобы отчетливее представить возвсе те же шины "Пирелли", а на втором можности автомобилей на зимних покрышнеожиданно оказался "Барум", заметно ках, мы решили провести еще и этот тест, оторвавшись от "Гудьира". НИИШП - на весьма популярный у профессионалов. В четвертом. А вот "Матадор" обидно пронем машина "влетает" в коридор, огранииграл даже Бл-85 - он на последнем.ДЛИНА ТОРМОЗНОГО ПУТИ (в метрах на ВАЗ-21083 со скорости 50 км/ч, передача нейтральная, колеса заблокированы) Бл-85 Лед Лед, % 58 100 "Барум" 45 77,5 Тудьир" 45 77,5 "Матадор" 53 91,3 НИИШП 41 70,6 Пирелли' 52 89,6 Таблица 3Снег Снег, %32 10029 90,627 84,326 61,226 81,227 84,3тшТОРМОЖЕНИЕ Когда давишь на педаль тормоза до пола, длина тормозного пути (и поведение машины) будет одинаковой, как на задне-, так и на переднеприводном автомобиле, если они обуты в одни и те же шины. Поэтому мы измерили тормозной путь на "восьмерке". Всем экспертам понравились "Пирелли". Даже на заблокированных колесах ощущалось, по какому покрытию они скользят. Стоило отпустить педаль, колеса почти мгновенно начинали вращаться, автомобиль становился управляемым на "все сто". "Гудьир" блокировался резче, причемщщщ ми,*<Ж,4гЗ*Ф**т"Барум" меняем на "Матадор". Через несколько минут эксперты определят - тормозить с последним комплектом покрышек безопаснее.ш на плотно укатанном ив рыхлом снегу гораздо быстрее, чем на льду. "Матадор" приятно удивил экспертов "поймать" момент блокировки колес на нем было проще, чем на других машинах. Для обычного водителя это весьма полезное качество, благодаря которому можно избежать многих неприятных ситуаций. Правда, "Матадор", да и "Барум" шли на юз раньше "Пирелли" и "Гудьира". НИИШП блокировался еще раньше, неожиданно издавая на льду отпугивающий "фирменный" скрежет. Результаты замеров тормозного пути с заблокированными колесами на льду и рыхлом снегу - в табл. 3. А комментарий таков. Соревнование на льду наконец-то выигрывает НИИШП - 41 метр! Ему уступают "Гудьир" и "Барум" - 45 метров Аутсайдеры - "Пирелли" и "Матадор". Однако итальянские шины лучше других удерживают автомобиль в заданном перед торможением направлении. На "Гудьире" разворачивает на 30-40 градусов, а на "Матадоре" и НИИШПе "восьмерка" встает поперек дороги. На "Баруме" в конце тормозного пути машина уже едет задом наперед. На рыхлом снегу НИИШП делит первое место с "Матадором" - всего 26 метров. Совсем рядом "Гудьир" и "Пирелли" - 27 метров. И на последнем "Барум" - 29 метров. По устойчивости при торможении на снегу замечание получил только "Гудьир" - автомобиль развернулся на 90 градусов. ПО ПОЛЮ На "Баруме" и НИИШПе "восьмерка" способна двигаться по снежной целине глубиной до 200 мм(!), эффектно взрывая и разбрасывая искрящийся снег по сторонам! Правда, НИИШП заставляет держать руль крепче и плавно отпускать педаль сцепления, иначе можно закопаться. На "Баруме" "играть" сцеплением не нужно. Нажал газ, подождал - шины вынесут автомобиль сами. "Иностранцы" по глубокому снегу карабкаются неохотно - не любят, хотя тащат машину, если толщина его не превышает величину дорожного просвета. Тем не менее, каждая шина разрешает водителю сделать ход назад - выбраться по проторенной дороге, если атака снежной преграды захлебнулась.Без измерительного комплекса "Датрон" ("пятого колеса " ) н ельзя получить объективных и точных данных.Кто съезжал с асфальта на проселок, знает, как нелегко порой выбраться из накатанной колеи, У НИИШПа здесь нет проблем - он выберется из любой. "Матадор" и "Пирелли" будут пыхтеть, но все же где-нибудь вылезут. "Барум" выскочит только из снежной колеи, а "Гудьир" сможет закинуть одни передние колеса. "Жигули" лучше других "таранят" заснеженное поле на "Баруме", если двигаться, как говорят опытные водители, внатяг, то есть без пробуксовки. Стоит прибавить газу, и машина остановится. Несколько хуже "шестерка" пробивает колею на "Матадоре" и "Гудьире". Примечательно, что первый "повезет" машину, даже если сильно газуешь - с пробуксовкой. Для малоопытных водителей такая шина - находка. На наше удивление, на последнем месте оказались "Пирелли" и НИИШП. Ладно "итальянка", она зимы, может, не знает (хотя у них есть Альпы), а наш-то российский? На НИИШПе можно вспахать целину, если за рулем опытный водитель, только такой сможет долго "держать" легкую пробуксовку. Сбавил газ - машина заглохнет, добавил - зароется. А назад выезжать отказывается совсем - колеса двигаются с рывком и тут же закапываются в снегу. КОМФОРТ Не всегда зимой на улицах мягкий снег, особенно в крупных городах. Там чаще обычный асфальт. Поэтому еще очень важно, насколько тихо катится шина, как смягчает удары от дороги - короче, насколько комфортно пассажирам. "Барум" и "Матадор" одинаково хорошо прячут в "себе" удары от большей части дорожных неровностей, не передавая на куТаблица 4 "Пиреллизов. Правда, иногда "Барум" бухает так, будто шина весит центнер. "Гудьир" и НИИШП "пропускают" больше ударов. Самой жесткой оказалась "Пирелли", хотя шума от нее меньше, чем от других. "Матадор" по этому качеству не уступает - в дальних поездках, зимой весомое свойство. "Гудьир" мы поставили на третье, "Барум" на четвертое места. НИИШП с "камнедробильным" протектором, разумеется, на последнем. Иногда кажется, что гул от этих покрышек надоедает даже водителям, едущим рядом. РАСХОД ТОПЛИВА Его мы замеряли на "Самаре" в один день и, естественно, в одинаковых условиях. Поэтому можем точно сравнить и оценить результаты. Бесспорный лидер по экономному расходу горючего - "Гудьир". Машина берет совсем немного бензина ив городе, и на шоссе, примерно так же, как с летними шинами Бл-85. Самым разорительным стал "Матадор". НИИШП, "Пирелли" и "Барум" посредине. Разница между всеми шинами небольшая, тем не менее любители экономить сделают для себя отметки в табл. 4, куда мы занесли все данные. В заключение отметим: все зимние шины (даже без шипов) существенно улучшают ездовые свойства автомобилей (в сравнении с летней Бл-85) и обеспечивают таким образом большую безопасность езды зимой. Тормозной путь сокращается на 10-30%, управляемость улучшается до 14%, а проходимость возрастает на порядок. В то же время расход топлива на самой "неэкономичной" шине увеличивается только на 8%. Комфортабельность с зимними шинами остается на уровне летних. А какие шины предпочесть? Это предстоит решить вам, учитывая, насколько долгая и снежная зима, как часто убирают дороги, в каком состоянии покрытие, какие планируются поездки, куда чаще - за город или в городе, помногу ли придется ездить в день и т.п. Следует учесть свои темперамент, опыт и мастерство, а также сумму в статье расходов на зимнюю "обувь". Опубликованные здесь результаты помогут при выборе. Экспертная группа ЗР Сергей МИШИН, Александр СМИРНОВ, Евгений ЛАРИН, Валерий ПАВЛОВ, Владимир СМИРНОВЗА РУЛЕМ 9/97 31РАСХОД ТОПЛИВА (в л/100 км на 5-й передаче, покрытие - лед) Бл-85 60 км/ч 4,8 100 % Ш-ЗЗШШШШШШШШ 90 км/ч % 6,1 100 "Барум" Тудьир" "Матадор" НИИШП5,0104,24,8 1006,1 1007,6 101,35,1106,35,2108.35,1106,36,46,56,56,6 108,2104,96,1 108,0106,68,1 108,0106,67,6 101,3ЕЗТЯЯНПо городскому маршруту % 7.5 100 7,6 101,3